08:38

«В этом году посевную проведем, дальше не заглядываем»

Посевная – всегда время ответственное и тревожное. Ведь от того, как она пройдет, зависит, сколько будут стоить основные продукты в наших магазинах. И будут ли они вообще. 
В нынешнем году ситуация в связи с резким обострением международной обстановки, новыми санкциями и падением курса рубля усложнилась. С какими проблемами столкнулись сельхозпроизводители? Насколько они серьезны? Как их решить и чем могут помочь местные и федеральные власти?

Техника – импортная 

На сложившуюся ситуацию фермеры реагируют по-разному. 
– Настали сложные времена, – признается глава одного из хозяйств в Гурьевском округе Елизавета Толмачева. – Ведь у нас, несмотря на все разговоры об импортозамещении, почти нет ничего своего. Если вдуматься – только земля и солярка. 
Собеседница «Страны Калининград» владеет 300 гектарами земли, на которых она выращивает картофель, морковь, свеклу, капусту, лук. Словом, то, без чего не сварить борща. Все семена (ну почти), по ее словам, импортные. 
– Вот сертификаты, давайте читать, что них написано, – предлагает она. – Итак, капуста, страна происхождения – Италия. Свекла, страна происхождения – Франция. Идем дальше. Лук, а вот здесь страна происхождения Россия. Ну и на том спасибо!
Фермер рада тому, что успела купить семенной фонд по приемлемой цене.
– Эту посевную мы отработаем, урожай, даст бог, соберем. 
А вот что будет в следующем, даже думать боюсь. 
Что касается техники, она в хозяйстве тоже вся импортная. 
– У меня три комбайна, – продолжает предприниматель. – Два немецкие, один польский. Машины хорошие, добротные, но в процессе активной работы всегда что-то ломается. Где мне запчасти брать? Раньше спокойно в Европу можно было поехать и купить там. А сейчас как? Белорусская техника – не выход. Там начинка тоже евросоюзовская. 

Надежда на кулибиных 

Другой фермер из этого же округа Светлана Обердерфер настроена, как показалось, оптимистично. 
– С запчастями – да, могут возникнуть проблемы, – соглашается она. – Но уже сейчас появляются разные мастерские, в которых местные умельцы пытаются изготовить то, что раньше покупали в Европе. 
Кроме того, полагает она, не все еще связи с Западом потеряны. Можно еще что-то привезти оттуда. Ну а как дальше будет – посмотрим. 
А вот коллега Светланы Обердерфер фермер Александр Шибут не уверен, что местным кулибиным по плечу полностью закрыть проблему. 
– Какие-то простые детали они, конечно, смастерят, а что-то более сложное – не думаю, – говорит он, демонстрируя в качестве примера замысловато устроенную ленту «простой евросоюзовской копалки». – Что я буду делать, если она порвется? Смогу новую достать? Вопрос…
Необходимы овощехранилища
Как бы то ни было, и Светлана, и Александр тоже не сомневаются, что эту посевную завершат успешно и без овощей мы не останемся. 
При этом они независимо друг от друга прогнозируют рост розничных цен на свою продукцию примерно на 30%.
– Давайте посчитаем, – предлагает Светлана. – Дизельное топливо раньше стоило 49 рублей за литр, сейчас 55. Мешки, сетки, тара подорожали на сто процентов. Раньше все это было по пять рублей за штуку, теперь – десять. Зарплату людям я вынуждена повышать, чтобы они могли хоть что-то в магазинах покупать. 
На мое замечание о том, что капуста, которая в магазинах сейчас и так по 110 рублей за кг, многим станет просто не по карману, фермер ответила, что сейчас в торговых сетях продается импортная капуста. Местной прошлого урожая уже давно нет. Разумеется, возник вопрос «Почему?»
Оказывается, местные фермеры чисто теоретически способны кормить нас этим нехитрым овощем круглый год. Но его негде хранить. Мало специально оборудованных помещений. 
 – Самостоятельно построить ангар выходит дорого, – объясняет Светлана Обердерфер. – Мы сделали это пять лет назад. Только стены обошлись в десять миллионов рублей. Плюс оборудование, которое поддерживает микроклимат, нужно купить. Чтобы иметь несколько таких, потребуется помощь государства. Наверное, должна быть какая-то специальная программа. 
Впрочем, помощь как из федерального, так и из регионального бюджетов местным фермерам, по словам Светланы, приходит. Для фермеров предусмотрены льготные кредиты, специальные гранты. Без них было бы невозможно приобретать дорогостоящую импортную технику. Те же комбайны. 

«Измените ПДД!»

