08:20

Фуры на границе: у водителей порой сдают нервы и дело доходит до потасовок

Обстановка на автомобильном пункте пропуска «Чернышевское» продолжает оставаться напряженной. 
Согласно официальным данным, а именно отделения по связям с общественностью Калининградской областной таможни, в понедельник, 18 декабря, в очереди на выезд из Калининградской области в Литву  стояли  120 грузовиков, еще 25 находились на нейтральной полосе, уже оформленные российской стороной  При этом 10 декабря ТАСС со ссылкой на руководителя пресс-службы областной таможни Оксану Иванову сообщал, что очередь на границе Калининградской области с Литвой увеличилась до 260 фур. То есть динамика в сторону снижения очереди явно есть 

«Все на пределе» 

В начале декабря губернатор Калининградской области Антон Алиханов, комментируя сложившуюся ситуацию,  возложил ответственность за большую очередь на Литву. По его словам, таможенники соседней страны намеренно тормозят работу. Впрочем, по мнению главы области, дело не только в них. 
– Подтекст – в сливе бензина, – объяснил он журналистам 5 декабря. – Когда ты видишь разницу в цене на «Лукойле» или «Сургутнефтегазе» на выезде из Калининграда и понимаешь, почем его потом можешь слить в Литве… Тебе же не нужна одна тонна бензина? А в грузовик вмещается как раз тонна (ну, 800 литров или 1 200). Чтобы проехать Литву, тебе много не надо, у тебя 24 часа, надо проскочить быстро. 
По мнению губернатора, водитель таким образом может зарабатывать от 60 до 100 тысяч рублей за рейс.
Корреспонденты «Страны Калининград» приехали на пункт пропуска «Чернышевское» в среду, 13 декабря. Ждущих своей очереди машин было очень много. Водители утомленные, откровенно раздраженные многодневным стоянием. 
– Поймите: за слив топлива в Литве и Латвии могут машину конфисковать, – устало пояснил водитель, представившийся Юрием. – Да и потом, штрафы там бешеные. Никто при таком раскладе рисковать не будет. Особенно если учесть, что большинство из нас – наемные работники. Грузовики не наши. И тут, если попадешься, простым увольнением дело не ограничится.
Судя по всему, незадолго до нашего приезда в очереди между водителями произошла потасовка, потому что на месте был наряд полиции. 
– Да тут часто бывает такое, – говорит водитель Дмитрий. – Во время прошлого рейса один человек бегал с кувалдой, грозился мне колеса поотшибать, фары разбить. Я понимаю: все на нервах. Все хотят быстрее проехать границу и вернуться к Новому году домой. А тут приходится, если везешь не скоропорт, по пять-семь дней стоять. И это только на российско-литовской границе! Потом столько же надо стоять, чтобы выехать из Литвы в Беларусь. 
Основная причина такого положения дел более-менее понятна: литовские таможенники, мягко говоря, не спешат. Накануне нашего приезда в прошлую среду они сделали перерыв аж в 13 часов. 
При этом дальнобойщики (во всяком случае те, с которыми удалось поговорить) считают, что российская сторона вместо ожидаемой помощи усложнила им жизнь, внедрив электронную очередь, которая лишь добавила неразберихи. 

Фуры на границе: у водителей порой сдают нервы и дело доходит до потасовок

Дмитрий (в красной куртке) считает, что на границе стоит установить полевую кухню 

– Судите сами, – предлагает Дмитрий. – Раньше были две очереди: обыкновенная и скоропорт. Сейчас их четыре: те кто по брони, те,  кто не смог ее получить, скоропорт и, скажем так, экстра-скоропорт. То есть газ и все в таком роде. Я, как, наверное, 70 процентов здесь стоящих, не смог получить бронь, в смысле зарегистрироваться в электронной очереди. Просто нет мест, все занято. Поэтому приехал, что называется, наудачу. 
По словам Дмитрия и многих его коллег, все это вызывает хаос. Потому что неясно, кто должен ехать первым. 
– Я всю ночь дежурил у компьютера, чтобы «поймать» место в электронной очереди, – признается дальнобойщик Александр. – Удалось мне это сделать только к пяти утра. Толку, впрочем, в этом мало, потому что все равно все стоят, литовцы не пускают. 

Хорошо бы полевую кухню!

Региональные власти сегодня много говорят о развитии паромного сообщения как альтернативе многодневному стоянию на границе. Водители же не спешат перестраивать маршруты
– Тут все непросто, – вздыхает водитель Николай. – Надо где-то два месяца очереди своей ждать. Да и дорого это – паромом. Считайте: сам билет на паром купи, на самолет билет купи. И тут еще подгадать сроки надо. А если у меня скоропорт? Если мне срочно ехать надо, а очередь на паром не подошла? Потом до Усть-Луги, куда прибывает паром из Балтийска, доехать надо на такси. А это тысячи три, не меньше. В общем, дорого и неудобно. 
Ну и если посуху ехать, проблем не меньше. 
– Стою с пятницы, то есть пять дней уже, – продолжает Николай. – А ведь у меня скоропорт: мясоколбасные изделия. Звонит получатель из Москвы и спрашивает: «Вы что, специально не едете?». Не верят люди, что я еще российско-литовскую границу не пересек. Раньше я, бывало, по три-четыре рейса за месяц делал, а сегодня – хорошо если один.

