Напомним, что выполненный в 1940 году оригинал хранится сейчас в Доме-музее скульптора в Отрадном. Туда ее переместили в начале 2000-х, заменив качественной копией, изготовленной известным художником-реставратором из Эрмитажа Вячеславом Мозговым.
К 2020 году она несколько обветшала, и ее с целю сохранения решено было отдать Музею изобразительных искусств (оно находится в здании бывшей Кёнигсбергской биржи, в советское время здесь был Дворец культуры моряков. – Прим. авт.). И вот новая замена.
«Ура, возвращение «Несущей воду»! Волнительно. Старая копия не подлежала реставрации, изготовлена новая из цельной глыбы натурального мрамора. Скоро заработает фонтанчик», – написал Бондаренко.
Олицетворяет рабскую покорность
Однако поздравления и выражения радости в комментариях стали перемежевываться с довольно жесткой критикой. «Сутулая толстая бабенция, не имеющая ничего общего с оригиналом», «Несравнимые вещи. Какая красота была. И теперь это, ужас», «Как-то вообще не похожа. Грустненькая и страшненькая» – это лишь некоторые, более менее приличные отзывы.Новая копия действительно разительно отличается от оригинала. Она заметно массивнее, у нее другие черты лица и осанка. Но дело не только во внешних различиях.
По мнению искусствоведа Ирины Кожевниковой, тот, кто делал эту скульптуру, совершенно не понял замысла Брахерта, который изобразил сильного и гордого человека, который с достоинством несет свой крест. Он не сломлен невзгодами. Кувшин не принижает девушку, а наоборот – возвышает ее. Он как бы повторяет стройный силуэт.
– Здесь же мы видим какую-то придавленную, сгорбленную фигуру, которая олицетворяет собой рабскую покорность. И это нечто совершенно противоположное тому, о чем хотел сказать Брахерт, – полагает Ирина Кожевникова.
Известный скульптор Николай Фролов (справа): «Довести до ума эту работу я бы не взялся»
По принципу «делаю как умею»
Столкнувшись с волной возмущения, администрация Светлогорска поспешила сообщить в соцсетях, что на место выедет специальная комиссия, которая решит – принимать работу или нет.Через некоторое время сложившуюся ситуацию прокомментировал руководитель региональной Службы госохраны объектов культурного наследия Евгений Маслов, который в эту комиссию входил.
«За время обсуждения «работы» к нам подошли по очереди три женщины в возрасте и произносили похожие слова: «Эх, надо же было так эту утонченную девушку изуродовать». Краткое резюме по совещанию. 1. Поделку (или неудачную подделку копии) не принимать. 2. Заказать на нее профессиональную экспертизу с целью обоснования разрыва контракта... 3. Делать новый заказ на изготовление копии», – написал на своей странице в соцсетях Маслов. По мнению руководителя Службы охраны памятников, эта работа недостойна стоять в Лиственничном парке, поскольку «то, что получилось – либо авторское представление об идеале женщины, либо – «делаю как умею».
«Можем все исправить»
«Шедевр» изготовлен столичным ООО «Левша». Муниципалитет должен заплатить ему по контракту 952 тысячи рублей. По словам главы округа Владимира Бондаренко, исполнитель их пока не получил.– Приемка еще не произведена, администрация инициировала создание профессиональной комиссии. Но уже сейчас можно говорить, что мы видим расхождения с нашим техническим заданием, – пояснил Бондаренко «Стране Калининград».
Однако представители фирмы, которая пыталась сделать копию работы Брахерта, похоже, все-таки еще надеются на гонорар. Возможно, не без оснований.
В минувшую пятницу корреспонденты «СК» стали свидетелями, как молодой человек, представившийся сотрудником «Левши», убеждал чиновника местной администрации принять скульптуру, обещая устранить недоделки. Мол, нарастить мрамор мы не можем, но кое-что убрать, поправить – не проблема. Чиновник молча слушал и что-то записывал.
У известного скульптура Николая Фролова (одного из создателей Солнечных часов на светлогорском променаде. – Прим. авт.) это утверждение вызвало улыбку.
– Это невозможно переделать, я бы не взялся, – горько улыбнулся мастер и добавил, что появление такой скульптуры в центре Светлогорска – это, по сути, оскорбление города.
Коллегу поддержал Олег Видясов, отметивший, что это даже не уровень кладбищенской скульптуры, там иногда встречаются вполне достойные образцы.
Слова эти были произнесены в присутствии молодых людей, пытавшихся убедить представителя светлогорской администрации, что работа выполнена нормально. Оценка специалистов сильно удивила их.
– Что не так? Почему не нравится?! – искренне не понимали они. – Нормальная девушка из настоящего мрамора! Что еще надо?!
При этом они заверяли, что изначально не ставилась задача точно скопировать оригинал. И вообще работа делалась по фотографии.
Завязалась дискуссия, в ходе которой Олегу Видясову было предложено довести «девушку» до ума, раз уж он так хорошо разбирается в искусстве. Но тот вежливо отказался. После этого молодые люди покинули Лиственничный парк. Сильно расстроенными они при этом не выглядели. Шумно общались между собой, смеялись.
– Ничего, выставим ее на «Авито», – громко произнес один из них.
Возможно, он имел в виду явно не-удавшуюся копию знаменитой работы Брахерта. Если так, то это, наверное, действительно выход. А в Лиственничном парке Светлогорска все-таки должно стоять что-то в большей степени похожее на оригинал.
Разница между оригиналом и новой «копией» очевидна даже далекому от искусства человеку
поделиться