или Зарегистрироваться
Наш край
1835
0
19 февраля 2021

Дом с аркой на Багратиона: ремонт с упрощением

Историческое здание привели в порядок, но результат понравился не всем 
Калининград в архитектурном плане – город весьма эклектичный. Кажется, едва ли не все рожденные человечеством стили нашли здесь свое воплощение. 
В частности, широко представлен у нас появившейся на стыке XIX и XX веков модерн. Так получилось, что в конце позапрошлого века архитектурная мысль зашла в тупик. Казалось, все, что можно придумать, уже придумано, и единственный выход в этой ситуации – обыгрывать наработки прошлых столетий. Поэтому церкви строились тогда преимущественно в готическом стиле (неоготика), театры – в классическом (нео-классика), а, скажем так, гражданские здания – в смешанном. 

Рождение модерна 

«Знамя нового искусства было поднято в 1890-е годы, – пишет в одной из своих работ известный историк Эрнст Гомбрих. – Архитекторы экспериментировали с новыми типами материалов и новыми типами орнаментов. Греческие ордеры воздвигались из примитивных деревянных конструкций, начиная с эпохи Возрождения сформировался целый арсенал шаблонов архитектурных декораций. Не пора ли было новой архитектуре из железа и стекла, которая, почти никем не замеченная, родилась в зданиях железнодорожных вокзалов или в промышленных конструкциях, разработать свой собственный орнаментальный стиль? И если западная традиция была слишком предана старым строительным методам, не мог бы Восток предложить новый набор образцов и новые идеи?»
На такие размышления наталкивают проекты бельгийского архитектора Виктора Орта (1861–1947), мгновенно ставшие модными. Отказ от симметрии и использование эффекта гнутых линий, памятных нам по искусству Востока, Орта заимствовал у японцев. Но он не был простым имитатором. Орта применял эти линии в конструкциях из железа, прекрасно отвечавших современным нуждам. Впервые со времен Брунеллески европейские строители получили совершенно новый стиль. Неудивительно, что это открытие так и назвали «новым стилем» — модерном, или ар-нуво. 

Редкое направление

Это стиль имеет массу направлений. В Германии, в частности в Восточной Пруссии, распространение получил «югендстиль», в котором построено множество вилл в Амалиенау, Марауненхофе и других районах Кёнигсберга. 
Но встречались в нашем городе и другие виды модерна. 
Например, есть мнение, что так называемый дом с аркой на улице Багратиона, 105–107 (он находится прямо на пересечении с Ленинским проспектом. – Прим. авт.) построен в редком для Кёнигсберга стиле «северный модерн», который характерен для Санкт-Петербурга. 
В 2019 году калининградские общественники подали заявку на включение этого дома в перечень объектов культурного наследия. По словам выступавшего на публичном мероприятии архитектора Олега Ли, построенный примерно в 20-х годах прошлого века дом представляет собой неплохой образец северного модерна. 
Проблема, однако, в том, что не сохранилось (ну, во всяком случае, пока не обнаружено) довоенного фото этого дома, по-этому сейчас сложно судить о том, насколько сильно он был перестроен и что было утеряно. Нашелся лишь снимок арки, которая практически не изменилась.
Впрочем, принадлежность этого дома к северному модерну далеко не очевидна. Например, другой известный калининградский архитектор Олег Васютин в этом усомнился.
– Говорить, что это модерн, значит принижать это архитектурное направление, – считает специалист. 
Разгорелась дискуссия, которая, впрочем, ни к чему не привела. Было принято решение обсудить это здание на последующем заседании совета по культуре. 

«Не имеет смысла» 

Но и потом этот дом решено было не вносить в специальный реестр. 
Руководитель региональной Службы охраны памятников Евгений Маслов в беседе с корреспондентом «Страны Калининград» сказал, что особого смысла в этом нет. Во-первых, особый статус здания наложит на собственников квартир новые обязательства, а во-вторых, внесение в особый список повлечет за собой создание охранной зоны. И земельные участки внутри нее упадут в цене, что должно быть компенсировано за счет областного бюджета. