Мамоново и граница всегда представляли собой в сознании калининградцев единое целое. Долгое время этот городок жил торговлей с соседней Польшей. Но в 2020 году, с началом пандемии коронавируса, ситуация изменилась. Граница закрылась, оставив многих людей без дохода. Как сейчас обстоят дела в Мамоново, в инвестиционной стратегии которого (до 2030 года. – Прим. авт.) в качестве приоритетных направлений значились приграничные сотрудничество и торговля?
– Муниципалитет на самом деле ничего не потерял от прекращения этих контактов, – говорит глава администрации Мамоновского городского округа Андрей Семиков. – Да, у нас были планы, которые касались благоустройства и развития инфраструктуры. Например, соглашение по рекультивации полигона твердых бытовых отходов (ТБО). Но сейчас региональное министерство природных ресурсов и экологии включило нас в федеральную программу. Разработан проект, на следующий год приступим к рекультивации. Также в 2021 году Мамоново включили в федеральный проект по созданию комфортной городской среды, что позволило нам создать несколько благоустроенных общественных территорий. При поддержке регионального правительства были отремонтированы четыре дороги местного значения.
От аллеи Любви к Орловскому парку
Мы выходим вместе с Андреем Семиковым из здания администрации и идем к аллее Любви. Недавно это была заброшенная территория, теперь здесь ухоженное городское пространство, получившее такое имя благодаря соседству с ЗАГСом.Еще одна облагороженная за последние пару лет территория – Орловский парк. Когда мы услышали название, сразу вспомнили графа Григория Орлова и подумали, что фаворит Екатерины II каким-то образом связан с Хайлигенбайлем (бывшее название Мамоново. – Прим. авт.). Оказалось, что парк был заложен в 1968 году коллективом колхоза «Победа» во главе с председателем, фамилия у которого была Орлов. И звали его, кстати, тоже Григорий. Со временем парк зарос, превратившись, по сути, в лес. Расчищен он был в 2021 году с помощью федерального проекта «Формирование комфортной городской среды».
Есть в центре Мамоново и городское пространство, созданное по предложению Молодежного совета при местной администрации. Озадачило то, что в центре сквера стоит засохшая елка.
– Да это с Нового года осталось, – пояснил Андрей Семиков. – Мы не выкинули елку, потому что местная жительница просит этого не делать – она надеется, что дерево пустит корни. Но скоро засохшее дерево уберем. Поставим качели для молодежи, тоже по их предложению.
Во время прогулки приятно удивило, что глава, здороваясь с прохожими, называет каждого по имени или имени-отчеству.
– Вы всех здесь знаете? – интересуемся мы
– Конечно, – смеется он. – Я здесь родился, учился в местной школе, там же сейчас учится мой младший сын, дочь окончила школу, поступила в Западный филиал РАНХиГс. Жена работает в местной больнице медицинской сестрой. Живем мы в обыкновенной многоэтажке – той, в которой ЗАГС. Поэтому, когда жители жалуются на коммунальные проблемы (а они, к сожалению, есть), отвечаю: «Послушайте, я хожу по одним с вами улицам, пью такую же воду, мой сын ест в школе ту же еду, что и ваши дети. Я не меньше вас заинтересован, чтобы у нас в городе все было хорошо».
Но хорошо еще не все. Во время нашей экскурсии местная жительница Светлана Петушкова указала главе администрации на то, что нужно привести в порядок дорожку в сквере рядом с руинами кирхи. Андрей Владимирович пообещал, что это произойдет в ближайшее время.
Памятник шпротам
– Когда закрылась граница, мы сразу это почувствовали, – признает глава администрации Мамоново. – В городе стали закрываться точки общепита, которые были рассчитаны на тех, кто едет в Польшу. И 25–30 процентов местного населения так или иначе получало доход, используя приграничное положение территории. Сейчас некоторые из них ездят на работу в Калининград или в Багратионовский округ, главным образом на выпускающее полуфабрикаты предприятие группы компаний «Атлантис». Многие заключили социальный контракт с государством, которое помогает открыть небольшой бизнес – парикмахерскую, маникюрный салон, небольшую мастерскую.Но нехватка рабочих мест все же ощущается. В былые времена Мамоновский рыбоконсервный комбинат был градообразующим предприятием. Сейчас же о былой славе на всю страну напоминает лишь стоящий в центре города «памятник шпротам», который был изготовлен калининградским скульптором Федором Морозом и установлен в 2008 году. Сегодня на рыбоконсервном комбинате работает один цех – шпротный.
В чем основная причина упадка, сказать сложно. Андрей Семиков полагает, что предприятие не выдерживает конкуренции с другими производителями рыбных консервов, которых сегодня в Калининградской области немало.
