или Зарегистрироваться
Наш край
1588
0
10 апреля 2021

В зоопарке создают особые условия для долгожителей

 Состояние возрастных питомцев на днях оценил специалист из Москвы
В Калининграде на прошлой неделе побывал главный ветеринарный врач Московского зоопарка Михаил Альшинецкий. 
Нашему зоопарку была нужна его консультация по состоянию возрастных животных. Наибольшие опасения вызывают тигр Тайфун, которому в этом году исполнится 20 лет, и сивуч Ким. Оба ведут себя так, что заставляет предположить: они испытывают боль. Поддержать их медикаментозно практически невозможно. Реально ли им помочь или нужно начинать думать об эвтаназии, потому что продлевать страдания недопустимо? 

Мировая проблема 

– Проблема возрастных животных – это проблема не только Калининградского зоопарка, но и зоопарков во всем мире, – рассказал «Стране Калининград» Михаил Альшинецкий. – Потому что в неволе животные живут примерно в 1,5–2 раза дольше, чем они жили бы в природе. В природе возрастное животное, как правило, погибает либо от хищника, либо от невозможности добыть еду. В зоопарке им продляют жизнь: они получают уход, хорошие корма. С одной стороны, это не может не радовать. 
С другой, это порождает проблемы, когда животное медленно угасает со всеми вытекающими последствиями, и перед учреждениями встает вопрос, что с этим делать. Я приехал обсудить с коллегами состояние животных, чем-то помочь и заодно провел лекцию об отношении к престарелым животным. 
У стареющих животных все происходит почти так же, как у людей – они страдают геронтологическими патологиями опорно-двигательной системы, органов чувств, неврологическими расстройствами, заболеваниями зубов, новообразованиями, болезнями почек и сердца. 
– Наша позиция однозначна – если животное не испытывает страданий, даже если оно выглядит не презентабельно, как, например, сейчас тигр Тайфун, который буквально ходит по стеночке, оно должно прожить столько, сколько ему отпущено самой природой, – считает директор Калининградского зоопарка Светлана Соколова.
Чтобы облегчить оказание животным медицинской помощи, киперы зоопарка обязательно должны делать тренинги, чтобы животное адекватно реагировало на необходимость ему помочь, не вводя его в состояние глубокого наркоза. Хотя все равно наркоз остается одной из самых распространенных процедур в зоопарках.
– В Московском зоопарке мы проводим его примерно 200–250 раз в год, включая манипуляции с мелкими животными. Фактически один раз в два дня мы проводим наркоз. Не надо его бояться. В большинстве случаев он не страшен и животные от него не умирают, – говорит Альшинецкий. 

Рентген под наркозом

Московский специалист после осмотра калининградских престарелых животных дал такое заключение. 
– Тигр Тайфун точно болеет. Чтобы сказать, чем именно, его нужно обследовать под наркозом, сделать рентген, и исходя из этого можно понять его перспективы. Судя по сегодняшнему состоянию, боли Тайфун не испытывает, возможно, есть проблемы с нервной системой и спинным мозгом. Он прекрасно ест, но плохо передвигается. И чтобы понять, насколько это будет быстро прогрессировать и как он будет дальше себя вести, нужно провести эти манипуляции. Но в целом он не страдает, – считает эксперт.
Под пристальным вниманием и сивуч Ким. К нему вызывали главного ветврача московского Центра океанографии Ирину Суворову (читайте об этом в статье «Морские животные становятся случайной добычей». – Прим. авт.). 
– Пока оба врача говорят о том, что показаний к кардинальным мерам (имеется в виду эвтаназия. – Прим. авт.) нет, – говорит Светлана Соколова. – Это не может не радовать. Потому что принятие такого решения чрезвычайно сложно во всех отношениях: и по-человечески, и по обязательствам в отношении животного. Будем думать, что делать дальше. Наверное, по тигру запланируем комплексное обследование, чтобы понимать, можно ли скорректировать его лечение. По сивучу все сложнее, потому что такое крупное животное требует особого наркоза. 
Кстати, проблема с наркозом для крупных животных в России появилась с момента развала Советского Союза. Вещества, которые используются для бегемотов, жирафов, сивучей, входят в список наркотических препаратов первой группы, оборот которых в стране запрещен. К этой же группе относится героин, например. А значит, их нельзя ни продать, ни купить. В связи с отсутствием этих препаратов невозможно сделать наркоз. Более 10 лет работает группа при Минсельхозе, которая пытается решить этот вопрос. Но пока никак. 
В Калининградском зоопарке сегодня много старичков – бизоны, самка жирафа, слониха, пара львов. Все они не предельного возраста, но уже сейчас нужно думать, какие меры помощи им могут понадобиться. Для медведей, например, два года назад сделали свой «дом престарелых». Возрастные медведи уже не могли лазить по историческому скалистому медвежатнику. Поэтому их пришлось пересадить в глубинный вольер, который не так удобен с точки зрения экспозиции, зато там ровный пол, и животным не нужно преодолевать препятствия. 

14-IMG_5636.jpg
Михаил Альшинецкий считает, что никому из животных Калининградского зоопарка не требуется эвтаназия

«Маникюр» для тигра

Раньше, чтобы подстричь когти тигру, приходилось вводить его в состояние наркотического сна. Для того чтобы лишний раз не подвергать животное этой процедуре, киперы Калининградского зоопарка научили Тайфуна подавать лапу и спокойно переносить процедуру стрижки когтей. 
К удивлению сотрудников, хищнику потребовался всего один месяц, чтобы понять, чего от него хотят люди. Так что теперь «маникюр» нашему заслуженному тигру можно делать без наркоза.

14-IMG_2263.jpg

цитата
,
:
, :
Позиция такая – животное должно прожить столько, сколько отпущено ему природой

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

3