«О! – говорят они. – На таких летал медведь Балу!» На самом деле он летал на другом самолете – Conwing L-16. Это вымышленная марка. Собирательный образ. Что-то среднее между американскими Grumman JRF и Fairchild C-82.
А на набережной Петра Великого стоит настоящий гидросамолет Бе-12. Такие еще на-зывают «Чайками». Их создали в 1960-х годах для поиска и уничтожения подводных лодок и кораблей. Аппараты могли легко садиться на воду и без проблем взлетать с нее.
Во времена СССР такие самолеты базировались на Балтийской косе, потом почти все они были списаны и утилизированы. Остался один Бе-12, который нашел на некоторое время пристанище на аэродроме «Храброво», куда добрался, так сказать, своим ходом. И там он приглянулся директору Музея Мирового океана Светлане Сивковой. У нее появилась идея забрать его в ММО, но сделать это было нелегко, поскольку боевая машина принадлежала военным. Однако юридические сложности (пусть и небыстро) удалось преодолеть, и «Чайка» получила возможность перелететь в музей.
Проблема была в том, что гидросамолет к тому времени уже разучился летать.
Доставить его в Калининград было очень непросто. «Чайку» разобрали и отвезли в город по частям. Крылья отдельно, фюзеляж – отдельно. Однако даже в этом случае пришлось поднимать контактную сеть городского общественного транспорта.
Кстати, окончательный переезд «Чайки» в Калининград произошел почти ровно семь лет назад – в ноябре 2014-го.
Довольно скоро самолет стал одной из достопримечательностей набережной Петра Великого. Но осмотреть его можно было только снаружи. Внутри была пустота.
– И мы стали постепенно оснащать приборную панель, – рассказывает замдиректора Музея Мирового океана по флоту и общим вопросам Алексей Шуткин. – Пять лет назад посетители получили возможность осмотреть «Чайку» изнутри. Но «начинка» была неполной.
В последнее время, как рассказали в пресс-службе музея, вход в «Чайку» был закрыт. С 10 ноября открылся вновь.
– Мы значительно дополнили панельную доску, появились новые приборы, – говорит Шуткин. – Сейчас посетитель может составить представление о том, как выглядели внутри эти самолеты.
Впрочем, работать, как считает Алексей Шуткин, еще есть над чем. Начинка самолета по-прежнему неполная. Некоторых приборов в силу разных причин не хватает.
Посещение самолета организовано по сеансам с 12.00 до 16.00 в сопровождении экскурсовода. Сеансы стартуют каждые полчаса. В группе не более 5 человек.
Гидросамолет «Чайка» – одна из главных изюминок набережной Петра Великого
Справка «СК»
- В длину Бе-12 – 30 метров, в высоту – 5 метров. Размах крыльев – 30 метров. Бе-12 стал первым отечественным самолетом-амфибией, оснащенным турбовинтовыми двигателями. За время эксплуатации на
- Бе-12 было установлено 42 мировых рекорда. Музейный самолет свой последний вылет совершил в 1998 году.
поделиться