Другой пример: в Мамоновском округе много лет работает завод по производству детского питания «Хипп». По словам Андрея Семикова, санкции отразились на деятельности предприятия, но в целом оно успешно справляется с трудностями, обеспечивая работой примерно сотню человек. Но этого, конечно, мало.
– Мы думаем над тем, как создать новые рабочие места, – продолжает глава администрации. – Есть инвестор с идеей строительства погрузочно-разгрузочного терминала в поселке Зеленодольское. На первом этапе это предприятие может обеспечить работой 200 человек, на втором – еще 500.
До начала реализации проекта пока далеко, но в любом случае глава администрации Мамоново надеется заинтересовать инвесторов. И для определенного оптимизма есть все основания. Земельные участки имеются, город газифицирован на 97 %, автомобильное и железнодорожное сообщение с областным центром налажено.
Удержать молодежь
Верить в развитие Мамоново заставляет еще и тот факт, что здесь в течение долгих лет фактически не меняется количество населения. Как было плюс-минус восемь тысяч, так и остается. Местная школа полна детворы, там учится 835 ребят.– Все это говорит о том, что людям здесь в целом жить комфортно, – считает глава горадминистрации города. – Почти никто не уехал, не перебрался в другое место, когда закрылись границы. Мы стараемся привлекать специалистов. За последнее время было предоставлено 14 квартир медикам, педагогам, сотрудникам полиции.
Но успокаиваться, конечно, нельзя. Город должен развиваться и давать возможность развиваться тем, кто в нем живет.
– У нас многие любят спорт, поэтому нужен физкультурно-оздоровительный комплекс, – продолжает Андрей Семиков. – В этом году правительство области смогло привлечь частного инвестора, готового построить ФОК, способный принимать 600 человек. Для Мамоново этого достаточно, думаю, даже жители Багратионовского округа, несмотря на то, что там есть свой ФОК, будут посещать наш, из некоторых сел до нас добраться ближе.
Сейчас проект на экспертизе. В случае положительного заключения, строительство начнется в этом году, а закончится к концу следующего.
Если говорить о молодежи, то глава администрации уверен: необходимо делать все возможное, чтобы удержать ее в муниципалитете.
– Не дело, когда для того, чтобы сходить в кино, приходится ехать в Калининград, – уверен он. – У нас освободилось двухэтажное здание, распорядились отдать его Дому культуры, чтобы разместить там Центр молодежи. За счет местного бюджета закупим туда мебель, технику, чтобы молодежи было чем заняться. Закончить все планируем в этом году. Региональное правительство выделило средства на капремонт кровли, фасада и внутренних помещений Дома культуры.
Есть в муниципалитете планы по ремонту городских дорог. Разрабатывается проект, согласно которому в порядок планируется привести 11 улиц.
Рыба и ромашки
Отдельная история с туризмом. Редкий калининградец, проносясь во время поездок в Польшу сквозь маленький Мамоново, не думал о том, что когда-нибудь надо приехать сюда специально. Но, будем откровенны, мало кто приезжал. Поэтому древний город с удивительной историей для многих – это по-прежнему terra incognita. Неизвестная земля. Даже минувшим летом, во время туристического бума, когда, казалось, вся Россия отправилась к нам на отдых, до Мамоново добирались совсем немногие туристы. Между тем это весьма милый городок с богатой историей. И увидеть там есть что – один местный музей с по-настоящему уникальными экспонатами чего стоит!Есть остатки кирхи XIV века, почти целая водонапорная башня, которой больше ста лет. Да много чего еще!
– Мы замечаем некоторое количество туристов, но не заключаем пока долгосрочных соглашений с турфирмами, потому что у нас не хватает точек общепита, – объясняет Андрей Семиков. – Сейчас мы нашли инвестора, в этом году он обещает открыть приличное заведение.
Планов развития туризма, как выяснилось, громадье. В частности, предполагается восстановить водонапорную башню, разместив там кофейню.
Но самое главное – есть мечта создать в центре Мамоново историко-культурный центр на базе сохранившихся в городе фундаментов старинных зданий и крепостной стены.
Интересно, что родилась эта идея почти случайно. Сперва ФОК хотели строить недалеко от аллеи Любви. Но местное историко-географическое сообщество сказало, что нежелательно возводить объекты капитального строительстваа в охранной зоне – рядом с остатками крепостной стены. В итоге ФОК было решено разместить в другом месте, а стену и фундаменты немецких зданий поставить, так сказать, на службу туристической привлекательности города. Есть идея, как это должно выглядеть.
