До этой африканской страны наши рыбаки добирались долго. Сначала их путь лежал из Калининграда в Москву. Оттуда – в Литву, затем чартерным рейсом – в мавританский порт Нуадибу, где их ждало судно «Archimedes», над которым развевался ангольский флаг.
Почему ангольский? Потому что флаг этой страны входит в список «удобных». То есть дающих судовладельцам некоторые льготы, в частности, они получают право платить сборы по пониженной ставке в большинстве портов мира.
– Мы все получили эту работу через крюинговую (от англ. crew – «команда», «экипаж». – Прим. авт.) компанию «Флот-Кадры», офис которой находится в Калининграде, – рассказывает матрос Глеб Северинец. – Условия простые: гарантированная зарплата в тысячу долларов плюс пай (сумма которого зависит от занимаемой должности и количества выловленной рыбы. – Прим. авт.). На промысел вышли в тот же день, как прилетели – в январе этого года. Сразу же обозначились проблемы с топливом, его все время не хватало, приходилось дозаправляться. Через две недели рыбалки неожиданно закончились квоты на вылов рыбы. Затем вышел срок действия регистра. Это, чтобы было понятно, как техосмотр у машины. Ну и всё – встали на рейде города Нуадибу. До сих пор стоим.
– Никаких конфликтов на национальной почве среди нас нет, о политике мы не спорим, – заверил собеседник «Страны Калининград». – У нас общая проблема, и мы все стараемся поддерживать друг друга. Иначе здесь просто не выжить.
Между тем ситуация на «Archimedes» ухудшается. Провизии пока хватает. Правда, разнообразием она не отличается. В основном перловка и сечка. Иногда – макароны.
Но скудный рацион – это не большая беда. Куда хуже то, что на исходе солярка. На ней ведь работают опреснители и холодильники. Если у насосов не будет топлива, то рыбаки останутся и без еды, и без пресной воды.
На судне введен жесточайший режим экономии топлива. Тратится оно только на самое необходимое. Помимо перечисленного, важно обеспечить работу откачивающих воду насосов – у судна довольно серьезная течь. Нужно, как говорят на флоте, бороться за живучесть. Иначе «Archimedes» может просто пойти ко дну.
Разумеется, попавшие в беду рыбаки обращались в крюинговую компанию.
– Нам советуют держаться, чтобы не потерять возможности получить свои деньги, – рассказывает Глеб. – Но как держаться – не очень понятно. Долго ли продержишься без еды и воды?
Во «Флот-Кадрах» корреспонденту «Страны Калининград» подтвердили, что крюинговое агентство на «Archimedes» устроило двадцать человек. Контракт у них заключен до июня.
– Но, конечно, никто людей там до этого времени держать не будет! – заверила представитель фирмы.
По ее словам, проблема будет решена раньше. Правда, каким именно образом, пока неясно.
По словам собеседницы «СК», живущий в испанском Лас-Пальмасе судовладелец на связь не выходит. Контакт есть с его представителем, но о чем-то договориться через него пока не получается.
В крюинговой компании полагают, что было бы разумно продать судно и рассчитаться с экипажем. Вроде бы даже как есть покупатель. Но владелец «Archimedes» как будто еще не готов ударить с ним по рукам. В общем, все сложно. Но выход, заверили в агентстве, обязательно будет найден. Люди должны вернуться домой.
– Мы обращались туда через родственников, там ответили, что о проблеме знают и нами занимаются. Мы надеемся на какое-то содействие, – признался Глеб.
В Калининградском отделении Российского профсоюза моряков о беде экипажа «Archimedes», действительно, известно. На официальном сайте общественной организации эта ситуация описывается подробно. Помимо всего прочего, сообщается следующее:
«Когда мы получили информа цию от экипажа “Archimedes”, мы обратились к консулу России в Мавритании, который подтвердил их бедственное положение.
А сегодня (15 апреля. – Прим. авт.) проинформировал, что топлива у моряков хватит до конца следующей недели, и то при условии, что на ночь они останавливают двигатель… Мы надеемся, что наши совместные действия с консулом и инспекторами МФТ при обращениях в администрацию государства флага и к судовладельцу помогут всем вернуться домой».
