Что интересно, на сколько повысить цену билета на проезд в муниципальных автобусах, троллейбусах и трамваях МП «Калининград-ГорТранс», решала не Служба, а городская администрация. Но еще до этого решения глава Калининграда предупредил, что она и в коммерческом, и в муниципальном транспорте будет одинаковой. «Стоимость проезда в муниципальном транспорте мэрия вправе установить сама, – пояснил Александр Ярошук. – Но мы понимаем, какое будет неудобство для горожан, когда на муниципальном транспорте будет одна цена за проезд, а у коммерсантов – другая». Напомним, что в конце 2016-го Ярошук огорошил всех высказыванием, что стоимость билета надо поднимать минимум до 26 рублей без НДС. Но в итоге подняли до 20.
Лизинг оказался накладным
Подорожание произошло спустя неделю после круглого стола в облдуме, на котором обсуждали тему общественного транспорта. Представители администрации Калининграда озвучивали свои расчеты. По словам председателя комитета городского хозяйства Сергея Мельникова, основными составляющими для нового тарифа являются стоимость топлива и резины, а также зарплата сотрудников. Отдельным грузом ложится подготовка к ЧМ по футболу, условием которого является новый транспорт. Город уже взял в лизинг автобусы. Теперь за них нужно платить.
– Цена одного автобуса, соответствующего требованиям «Евро-5», варьируется от 10 до 13 млн рублей, – рассказал Мельников. – С учетом лизинга на пять лет происходит удорожание его стоимости на 43 %. При этом белорусы еще пошли на уступки. Российская компания на тот же срок предлагала нам лизинг с удорожанием в 82 %. Чтобы общественный транспорт нормально работал в Калининграде, в год нужно 2,5 млрд рублей. Эти затраты можно покрыть за счет продажи билетов и субсидиями. До 1 марта 2018 года заключен договор с 8 перевозчиками. У нас остался год и два месяца, чтобы оценить ситуацию, понять, кто готов работать по новым правилам, а кто нет. А 1 апреля этого года мы должны объявить торги по лотам и маршрутам, которые заработают с 1 марта 2018 года.
Интернет бурлит
При этом Мельников признается, что пассажиры продолжают жаловаться на старые или грязные автобусы, неряшливый вид водителей и некультурных кондукторов, несоблюдение расписания и сходы с маршрутов в позднее время, необъявление остановок. За 4 последних месяца в работе перевозчиков было выявлено около 100 нарушений.
Пользователи интернета тоже бурлят комментариями под статьями с сообщениями о повышении стоимости проезда. Ярошуку припоминают и наем белорусских водителей за зарплаты, о которых местные могли лишь мечтать. Не обошли вниманием покупку дорогущего трамвая польской компании PESA (1,45 млн евро) и одновременную ликвидацию трамвайных маршрутов в городе. Насколько приобретение оправдало себя? А взятые в лизинг автобусы? Да, новые. Но ведь совершенно некомфортные! Редкий калининградец, пользующийся их услугами в час пик, не чертыхался по этому поводу. В салоне явно не хватает места. Моторный отсек отчаянно шумит. Кресла подняты на постаменты, с которых неудобно, а порой и опасно слезать, особенно пожилым людям. Да, мы еще о ставших вечными пробках не упомянули. Теперь за стояние в них нам придется платить на два рубля больше.
По словам главы областной Службы по регулированию цен и тарифов Кирилла Юткина, в заявках
на пересмотр тарифов «ГорТранс» предлагал 29 рублей, «Вест Лайн» – 25, «Тотем» – 23, «Зеленоградск-Транс» – 34
Автобусная статистика
- Один калининградский автобус совершает в день 15 кругорейсов. Перевозит от 700 до 1000 пассажиров. Проходит в среднем 210 км в сутки. Себестоимость одного километра, по данным «ГорТранса», – 63,68 рубля. Расходы на функционирование всей сети – 1 млрд 63 млн руб. в год.
- Доля МП – 43,7 % от всех перевозок. Сегодня в маршрутной сети 40 % – машины 2015–2016 гг.
- Для обновления нужно купить еще 180 машин. В этом случае с учетом лизинговых платежей стоимость пробега одного километра составит 98 рублей.
- Средняя выручка по автобусу в день – 13–17 000 рублей.
- Штраф за нарушение условий перевозок – 5000 рублей.
А как в других городах?
Еще в ноябре наши коллеги с сайта «Клопс» узнали стоимость проезда в городах России с той же численностью населения, что и в Калининграде – 400–500 тысяч.
Ставрополь
- троллейбус – 15 руб.
- автобус – 16 руб.
- маршрутка – 18 руб.
- Муниципальный транспорт – 15 руб.
- Частные предприятия – 17 руб.
- Автобус – 20 руб.
- Троллейбус – 15 руб.
- Все виды транспорта: 20 руб.
- Стоимость проезда: 20 руб.
- По карте лояльности – 18–19,5 руб.
- Автобусы и троллейбусы – 20 руб.
- Маршрутки – 22 руб.
- Автобусы и трамваи: 20 руб.
поделиться