или Зарегистрироваться
Наш край
667
0
15 ноября 2021

Дом с барельефами на Озерова обещают обновить

Капитальный ремонт исторического здания запланирован на следующий год 
Трехэтажный дом на улице Генерала Озерова, 20–24, в Калининграде давно внесен в список объектов культурного наследия регионального значения. 
Говорят, раньше, до войны, в нем находился Дом поощрения ремесел и промыслов. Именно этим объясняется, что один из подъездов украшен фигурами крестьянина и рыбака. 
Правда, остальные четыре барельефа далеки от производственной темы. Это, насколько можно понять, аллегории четырех времен года – зимы, осени, лета и весны. Однако понять, кто здесь кто, не так легко. Выделяется разве что «Зима», поскольку девушка тепло одета. Руки она прячет в муфту, а на ногах у нее – коньки. 

Ученик знаменитого Брахерта 

С авторством этих произведений тоже не до конца все ясно. В иллюстрированном каталоге «Объекты культурного наследия Калининградской области» (12+), который был издан в 2013 году, написано, что автор неизвестен. 
Однако принято считать, что барельефы изготовил ученик знаменитого Германа Брахерта (1890–1972) – Эрнст Филитц (1891–1945). Об этом факте, в частности, сообщается на популярном краеведческом портале prussia@39.ru.
Что касается самого дома, то стиль, в котором он построен, вышеупомянутый каталог определяет как баухауз. Сообщается также, что построено здание в начале XX века. Время появления на его фасаде барельефов указывается более определенно – 20-е годы прошлого столетия. То есть примерно век тому назад. 

Задача – не навредить 

Как сообщили в пресс-службе регионального Фонда капремонта, приводить в порядок исторический дом начнут в следующем году. Также обновят несколько прилегающих к нему зданий, которые не имеют охранного статуса – на улицах Генерала Озерова (д. № 26–28), Горького (д. № 1–17) и Юношеской (д. № 2–4). 
«Первым начнем ремонтировать дом по улице Озерова — это объект культурного наследия. Там есть красивые барельефы на входной группе, мы их обязательно восстановим», – цитирует «Новый Калининград» (16+) сказанное главой регионального Фонда капитального ремонта Олега Туркина во время недавнего брифинга. Он также рассказал, что будут заменены непрезентабельные железные двери на более подходящие к стилю здания. 
Хочется верить, что при восстановлении барельефов не произойдет того, что случилось   с другой работой Эрнста Филитца – «Ведьмой с башни» на бывшем доме Петерайта – на улице Октябрьской. 
Эта скульптура давно лишилась головы и конечностей, причем обстоятельства, при которых это произошло, до конца не понятны. Возможно, это случилось во время войны, но не исключено, что нацисты изуродовали ее еще раньше. 
Но, как бы то ни было, пару лет назад «Ведьму с башни» решили восстановить. Дело вроде бы хорошее. Но недостаточно четкие довоенные фото не давали представления о том, как эта ведьма выглядела. И это дало определенный простор для воображения реставраторов. В итоге скульптура, как отметили многие калининградцы, приобрела явно мужские черты. Были ли они изначально? Вопрос…
Впрочем, в случае с барельефами на улице Озерова все более-менее понятно. Они относительно неплохо сохранились, поэтому главная задача, которая стоит перед теми, кто будет делать капремонт, – не навредить.

Клеймо мастера 

Еще одну сохранившуюся работу Эрнста Филитца можно увидеть с тыльной стороны «Эпицентра», бывшего Дома техники. Там на фасаде закреплена композиция, которая в известном смысле является местным вариантом «Рабочего и колхозницы», созданных Верой Мухиной в 1937 году и украшающих сегодня ВДНХ в Москве.
Называется это изобража-ющее мужчину с молотом и женщину с прялкой произведение «Мастеровые». Между двумя фигурами высечен странный знак. Что это – и сегодня до конца не понятно. Культуролог Александр Попадин в одной из своих статей высказал предположение, что это клеймо мастера. Что ж, очень может быть.
Среди несохранившихся произведений Эрнста Филитца, возможно, самая известная – памятник народному герою Хансу фон Загану (в 1370 году во время битвы с литовцами при Рудау этот ученик башмачника подхватил упавшее знамя и изменил ход сражения, за что ему и было позднее пожаловано дворянство. – Прим. авт.). Он стоял рядом с Кнайпхофской ратушей. Потом его убрали нацисты, посчитав «вырожденческим искусством». 
Кстати, история скульптуры Загана наталкивает на мысль о том, что с «Ведьмой на крыше» вполне могло произойти нечто подобное… 

11-DSC_8183.jpg
Во время капремонта планируется обновить все шесть барельефов и установить двери, которые будут в большей степени соответствовать стилю здания

11-DSC_8237.jpg
Есть версия, что странный знак между фигурами – это клеймо мастера


Справка «СК»
Эрнст Филитц родился в кёнигсбергском районе Понарт, который во времена СССР и в первые постсоветские годы назывался Балтрайоном. Сейчас это часть Московского района. Художественному мастерству Филитц учился у самого Германа Брахерта – известного кенигсбергского скульптора, автора горельефа у входа в юго-восточную пристройку Дома техники (фигура человека, держащего в одной руке шестеренку, а в другой книгу), украша-ющей променад в Светлогорске «Нимфы» и многих других произведений. 
В 20-х – первой половине 30-х годов Филитц преподавал рисование в Хуфенской гимназии, позднее – в Лёбенихтской реальной гимназии.
Помимо скульптуры, Филитц активно занимался и живописью. Его коньком были пейзажи темперой (краской, изготовленной на основе растертого яичного желтка) на японской бумаге. 
Филитц вместе с женой погибли во время штурма Кёнигсберга в 1945 году. Смерть супругов настигла в бомбоубежище рядом с их домом на Клаас-штрассе. Это современная улица Свободная. 

поделиться
конкурс 08 сентября 2020

ШКОЛА МОЕГО ДЕТСТВА

39044
опрос 13 октября 2021

Что может вас стимулировать сделать прививку от коронавируса?

28