Глеб Северинец говорит, что, пока есть вода и еда, моряки будут держаться. Во-первых, все-таки хочется получить обещанные работодателям деньги, а во-вторых, на судне, как это многим ни покажется парадоксальным, безопаснее, чем на берегу.
– Теоретически в случае аварийной ситуации можем спустить шлюпки на воду и добраться до Нуадибу, но это так себе местечко в криминальном плане, – сказал он. – Никому особо не посоветую туда ехать.
Лидер профсоюза пояснила, что проблема, помимо всего прочего, заключается в том, что находящееся под ангольским флагом судно является территорией этой страны. И следовательно, на нее распространяются ангольские законы. Властям Анголы уже просигнализировано о сложившейся ситуации. Возможно, с их стороны будет оказана какая-то помощь.
Словом, и сами моряки, и журналисты, которым они рассказали о том, что «Archimedes» оказался в ловушке, посылают сигнал «SOS». И все, кто способен вытащить рыбаков из западни, его, насколько можно понять, услышали. Ждем действий.
P. S. В понедельник, 25 апреля, поступила информация о том, что четыре члена экипажа судна сумели найти деньги на билет домой и сошли на берег.Об этом корреспонденту «Страны Калининград» рассказала Людмила Измалкова, сославшись на одного из членов экипажа. Речь, по ее словам, идет о двух моряках из Беларуси, одном крымчанине и одном представителе ЛНР. Рыбаки находятся в столице Мавритании Нуакшоте, ожидая результатов анализа на коронавирус и оформления виз.
Также в минувший понедельник судно посетил российский консул в Мавритании Денис Бурлаков.
– Он попросил написать заявления с просьбой помочь вернуться домой, – рассказал газете Глеб. – Это несложно, но эти заявления, как мы понимаем, могут рассматривать очень долго, а времени у нас уже нет. Топливо скоро закончится, и судно просто невозможно будет оставить на плаву.
Почему ангольский? Потому что флаг этой страны входит в список «удобных». То есть дающих судовладельцам некоторые льготы, в частности, они получают право платить сборы по пониженной ставке в большинстве портов мира.
– Мы все получили эту работу через крюинговую (от англ. crew – «команда», «экипаж». – Прим. авт.) компанию «Флот-Кадры», офис которой находится в Калининграде, – рассказывает матрос Глеб Северинец. – Условия простые: гарантированная зарплата в тысячу долларов плюс пай (сумма которого зависит от занимаемой должности и количества выловленной рыбы. – Прим. авт.). На промысел вышли в тот же день, как прилетели – в январе этого года. Сразу же обозначились проблемы с топливом, его все время не хватало, приходилось дозаправляться. Через две недели рыбалки неожиданно закончились квоты на вылов рыбы. Затем вышел срок действия регистра. Это, чтобы было понятно, как техосмотр у машины. Ну и всё – встали на рейде города Нуадибу. До сих пор стоим.
Чтоб не пойти ко дну
Калининградцев на судне, по словам Глеба, 20 человек. Еще в состав экипажа входит десять белорусов, трое росиян из других регионов, трое украинцев и несколько литовцев. То есть на «Archimedes» – полный интернационал.– Никаких конфликтов на национальной почве среди нас нет, о политике мы не спорим, – заверил собеседник «Страны Калининград». – У нас общая проблема, и мы все стараемся поддерживать друг друга. Иначе здесь просто не выжить.
Между тем ситуация на «Archimedes» ухудшается. Провизии пока хватает. Правда, разнообразием она не отличается. В основном перловка и сечка. Иногда – макароны.
Но скудный рацион – это не большая беда. Куда хуже то, что на исходе солярка. На ней ведь работают опреснители и холодильники. Если у насосов не будет топлива, то рыбаки останутся и без еды, и без пресной воды.
На судне введен жесточайший режим экономии топлива. Тратится оно только на самое необходимое. Помимо перечисленного, важно обеспечить работу откачивающих воду насосов – у судна довольно серьезная течь. Нужно, как говорят на флоте, бороться за живучесть. Иначе «Archimedes» может просто пойти ко дну.
Разумеется, попавшие в беду рыбаки обращались в крюинговую компанию.
– Нам советуют держаться, чтобы не потерять возможности получить свои деньги, – рассказывает Глеб. – Но как держаться – не очень понятно. Долго ли продержишься без еды и воды?
