И все они – в зоне риска, потому что завод находится в процедуре банкротства, и чем все закончится, непонятно. Сотрудники надеются, конечно, на лучшее, но не исключают и самого печального исхода. То есть закрытия предприятия.
Проблема за проблемой
Что же случилось с заводом?– У нас накопилось много долгов, – объясняет коммерческий директор Александр Скачков. – В 2018 году на завод был проведен газ, это повлекло большие расходы – 5 миллионов 800 тысяч рублей. Кроме того, серьезно подорожало дизтопливо. Все это сильно на нас сказалось.
Также, по словам экономиста предприятия Елены Ошеровой, ситуацию осложнил приход на рынок крупного ритейлера, занимающегося, помимо всего прочего, выпечкой хлеба.
Начало процедуры банкротства принесло новые проблемы. В частности, «Типек» потерял право на получение дотаций.
– С 1 июля от нашего бюджета «отвалится» 20–25%, – продолжает Скачков. – А все потому, что мы не можем подавать заявки на поставки хлеба в детские садики, больницы и т. д.
По словам Ошеровой и Скачкова, сейчас продукция завода кроме Советска продается по всему востоку области. С закрытием предприятия дефицита хлеба не будет, но ассортимент продукции заметно обеднеет.
По сути, этот процесс уже начался. От выпуска некоторых сортов хлеба пришлось отказаться. Зарплаты пока не снижаются, увольнений нет, но дело, судя по всему, к этому идет.
– Я сам работаю на заводе 39 лет, Елена – 32 года, и нам больно смотреть на то, что происходит, – признается Александр.
Туристический объект
Возможно, с трудностями было бы легче справиться, будь среди акционеров согласие. Но его нет.Владеющий 52,8% акций депутат Законодательного собрания Калининградской области Евгений Абарюс является сторонником восстановления на территории хлебозавода производства пива. Дело в том, что до войны у немцев там и был пивзавод.
И вот появилась идея, что называется, реанимировать на этой территории пивоварение. Есть проект. Называется он «Квасная площадь».
Директор областного центра поддержки предпринимательства Кирилл Лило еще в мае прошлого года сообщил на своей страничке в «ВКонтакте», что наблюдательный совет по программе льготного финансирования «Восток» принял решение выделить кредит для создания ремесленно-торгового комплекса. Сумма займа внушительная – 35 миллионов рублей.
– Важно отметить, что завод, который выпускает не только пиво, но и вообще ферментированные напитки, в том числе квас, уже работает, – пояснил Евгений Абарюс. – Он разместился в помещениях, которые не используются при производстве хлеба.
По словам депутата, задумка не только в том, чтобы разливать напитки, но и создать привлекательный туристический объект – превратить предприятие в нечто похожее на восстанавливаемый в Калининграде пивзавод «Понарт».
– Там будут торговые точки, туда начнут водить экскурсии, – продолжает Абарюс. – Мне кажется, людям было бы интересно и то, как печется хлеб. Два разных производства могут мирно дополнять друг друга.
«Нужно договариваться»
Описание проекта «Квасной площади» выглядит весьма привлекательно. Но Скачков и Ошерова (у них по 24% акций. – Прим. авт.) уверены, что развлекательное по сути своей заведение, куда будут приходить туристы, не сможет ужиться на одной территории с промышленной выпечкой хлеба.– Как вы себе это представляете? – интересуется Александр. – В одном месте будут отдыхать люди и функционировать пищевое производство, куда нежелательно допускать посторонних? Это плохо сочетается, мы просто будем друг другу мешать. У нас ведь один вход. Если уж наш партнер хочет развивать связанный с восстановлением пивзавода проект, то нам надо просто разделить территорию.
– Согласно уставу акционерного общества, блокирующий пакет акций – 66%. Никто им не обладает, поэтому нужно, конечно, и договариваться, – считает Елена Ошерова.
Сейчас она и Александр Скачков пытаются оспорить судебное решение о введении процедуры наблюдения в рамках банкротства. Ну и вообще отстоять свои права, которые, по их мнению, нарушены при реализации проекта воссоздания пивоварни.
– С нами никто ничего не согласовывал и не советовался, – утверждают они.
Просто тупик
Понятно, что все это – и разногласия акционеров, и процедура банкротства – сильно отражается на настроениях в коллективе. Люди тревожатся (и не без оснований) за свое будущее.– Послушайте, мне 54 года, на хлебозаводе я работаю четверть века, куда мне идти, если предприятие закроется? – задает риторический в общем вопрос Ирина Левашова. И сама же на него отвечает: – Некуда мне идти. Ситуация безвыходная. Работу в Советске найти трудно. Город большой, а предприятий мало.
Примерно это же говорят и остальные работники завода. Если «Типек» закроется, хоть караул кричи. Как растить детей? Как платить кредиты и коммуналку? Просто тупик.
Сотрудники хлебозавода интересовались судьбой предприятия на страничке регионального правительства в «ВКонтакте». В частности, одна из пользовательниц соцсети поинтересовалась – можно ли остановить процедуру банкротства? Вопрос был задан 7 июня. Ответ поступил через пару дней и звучал так: «Региональные органы власти не вправе вмешиваться в хозяйственную и другую деятельность субъектов предпринимательской деятельности.
Как сообщили коллеги из министерства сельского хозяйства, в отношении компании «Типек» действительно возбуждено производство по делу о банкротстве. По данным официальной отчетности, в последние годы предприятие работало в убыток по своей основной деятельности, хотя и выпускало хлебопекарную продукцию».
Евгений Абарюс оснований для опасений не видит.
– Сценариев развития событий с юридической точки зрения может быть масса, – объясняет Абарюс. – Но, как бы все ни повернулось, хлебопекарное производство на заводе останется. Во всяком случае, я сделаю все, что от меня зависит, чтобы его сохранить.
Звучит обнадеживающе. Но во что выльется эта история – посмотрим.
Ирина Левашова работает на предприятии «Типек» больше 25 лет
Выпускающее хлебобулочную продукцию предприятие начало работать в Советске в 1947 году
Появилась идея реанимировать на этой территории пивоварение
поделиться