Первая прогулка — по промзоне вместе с краеведом и экскурсоводом Евгением Карачаровым. Наверняка вы часто проезжали по Правой набережной, реже проходили (для пеших променадов эта местность пока не слишком приспособлена, но власти планируют привести территорию в порядок, застроить и сделать популярным для жизни и отдыха районом). Улица тянется вдоль воды, с нее открывается потрясающий вид на порт. А еще там много исторических объектов и уголков, в которые будет интересно заглянуть как гостям города, так и местным жителям.
Краевед и экскурсовод Евгений Карачаров
В промышленной зоне вдоль Преголи находится немало интересных исторических объектов и сооружений, достойных детального рассмотрения
Прогулку можно начать с ул. Буткова. Посмотреть на уникальное инженерное сооружение 1926 года постройки — двухъярусный мост (рядом с ним будут строить транспортную развязку, судьба самого моста пока остается под вопросом — общественники предлагают сделать его вело-пешеходным, власти же выбирают между «сохранить» и «снести»). И любопытное здание, в котором сейчас располагается таможня, а до войны был «Голландский вокзал». На немецкой железнодорожной станции было три яруса-платформы: для пассажиров, багажа и для технических нужд. Поезда пошли по ней в 1929 году. – Лет 15 назад я побывал в подземном ходу, который вел к платформам (сейчас он затоплен водой): там сохранились тоннели, немецкие надписи. Название станции связано с «голландской балкой» – специальной конструкцией, которая перегораживала реку. Она дала название и станции, и городским «Голландским воротам» (они не сохранились), – рассказал Евгений.
Рядом с мостом стоит еще одно уникальное здание – кёнигсбергский холодильник 1914 года. По назначению — для хранения замороженной продукции – он используется до сих пор. Функциональная постройка еще и красива — обратите внимание на наклонные окна и другие элементы межвоенного модернизма.
Дальше по маршруту находится кёнигсбергский коксогазовый завод. Старинные здания сильно пострадали во время штурма Кёнигсберга, но их восстановили и долгое время использовали по назначению. Уцелело и трамвайное депо Коссе (название оно получило по названию рыбацкого района) — красивое здание, большой ангар, вокруг до сих пор видны остатки брусчатки и рельсы. Комплекс построили в 1905 году, долгое время это была основная стоянка трамваев Кёнигсберга (сейчас его занимают небольшие частные предприятия).
глубине промзоны можно найти здания бывшей кёнигсбергской катушечной фабрики, где уже при советской власти в начале 1970-х производили... электромобили! Опытные образцы ВНИИ электротранспорта делало совместно с рижским электрозаводом. Они выпустили небольшой фургончик для перевозки грузов, который разгонялся до 45 км/ч, и несколько маленьких двухместных легковых электромашин. Следующие важные точки Правой набережной – вагонзавод Леопольда Штайнфурта 1830 года постройки. Это было одно из крупнейших в Германии производств товарных вагонов (после войны там заработал Калининградский вагоностроительный завод). И кёнигсбергский портовый элеватор, который в свое время был самым большим в мире. Основные здания почти не пострадали во время войны и используются до сих пор как склады для зерна.
– Обратите внимание на домик директора вальцовой мельницы (место, где мололи зерно) и самый старый элеватор Кёнигсберга 1888 года постройки. Он сильно пострадал во время войны, в советское время в нем располагался радиозавод, – рассказал гид.
поделиться