Во «Флот-Кадрах» корреспонденту «Страны Калининград» подтвердили, что крюинговое агентство на «Archimedes» устроило двадцать человек. Контракт у них заключен до июня.
– Но, конечно, никто людей там до этого времени держать не будет! – заверила представитель фирмы.
По ее словам, проблема будет решена раньше. Правда, каким именно образом, пока неясно.
По словам собеседницы «СК», живущий в испанском Лас-Пальмасе судовладелец на связь не выходит. Контакт есть с его представителем, но о чем-то договориться через него пока не получается.
В крюинговой компании полагают, что было бы разумно продать судно и рассчитаться с экипажем. Вроде бы даже как есть покупатель. Но владелец «Archimedes» как будто еще не готов ударить с ним по рукам. В общем, все сложно. Но выход, заверили в агентстве, обязательно будет найден. Люди должны вернуться домой.
Обратились к консулу
Ни Глеб, ни другие калининградцы – члены экипажа «Archimedes» в профсоюзе моряков не состоят, но надеются на то, что он все равно чем-то сможет помочь.– Мы обращались туда через родственников, там ответили, что о проблеме знают и нами занимаются. Мы надеемся на какое-то содействие, – признался Глеб.
В Калининградском отделении Российского профсоюза моряков о беде экипажа «Archimedes», действительно, известно. На официальном сайте общественной организации эта ситуация описывается подробно. Помимо всего прочего, сообщается следующее:
«Когда мы получили информа цию от экипажа “Archimedes”, мы обратились к консулу России в Мавритании, который подтвердил их бедственное положение.
А сегодня (15 апреля. – Прим. авт.) проинформировал, что топлива у моряков хватит до конца следующей недели, и то при условии, что на ночь они останавливают двигатель… Мы надеемся, что наши совместные действия с консулом и инспекторами МФТ при обращениях в администрацию государства флага и к судовладельцу помогут всем вернуться домой».
Глеб Северинец говорит, что, пока есть вода и еда, моряки будут держаться. Во-первых, все-таки хочется получить обещанные работодателям деньги, а во-вторых, на судне, как это многим ни покажется парадоксальным, безопаснее, чем на берегу.
– Теоретически в случае аварийной ситуации можем спустить шлюпки на воду и добраться до Нуадибу, но это так себе местечко в криминальном плане, – сказал он. – Никому особо не посоветую туда ехать.
Территория Анголы
Председатель регионального отделения Российского проф-союза моряков Людмила Измалкова, комментируя ситу-ацию, не исключила того, что при неблагоприятном стечении обстоятельств морякам придется добираться до родины на свои деньги. А дело это совсем не дешевое. Путешествие может обойтись в 180–200 тысяч рублей.Лидер профсоюза пояснила, что проблема, помимо всего прочего, заключается в том, что находящееся под ангольским флагом судно является территорией этой страны. И следовательно, на нее распространяются ангольские законы. Властям Анголы уже просигнализировано о сложившейся ситуации. Возможно, с их стороны будет оказана какая-то помощь.
Словом, и сами моряки, и журналисты, которым они рассказали о том, что «Archimedes» оказался в ловушке, посылают сигнал «SOS». И все, кто способен вытащить рыбаков из западни, его, насколько можно понять, услышали. Ждем действий.
P. S. В понедельник, 25 апреля, поступила информация о том, что четыре члена экипажа судна сумели найти деньги на билет домой и сошли на берег.Об этом корреспонденту «Страны Калининград» рассказала Людмила Измалкова, сославшись на одного из членов экипажа. Речь, по ее словам, идет о двух моряках из Беларуси, одном крымчанине и одном представителе ЛНР. Рыбаки находятся в столице Мавритании Нуакшоте, ожидая результатов анализа на коронавирус и оформления виз.
Также в минувший понедельник судно посетил российский консул в Мавритании Денис Бурлаков.
– Он попросил написать заявления с просьбой помочь вернуться домой, – рассказал газете Глеб. – Это несложно, но эти заявления, как мы понимаем, могут рассматривать очень долго, а времени у нас уже нет. Топливо скоро закончится, и судно просто невозможно будет оставить на плаву.
Глеб Северинец (второй справа) за пять лет хождения «в моря» впервые оказался в такой ситуации
Без топлива остановятся насосы, после чего судно может пойти ко дну
(фото из архива Глеба Северинца)