Проблемы сегодня испытывают не только овощеводы, но и фермеры, ориентированные на производство мясомолочной продукции. 
– Для заготовки сена и сенажа мы всегда использовали специальные сетки и пленки, которые сегодня серьезно подорожали, – рассказывает руководитель предприятия «Коляда» из Славского округа Павел Цымбалий. – Если раньше рулон пленки стоил 7–8 тысяч рублей, то сейчас 24 тысячи. Трехкратный рост получается! Без этих расходных материалов сено придется укладывать в стога. А это тяжелый ручной труд и, следовательно, дополнительные траты. 
И это не единственная увеличившаяся статья расходов. Еще в прошлом году подорожали тракторы, растут в цене топливо, семена. Из этого вытекает необходимость повышения стоимости молока. 
– Сегодня закупщики предлагают всего 18 рублей за литр, – продолжает Павел Цымбалий. – И я их понимаю. У них наверняка свои проблемы – и с упаковкой, и с оборудованием. Но при моих расходах литр молока никак не может стоить дешевле 40 рублей. Это минимум! Иначе придется пускать под нож всех коров. 
Примечательно, что практически сразу после нашей беседы с фермером у него состоялись переговоры с одним из местных производителей сыров, который предложил за молоко двойную цену. 
– Подорожавшие пленки и сетки тоже придумали чем заменить, – сообщил предприниматель. – Будем использовать шпагат. Это не очень сложно, а главное, в сто раз дешевле. Так что, если вдуматься, все у нас более-менее нормально. Поводов для уныния нет. 
Если готовить о помощи, которую ждут от властей фермеры, то руководитель «Коляды» полагает, что было бы неплохо внести некоторые изменения в Правила дорожного движения (ПДД).
– Чтобы мой комбайн мог из сельхоздвора попасть на поле, он должен проехать примерно сотню метров по автодороге, – объяснят Цымбалий. – При этом комбайн, равно как и многая другая сельхозтехника, является негабаритным средством передвижения. А раз так, то я в специальной организации обязан заказать проект на передвижение по этой дороге. Стоит он около 140 тысяч рублей и рассчитан всего на 10–12 поездок. Я спрашивал у знакомых фермеров в Литве, есть ли у них такое требование. Они сказали: «Нет». Негабаритная сельхозтехника просто страхуется, и если происходит ДТП, издержки платит страховая компания. Почему бы и у нас не ввести такое правило? Это снизило бы наши издержки, что положительным образом сказалось бы на конечной себестоимости продукта. 

Чем помогают местные  и федеральные власти

Зампредседателя правительства Калининградской области – министр сельского хозяйства Наталья Шевцова, отвечая на вопрос «СК» о том, как проходит посевная кампания, сообщила, что «при благоприятных погодных условиях работы пройдут оперативно и в оптимальные сроки». По ее словам, готовность хозяйств области к полевой кампании высокая. Яровой сев планируется провести на площади 83 тысячи га. 
Пресс-служба правительства пояснила «СК», что местные аграрии уже получили в качестве поддержки от министерства сельского хозяйства области 
97 млн рублей. Также из резервного фонда выделят 600 млн рублей, которые фермеры смогут потратить на приобретение кормов, сельскохозяйственной техники, строительство хранилищ. Еще 200 млн рублей на предоставление льготных займов направит Фонд «Центр поддержки предпринимательства Калининградской области».
Кроме того, аграрии могут получить краткосрочный или инвестиционный кредит по льготной ставке до 5% на развитие растениеводства и животноводства, а также на строительство, реконструкцию или модернизацию предприятий по переработке сельхозсырья. Из федерального бюджета уполномоченным банкам выделяется 263 млн рублей, что позволит  предоставить  сельхозпроизводителям более 2 млрд кредитных средств. 

Только цифры
Яйца дорожают из-за импортных кормов
Калининградская область обеспечивает себя яйцом на 90%, молочной продукцией глубокой переработки – на 88%, овощами и фруктами – на 68% и 50% соответственно. Эти цифры министр сельского хозяйства Наталья Шевцова озвучила на оперативном совещании в правительстве в начале марта. По ее словам, в области наблюдается тенденция развития животноводства. Так, производство молока в хозяйствах всех категорий в 2021 году выросло на 9% и составило 229 тыс. тонн. При этом средний надой на одну корову в сельхозорганизациях области достиг максимума – 9 068 кг. Для сравнения: этот показатель в среднем по России составляет 7 674 кг. Производство пищевого яйца увеличилось на 14% и превысило 297 млн штук. 
При этом, несмотря на эти определенно внушающие оптимизм цифры, яйца в последние дни заметно подорожали. Произошло это, как сообщает «РБК-Калининград» (16+) со ссылкой на совладельца холдинга «Долгов Групп» Александра Долгова, из-за валютной составляющей в комбикормах. В беседе с корреспондентом издания он пояснил, что птицефабрика работает над тем, чтобы заменить импортные корма на российские. Однако полностью убрать валютную составляющую не получится, поскольку в составе кормов сухие добавки и лекарственные препараты, которые заменить нечем. 

«В этом году посевную проведем, дальше не заглядываем»

Пока молодая калининградская капуста выглядит так. Прошлогодний урожай
уже съеден, и сейчас на прилавках местных магазинов только привозная, которая
«кусается» по цене 

«В этом году посевную проведем, дальше не заглядываем»

Техника в фермерских хозяйствах нашей области преимущественно
евросоюзовская 

«В этом году посевную проведем, дальше не заглядываем»

Светлана Обердерфер считает, что жители области не останутся
без местных овощей

«В этом году посевную проведем, дальше не заглядываем»

Александр Шибут не уверен, что наши умельцы удовлетворят потребность
в запчастях

«В этом году посевную проведем, дальше не заглядываем»

В начале посевной в Калининградской области выпал снег, но главное – пока есть
что и на чем сеять

Выбор редакции