или Зарегистрироваться
Наш край
1135
0
03 Июня 2021

Что можно сделать на мосту и возле водоемов

Эксперты обсудили развитие общественных пространств Калининграда
В начале мая в Калининграде прошел семинар проекта «Водная линия», посвященный перспективам развития городских пространств у воды. 
Более 50 экспертов из нашего города, Санкт-Петербурга, Дании и Финляндии – представителей градостроительного, архитектурного, культурного, активистского сообществ – делились опытом использования подобных локаций по всему миру.

С промзонами – проблема

Калининградцы вспомнили о том, что у нас эти темы в последние годы неоднократно обсуждали. Например, восемь лет назад проходил большой семинар, и многие идеи, предложенные тогда, актуальны до сих пор. Например, предложение создать у спорткомплеса «Юность» причал для маломерных судов — это бы позволило оживить навигацию. Можно сделать набережную Трибуца тестовой площадкой, чтобы предлагать горожанам разные временные решения и оценивать их востребованность: деревянные настилы, смотровые площадки, городские солярии. Важным виделось создание комфортных условий для спортивных баз, находящихся в том районе: можно было бы расположить вдоль воды трибуны, чтобы наблюдать за соревнованиями по гребле.  
Еще один многолетний проект – «Вал» был посвящен благоустройству Паркового ручья и использованию водной артерии как места для прогулок. Поскольку он проходит через значительную часть города, авторы проекта предлагали по аналогии с историческим «поясом Шнайдера» (зеленой зоной вокруг Кёнигсберга) создать водное кольцо вокруг центра города и тем самым создать главный пешеходный маршрут. Увы, из задумок пока мало что ре-ализовано. Повезло лишь части Паркового ручья около зоопарка: по программе приграничного сотрудничества Польша – Россия территории в районе улиц Шоты Руставели – Носова – Брамса приведут в порядок и благоустроят.
– Вопрос освоения акватории Калининграда стоит давно. Около 300 гектаров — это промзоны в разных частях города, и часть из них – у воды (улицы Портовая, Правая набережная, Дзержинского и т. д.), – рассказал Вячеслав Генне, советник губернатора Калининградской области. – 
В новой редакции генплана этим местам присвоен новый статус, который, надеемся, даст им развитие. Будем готовить проекты, выносить их на общественное обсуждение. Многое уже сделано: благо-устройство Верхнего озера, озера Поплавок, нескольких набережных и так далее. Этим летом между Высоким и Юбилейным мостами (там, где строится вторая очередь Рыбной деревни. — Прим. авт.) появится набережная-парк. Проблем много: не все собственники территорий у воды, в промзонах, хотят ими заниматься, не понимают потенциала территорий. Главная сложность на той же улице Портовой — ЛЭП: пока ее не перенесут, никакие новые проекты там невозможны — а это требует огромных денег.

Часть «зеленого» коридора

Большая дискуссия была посвящена городским мостам, судьбе двухъярусного моста в Калининграде, в частности. Напомним, что уже выдано разрешение на строительство его дублера. Исторический мост власти собирались демонтировать, но из-за протестов горожан окончательное решение пока не принято. 
– Старые мосты во многих городах превращают из мест транзита в места для пребывания. Например, пешеходный «Театральный мост» в Турку – на него поставили скамейки, сделали места для любования рекой, и люди проводят там время. В Граце на пешеходном мосту находятся кафе и театр. 
В Гамбурге на мосту, по которому идет транспорт, специально сделали расширение, чтобы разместить лавочки и создать условия для отдыха, – рассказал  Данияр Юсупов, архитектор и урбанист из Санкт-Петербурга. – Любопытная история была в Роттердаме: там построили «краудфандинговый мост» – деньги на него собрали обычные люди. В одном из районов города была ж/д станция, и людям, которые шли от нее домой, приходилось пересекать пути по не слишком приятным местам. Тогда инициативная группа предложила скинуться на строительство — любой человек мог выкупить кусочек моста и нанести на табличку свое имя. Информация разошлась по интернету — и в итоге сегменты моста покупали местные жители, предприниматели и даже люди из других городов и стран. Собранных средств хватило не только на его строительство, но и на то, чтобы построить вторую, незапланированную часть перехода через офисные кварталы. 
Не менее интересные примеры привел Дмитрий Пиликин, историк искусств из Санкт-Петербурга: 
– Сегодня инженерные конструкции быстро устаревают. Но от этого не перестают быть ценностями. Есть широкая практика по их сохранению, она могла бы быть и в Калининграде. В немецком городке Вупперталь в начале прошлого века постро-или систему подвесной железной дороги. Постепенно надобность в ней ушла, но ее оставили — и теперь это достопримечательность. В Нью-Йорке закрытую ветку надземного метро превратили в парк. И это правильно, ведь снос таких объектов – это сразу два минуса: дороговизна демонтажа и утрата памяти. 

