или Зарегистрироваться
Наш край
1330
0
23 октября 2021

Почему пруссы редко использовали лук

Археологи написали работу, посвященную найденному в Альт-Велау оружию 
Раскопки расположенного вблизи Знаменска средневекового кладбища велись с 1993 по 2001 год. Правда, с перерывами. Руководил ими археолог, ныне замдиректора областного Историко-художественного музея Анатолий Валуев. 
Можно сказать, что это были самые масштабные раскопки подобного рода некрополя на территории России за весь постсоветский период. Обнаружено множество артефактов, способных рассказать о разных сферах жизни людей, населявших эти земли в XIII–XIV веках.
Однако найти древние предметы – полдела. Важно все систематизировать и проанализировать. Недавно в сборнике «Краткие сообщения Института археологии» (12+) Российской академии наук вышла статья «Комплекс предметов вооружения XIII–XV вв. из некрополя Альт-Велау». Написали ее трое – упомянутый уже Анатолий Валуев и представляющие Институт археологии РАН Сергей Денисов и Константин Скворцов. 

Огонь жреца

Изначально Велау (сегодня Знаменск. – Прим. авт.), как пишет в книге «Замки и укрепления Немецкого ордена в северной части Восточной Пруссии» (12+) Анатолий Бахтин, назывался Вилов, или Велав, или Ветало. Это была хорошо укрепленная крепость, стоящая на не существующем ныне острове при впадении реки Алле (Лава) в Прегель (Преголя).
Гарнизон был большой, воины храбрые, место для обороны удобное. Когда в 1256 году пришли тевтоны, некоторое время удавалось успешно отбивать их атаки. Но в какой-то момент вождь Тирско решил сдаться и перейти на сторону врага. Через восемь лет приспособленная для нужд ордена крепость выдержала жесточайшую осаду во время Второго прусского восстания. В 1280 году отряды не желавших подчиниться захватчикам племен еще раз пришли под стены крепости. И она не устояла. 
Легенда донесла это событие в весьма оригинальном виде. Вот как передают ее историки Алексей Губин и Виктор Строкин в одной из своих книг: «Случилось нечто недоступное разуму рыцарей. На стороне язычников выступил бог подземного царства Патолс (Патолло). Остров вдруг задрожал, заколебался и стал медленно уходить под воду. В пучину погрузилась крепость с крестоносцами. И долго еще о величии этого места напоминал огонь жреца у священного дуба. В последний раз огонь вспыхнул в 1326 году и угас на вечные времена». 
Позже примерно на этом же месте был построен каменный замок, который, впрочем, тоже до наших дней не дожил. 

Наложено табу?

В ходе раскопок было исследовано 372 захоронения, изучены состав и морфологические особенности 140 предметов, найденных в 63 погребениях.
– В том, что научную статью написали через двадцать лет после раскопок, нет ничего удивительного, – говорит один из ее авторов, принимавший непосредственное участие в исследованиях некрополя археолог Константин Скворцов. – За эти годы полученные данные были осмыслены, систематизированы, сложился авторский коллектив, выкристаллизовалась идея. Да и просто свободное время появилось. 
По словам археолога, наступательное оружие пруссов мало чем отличалось от того, каким пользовались в то время другие европейские народы. Это были те же обоюдоострые длинные мечи, те же копья, булавы, дротики, топоры, кинжалы. 
Единственное, что выделяет пруссов, это их несколько прохладное отношение к луку. Полученные данные наталкивают на мысль о том, что пруссы, будучи знакомыми с этим видом оружия, особо его не жаловали. О причинах можно только догадываться. 
– Возможно, на лук было наложено некое табу, как это было в случае с арбалетом в Европе, – полагает Скворцов. 
Действительно, в 1139 году Папа Римский Иннокентий II выступил с осуждением арбалетов и говорил, что это оружие противно богу и неприемлемо для использования христианами. Папа Иннокентий III подтвердил запрет несколько лет спустя. Впрочем, соблюдался он недолго и далеко не везде. 
Не исключено, что пруссы полагали, что раз луком может пользоваться даже женщина, мужчине должно быть просто стыдно его применять. Однозначного объяснения непопулярности лука у пруссов нет. Но, возможно, в будущем историки докопаются до истины.

Импортные доспехи

Что касается защитного вооружения, то в этом плане пруссы (кстати, одни из последних язычников Европы того времени) заметно отставали от своих соседей. Обнаруженные в захоронениях кольчуги – импортные. Их либо купили, либо захватили в бою. Сами пруссы технологией их изготовления не владели. Но зато они умели делать кожаные доспехи и набитые соломой и конским волосом стеганки. Также им удавались неплохие шлемы, но складывается впечатление, что с удовольствием они использовали иностранные образцы. Например, русские. 
– Важно помнить, что раскопки велись на христианском кладбище у церкви, – говорит Константин Скворцов. – На нем, помимо колонистов, похоронены перешедшие на сторону крестоносцев пруссы-неофиты. Формально они были крещеные, но по сути это еще язычники, о чем красноречиво говорит характер захоронений. Христианину в загробном мире не нужны ни оружие, ни амулеты. И то, что все это присутствует в могилах, хорошо иллюстрирует начальный период колонизации и христианизации этой земли. 

В планах – книга

Примечательно, что среди найденных останков встречаются черепа, принадлежащие представителям негроидной и монголоидной рас. Казалось бы – откуда? 
Но тут все просто. Возвращавшиеся из Святой земли рыцари часто привозили с собой купленных на тамошних невольничьих рынках чернокожих слуг. Что же касается монголоидов, это, скорее всего, христиане-несториане, которых было немало среди воинов Чингисхана. Дойдя до Передней Азии, они остались там, а потом вместе с крестоносцами добрались и до наших краев. 
По словам Константина Скворцова, статья об оружии из некрополя Альт-Велау – это лишь начало. За ней последуют другие. Уже почти готово исследование, посвященное найденным в захоронении амулетам. Потом все статьи будут объединены в книгу, которая на основе богатого материала, полученного во время раскопок раннехристианского кладбища, расскажет о разных аспектах материальной культуры пруссов. Народа, о котором даже местные жители знают порой до обидного мало. 

17-DSC_2674.jpg
Посвященная находкам в некрополе Альт-Велау постоянная выставка в Историко-художественном музее пользуется популярностью у посетителей всех возрастов




цитата
,
:
, :
Научная статья опубликована через 20 лет после раскопок, и в этом нет ничего удивительного

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

3