или Зарегистрироваться
Наш край
1369
0
16 октября 2021

Там, где течет река из птиц

На Куршской косе настали горячие деньки 
Домик, где работают сотрудники Биологической станции на Куршской косе, выглядит внутри весьма оригинально. 
Его стены увешаны шариковыми ручками разных цветов и годов выпуска. Их там сотни. Может, даже пара тысяч. Почему было принято такое дизайнерское решение? 
– Просто много приходится писать! – смеется старший научный сотрудник станции Анатолий Шаповал. – В какой-то момент мы решили не выбрасывать использованные ручки. Жалко. Некоторые ведь красивые. И вот что из этого получилось…

Идет страда 

Миграция птиц происходит фактически круглый год. Но самая массовая начинается 15–20 сентября и длится примерно месяц. В это время в путь отправляются птицы, которые предпочитают зимовать в Европе – в Бельгии, Голландии, Германии, Испании, Португалии, Франции, Италии. Это зяблики, чижики, снегири, скворцы, дрозды, несколько видов синиц.
В этот период в ловушки орнитологов попадают тысячи пернатых. И каждого нужно описать, указав в специальном «гроссбухе» пол, возраст, вес, общее физическое состояние и так далее. Потом временных пленников окольцовывают и выпускают на волю. 
– Сейчас у нас, что называется, страда, – говорит Шаповал, протягивая мне бинокль. – Посмотрите. Видите похожую на ленточку вереницу птиц? Я называю это живой рекой. Правда, здорово? 

Зяблик-рекордсмен 

За сезон в ловушки на Куршской косе попадают примерно 20–30 тысяч пернатых. Многое зависит от направления ветра. Если попутный, то есть северный, северо-западный, то птицы летят слишком высоко и не попадают в сети. Например, в 2007 году удалось поймать всего около десяти тысяч. Но бывает, что за сезон удается окольцевать до ста тысяч. Некоторые птахи умудряются попадать в сети по несколько раз. Рекордсменом стал зяблик, который за шесть лет сумел угодить в ловушку 53 раза!
Судить о сокращении или увеличении популяции разных видов птиц в Калининградской области по результатам отлова на Биологической станции можно, но с учетом разного рода факторов. Помимо ветра, важную роль играет меняющийся ландшафт. 
– Лес здесь был посажен в 60-е годы прошлого века, – рассказывает Шаповал. – В 70-80-е сосны едва достигали метра в высоту, теперь они огромные. Птицам приходится подниматься выше их, но в этом случае они промахиваются мимо ловушки. 
По словам орнитолога, популяции многих птиц в области сокращаются. Это связано с усиливающимся влиянием человека на природу. Конкретно на Куршской косе, которая за последнюю сотню лет обзавелась приличным лесом, птиц и другой живности хватает, но и здесь некоторые виды почти исчезли. Например, раньше обитала небольшая, размером с воробья, ястребиная славка. Ее так назвали из-за характерных полосок на груди и животе – как у ястреба. А после того как вырубили кустарники – барбарис, можжевельник и так далее – она исчезла. Ястребиная славка предпочитала гнездиться внизу и после вырубки осталась без среды обитания. Очень жаль…

Словно из Angry Birds

Иногда на Куршскую косу залетают представители характерных для Средиземноморья видов – пеночки, два-три вида славок. Бывают гости и из более далеких краев. Как-то еще при советской власти поймали обитающую в Северной Америке индиговую овсянку. Сюда ее занесло аномально сильным ветром. 
Отпускать на волю красивую ярко-синюю птицу (напоминающую персонажей игры Angry Birds. – Прим. авт.) не имело смысла, она не смогла бы вернуться в Америку, погибла бы по пути. Поэтому ее подарили известному профессору-орнитологу Ленинградского госуниверситета Георгию Носкову. Она прожила у него дома около десяти лет. Полюбоваться на единственную индиговую овсянку в СССР приезжали специалисты со всей страны. 

Привет из Южной Африки 

Мы подходим к ловушке. В ней несколько обыкновенных (с желтыми брюшками) и длиннохвостых синиц. Последние, объяснил Анатолий Шаповал, попадаются не каждый год. Этот вид при благоприятном стечении обстоятельств размножается дважды за сезон, молодые особи мигрируют, правда, не дальше Восточной Германии, а старые остаются. 
– В 2000 году было просто нашествие длиннохвостых синиц, – вспоминает он. – Мы физически не успевали их окольцовывать. В то лето у нас гостил полицейский из Британии по имени Пол. Он бердвотчер, то есть любит птиц и ездит по всему миру, чтобы наблюдать за ними. Пол взялся нам помочь. Он старался, но расстраивался, что не может зафиксировать всех из потока, а мы его успокаивали: «Ты должен гордиться тем, что один окольцевал больше длиннохвостых синиц, чем все британские орнитологи, вместе взятые». 
Окольцованные на Куршской косе птицы разлетаются по всему миру. Дальше всех добралась в 1970-х деревенская ласточка, она была замечена аж в южно-африканском порту Кейптаун. А у нас поймали однажды птицу с кольцом орнитологической станции, расположенной недалеко от столицы этого государства – Претории. Так что с Южной Африкой у Куршской косы, похоже, какая-то особая связь. 

поделиться
опрос 24 января 2024

Сколько детей должно быть в идеальной семье?

27