Новая функция

Итогом двухдневного семинара стала резолюция.
– Мы предлагаем при разработке и принятии градопланировочных и градостроительных решений учитывать значимость водных объектов, провести инвентаризацию околоводных пространств, обеспечить освобождение прибрежных территорий от мест,  препятствующих доступности водоемов для горожан и оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (промышленные и хозяйственные объекты, парковки, склады, шиномонтаж и пр.), – рассказали соорганизаторы мероприятия, инициативная группа общественного проекта «Парковое кольцо/Водное кольцо» (организатором мероприятия выступил Датский институт культуры). – Кроме того, двухъярусный мост — это уникальное инженерное сооружение, объект культурного наследия, культурный символ Калининграда. Он является ключевым элементом маршрута по историческому оборонительному кольцу Кёнигсберга и зеленому поясу Шнайдера. Его нужно сохранить и сделать велосипедно-пешеходной частью зеленого коридора, соединяющего берега реки и одновременно выполняющего функцию общественного пространства.  

07-Граммотное-использование-территорий-у-воды-могло-бы-оживить-навигацию-и-дать-новые-возможности-для-развития-спорта-и-отдыха.jpg
Грамотное использование территорий у воды могло бы оживить навигацию и дать возможность для развития спорта и отдыха 

07-Двухъярусный-мост,-судьба-которого-пока-не-решена,-мог-бы-стать-частью-пешеходного-маршрута.jpg
Возведенный в начале прошлого века двухъярусный мост, судьба которого пока не решена, мог бы стать частью увлекательного пешеходного маршрута

поделиться
Правила комментирования

Правила комментирования

Редакция портала "Страна Калининград" оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие правила сайта и законодательство РФ, а также ограничивать доступ к комментированию статей любым посетителям сайта. Аккаунты пользователей, систематически допускающих подобные нарушения, будут удаляться без возможности восстановления. Для разрешения спорных вопросов можно обращаться по электронной почте rec@strana39.ru.

В комментариях на сайте "strana39.ru" запрещены:

1. Нецензурная брань (в том числе и завуалированная, с использованием звездочек, точек и других знаков).
2. Высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, а также ссылки на подобные материалы.
3. Призывы к осуществлению террористической деятельности или оправдание терроризма, а также ссылки на подобные материалы.
4. Пропаганда порнографии, культа насилия и жестокости, а также ссылки на подобные материалы.
5. Размещение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров.
6. Оскорбления или угрозы в адрес редакции или авторов материалов.
7. Оскорбления или угрозы в адрес других граждан, в том числе – пользователей сайта "Strana39.ru".
8. Размещение информации рекламного характера или спама.

comments powered by Disqus
конкурс 08 Сентября 2020

ШКОЛА МОЕГО ДЕТСТВА

22648
опрос 27 Мая 2021

Пандемия подстегнула интерес калининградцев к дачам. А вы стали больше проводить времени на грядках?

70