– Наверное, имеет смысл накрыть фундаменты стеклянным куполом, а рядом построить какие-то объекты в старом стиле, – рассказывает Андрей Семиков. – Думаем сделать хороший, качественный проект и в 2025 году выйти с ним на конкурс «Малые города России».
Глава администрации прекрасно понимает, что для привлечения туристов нужна не только развитая инфраструктура и интересные исторические объекты. Необходим бренд, символ. На вопрос о том, с чем у него ассоциируется Мамоново, он ответил не задумываясь: «С рыбой».
Увидев наше удивление, Андрей Семиков пояснил, что в Мамоновском округе много маленьких рыболовецких колхозов, которые занимаются промыслом, и местные жители были связаны с рыбоконсервным комбинатом.
Пока, впрочем, на стенах мамоновских домов муралов с рыбой, как в Зеленоградске с котами, нет. Но скоро (на стене кафе) появится мурал с девушкой на ромашковом поле. Работает над этим произведением известный стрит-арт художник Кирилл Гейнц, он автор большинства зеленоградских муралов.
Во время экскурсии с главой мы застали Кирилла за работой. В Мамоново он получает заказ не в первый раз.
– Удивительно, все-таки это дальняя точка на карте Калининградской области, – признается художник. – Но мне здесь нравится работать. Не все жители города, правда, понимают, чем я здесь занимаюсь. Думают, что маляр – стену крашу. Да я и не против. В итоге, думаю, получится красиво. Девушки и ромашки нравятся всем.
Справка «СК»
До 1947 года город Мамоново носил название Хайлигенбайль. В переводе это означает «святой топор». И на гербе города - две секиры.
На вопрос, почему именно он,и отчасти отвечает древняя легенда, которая гласит, что давным давно недалеко от современного Мамоново находилась древнее святилище пруссов - Ромове. Там рос огромный дуб. Среди его ветвей находились изображения богов: Перкуно (бог грома и молнии), Потримпо (бог молодости и цветения) и Патолло (властитель смерти). Дерево охранялось жившими поблизости вайделотами (жрецами-прорицателями).
На расстоянии шага дуб был окружен шестами с растянутыми между ними полотнищами, одно из которых, возможно, являлось знаменем Видевута (мифический король пруссов). За священный занавес могли заходить лишь Криве (верховный жрец) и особо приближенные жрецы для проведения важных обрядов. Здесь горел вечный священный огонь, поддерживаемый вайделотами, жила змея, пьющая молоко из большого сосуда, рядом находились черепа человека, коня и быка.
Завоевавшие эти земле крестоносцы пытались срубить дуб, но долгое время не могли это сделать. Топоры отскакивали от дерева, как от железного столба, не причиняя ему никакого вреда. Повалить дуб удалось лишь епископу при помощи кого-то особенного, заговоренного топора.
Примечательно, что изначально основанный в 1301 году город, как пишут в своей книге «Крепости и замки Восточной Пруссии» краеведы Алексей Губин и Виктор Строкин, назывался Хайлигенштадт (Святой город). И лишь в в1344 году рыцари вдруг вспомнили о чудодейственной секире епископа и слегка изменили название - на Хайлигенбайль.
После войны город был переименован в честь погибшего в октябре 1944 года подполковника Николая Васильевича Мамонова, командира 331-го стрелкового полка, участвовавшего в штурме города и посмертно удостоенного звания Герой Советского Союза. В Мамоново часто приезжает дочь Николая Васильевича Валентина. Последний раз ее визит был приурочен ко Дню города и открытию шестого зала «Патриот» в местном музея.
В Мамоново в течение долгих лет не меняется количество населения. Как было плюс-минус восемь тысяч, так и остается, значит, здесь комфортно жить. На фото – Орловский парк
Андрей Семиков пообещал жительнице Светлане Петушковой сделать ремонт дорожки
Кто не знает про памятник знаменитым шпротам? Рыбки затерты до блеска
Бюст Николая Мамонова (автор – Израил Гершбург) – визитная карточка города
Стрит-арт художник Кирилл Гейнц расписывает мурал на стене нового кафе
Водонапорной башне больше ста лет
В этом округе много маленьких рыбколхозов, которые занимаются промыслом
В Калининградской области живет чуть больше миллиона людей. И больше половины из них – не в областном центре, а в малых городах. Где есть немало того, чем гордятся местные жители и о чем не знают другие наши земляки. Сегодняшней публикацией в проекте «Я здесь живу» мы начинаем серию экскурсий по области. Проводить их для журналистов будут главы администраций, отвечающие за качество жизни в своих муниципалитетах. И разговор будет не только о достижениях, но и о проблемах. Первая экспедиция – в Мамоново.
поделиться