Фуры на границе: у водителей порой сдают нервы и дело доходит до потасовок

В холодные зимние дни нужно суметь обустроить свой быт в кабине грузовика. За 40 лет работы Николай эту науку освоил 

Бытовые условия у водителей спартанские. Биотуалеты вдоль очереди стоят. Урны тоже. А вот поесть негде. 
– Тут ходит вроде женщина, продает пирожки, – говорит другой дальнобойщик по имени Дмитрий. – Но что это за еда? Пока я ем то, что из дома взял – тушенку, супы. Но тут все рассчитывать надо, мне же еще в Латвии в очереди стоять на границе. Было бы здорово, если бы нам здесь установили что-то вроде полевой кухни. Думаю, что мужики покупали бы горячую еду с удовольствием. 
Дмитрий считает, что электронную очередь нужно серьезно дорабатывать, а пока, хотя бы временно, отменить. 
– Раньше очередь длинная была, аж до Гусева, но мы ее за три дня проходили, а сейчас с этими новшествами уже седьмой день стоим, – говорит он. 
Идею воспользоваться паромом Дмитрий считает неудачной. Аргументы такие же, как и у предыдущего собеседника: долго, дорого, неудобно. 
– Вот если бы нашим работодателям какую-нибудь субсидию выделили, чтобы они нам смогли больше платить, тогда – другое дело. 

Есть ли долги? 

Кстати, о субсидиях. Губернатор Алиханов поднимал этот вопрос во время бюджетного послания Законодательному собранию в конце ноября этого года. Поясняя, почему перевозчики не берут субсидии на транспортный налог, он сказал: дело в том, что у них многолетние  долги по этому налогу. Поэтому и заявок нет. «Тяжело спасать тех, кто зарабатывал все эти годы, не платя в общий котел государственный», — процитировал губернатора «Новый Калининград». 
На недавней  пресс-конференции перевозчиков гендиректор компании «ДФДС Логистикс Восток» Игорь Хвесюк отверг эти обвинения. Он похвалил отечественную налоговую службу и выразил уверенность, что долги накопиться просто не могли. «Если нет спорных моментов по судам или еще чего-то, то налоговая инспекция принимает меры принудительного безакцептного взыскания налогов и сразу же пеней. Причем налоговая не спрашивает, нужны ли тебе эти деньги… Поэтому, разумеется, беспричинная неуплата транспортного налога на протяжении трех, а уж тем более на протяжении десяти лет невозможна», – сказал Хвесюк (цитата по «Новому Калининграду». – Прим. авт.) 
Ну а пока Литва собирается ужесточить контроль транзита санкционных грузов в третьи страны через Россию и Белоруссию. Об этом, в частности, сообщает Интерфакс. «С 18 декабря Литовская таможня принимает дополнительные меры, связанные с экспортом (реэкспортом) или транзитом санкционных товаров. При экспорте (реэкспорте) или транзите подсанкционных товаров подача декларации производителя будет обязательной. Если декларация производителя не будет представлена в таможню Литвы, находящиеся под санкциями (грузы – ИФ) не будут выпущены из Европейского союза», – цитирует информагентство пресс-службу литовской таможни.

Фуры на границе: у водителей порой сдают нервы и дело доходит до потасовок

К сожалению, споры дальнобойщиков о том, кто первым должен ехать на таможенный досмотр, иногда заканчиваются вызовом полиции 

Фуры на границе: у водителей порой сдают нервы и дело доходит до потасовок

Из удобств у дальнобойщиков, пожалуй, только биотуалеты

В тему

На паромах – только санкционные грузы 

18 декабря пришла новость, которая делает работу водителей грузовых фур еще важнее и сложнее, чем было прежде. На заседании местной Торгово-промышленной палаты министр развития  инфраструктуры области Евгения Кукушкина сообщила, что региональные власти будет жестко контролировать перевозку паромами линии Усть-Луга – Балтийск. Установку на это региональному правительству дали в Минстрое РФ.
– Постановка на паромы должна осуществляться перевозчиками исключительно санкционных грузов. – Это связано с тем, что с начала 2024 года Литва открывает новые квоты на железнодорожный транзит грузов по своей территории, – передает слова министра «Интерфакс».
Как дополнил информацию представитель КЖД, с начала 2023 года перевозчики выбрали квоты Литвы на доставку грузов в область по рельсам лишь на 45,3 %, а квоты на отправку товаров из региона на основную территорию России – на 47 %. Прогноз: на 2024 год регион может потерять объем квот на доставку 350 тыс. тонн. В текущем году в область можно было привезти по квотам 2,472 млн тонн.
К тому же в январе 2 железнодорожных парома из четырех – «Амбал» и «Балтийск» – встанут на ремонт, который продлится от двух до трех месяцев. Вице-премьер областного правительства Александр Рольбинов пояснил сайту «Klgd.AIF», что выбрали специально новогодние праздники и каникулы, когда наблюдается затишье бизнеса, чтобы в высокий сезон минимизировать риски. Власти надеются, что на линию встанут дополнительные паромы. Всего морские перевозки грузов в область обеспечивают 25 судов и паромов.

Выбор редакции