или Зарегистрироваться
Наш край
2207
0
12 марта 2021

Был ли кувшин у скульптуры девушки на улице Коммунальной

Калининградцы спорят о том, как изначально выглядела достопримечательность 
Недавно в Калининграде отремонтировали очередной «объект культурного наследия» – дом, стоящий на пересечении улиц Коммунальной и Чернышевского. 
Информации о нем, к сожалению, немного. Мы не знаем, кто был архитектором, не установлена точная дата постройки. Более-менее очевидно только, что это начало 30-х годов прошлого столетия. 
Здание между тем весьма любопытное. На нем отдельно остановился известный исследователь Балдур Кёстер в книге «Кёнигсберг. Сегодняшний Калининград. Архитектура немецкого времени». Описывая застройку на месте бывших Бойенштрассе и Штегеманнштрассе (сегодня улицы Коммунальная и Чернышевского), он отмечает: «Внешний вид (здания. – Прим. авт.) преподносит сюрприз. Жилые дома 20-х годов выделяются отказом от всех форм историзма. Они протяженные в плане, их длинные ряды окон и кирпичный рисунок между окнами подчеркивает горизонтальную составляющую. А тут, в начале 30-х годов, перед нами, как ни в чем не бывало, снова лестничный фронтон, который по своим очертаниям вполне мог бы происходить с конца XIX века». 

Фигура из керамики

Но главная «фишка» этого дома – скульптура, украшающая торец здания со стороны улицы Карла Маркса. Это выполненная из глазурованной керамики фигура девушки в развевающемся платье и с поднятыми руками – словно она поправляет прическу. 
Автор этого произведения неизвестен. Но можно немного пофантазировать по этому поводу. Мы знаем, что неподалеку, на Краусаллее, 62 (ныне это Каштановая аллея, 110), был дом известного скульптора Артура Штайнера. А рядом, на Бойенштрассе, 73 (сейчас Коммунальная, 73), говорят, жила его ученица – Лизелотта, на которой он впоследствии женился. Кто знает, может быть, автор скульптуры – именно Штайнер, а изобразил он свою возлюбленную. Правда, Штайнер был анималистом (одну из его самых известных работ «Орангутан» можно увидеть сейчас в Калининградском зоопарке. – Прим. авт.), но мог же он ради супруги попробовать себя в новом качестве?
А может, это работа самой Лизелотты? Она вполне могла создать нечто подобное. Поверить в это помогает ее произведение, которое можно увидеть на крыльце ее дома – на Коммунальной, 73. Там на изящном крылечке дома 1920-х годов постройки уютно разместилась композиция «Ребенок с кошкой», установленная в 1943 году. Существует версия, что она стала последним украшением Кёнигсберга. Долго скульптура стояла сильно поврежденной (в частности, у ребенка не было головы), но несколько лет назад ее отреставрировали. 

Венок или нимб?

В целом дом и скульптура отремонтированы, как представляется, неплохо. 
И окончание работ возобновило давний спор калининградцев о том, несла ли девушка кувшин над головой или нет. 
В частности, такая дискуссия развернулась на страничке в соцсети у местного писателя и культуролога Александра Попадина. 
Мнения разделились. Нашлись люди, которые якобы лично видели этот кувшин. Однако визуального подтверждения (в виде фото, например) они представить не смогли. Их оппоненты обращали внимание, что руки девушки не достаточно подняты для того, чтобы она могла нести кувшин. Скорее всего, она просто поправляет прическу.
Хозяин странички – Александр Попадин – тоже склоняется к тому, что кувшина не было. По его мнению, девушка с торца дома на Коммунальной смешалась в народном сознании со скульптурой Германа Брахерта «Несущая воду» (она же – «Девушка с кувшином»), что находится в Светлогорске. При этом руки у девушки подняты вовсе не для того, чтобы поправить волосы, поскольку этих самых волос не так много. Скорее всего, на голове у девушки был венок из цветов. 
«В этом случае становится понятен выбор керамики (чтобы сделать цвет), и в историческом контексте «девушка в венке из цветов» – символ Лета (см. хаус-марки времен года на доме по 
ул. Озерова), полноты жизни, возрождения жизни в Восточной Пруссии после поражения в Первой мировой и распада государства; надежда возрождения. Цветение – цвет», – изложил свою версию Попадин. 
Она, надо сказать, подтверждается воспоминаниями одной из жительниц дома, которая живет в нем много лет. 
В беседе с корреспондентом «СК» она вспомнила, что раньше над головой у девушки было что-то вроде нимба. Может, действительно венок? 

Простор для фантазии 

Точный ответ на этот вопрос пока неизвестен. И, может быть, это даже хорошо. Когда нет абсолютной ясности, есть простор для фантазий и разного рода версий. И уж совсем неправильной представляется идея восстановления скульптуры «так, как было». 
К сожалению, в Калининграде уже случалось, что восстановленные скульптуры не вызывали всеобщего одобрения. Например, пару лет назад вместе с бывшим домом Петерайта на улице Октябрьской была восстановлена скульптура «Ведьма с башни» работы ученика Германа Брахерта – Эрнста Филитца.
Дело вроде бы хорошее. Но недостаточно четкие довоенные фото не давали представления о том, как эта ведьма выглядела. И это дало определенный простор для воображения реставраторов. 
В итоге скульптура, как отметили многие калининградцы, приобрела явно мужские черты. Были ли они изначально? Вопрос…
На девушку с Коммунальной пока, слава богу, никто не покушается. Пусть она останется такой, какая есть. Нам нравится смотреть на нее и гадать – зачем она подняла руки: поправить венок или волосы? А может, все-таки для того, чтобы нести кувшин? 

IMG_0344.jpg
Автор скульптуры «Девушка, поправляющая волосы» до сих пор достоверно не известен

в-номер.jpg
Отремонтированный дом – одна из самых известных достопримечательностей улицы Коммунальной

поделиться
опрос 24 января 2024

Сколько детей должно быть в идеальной семье?

27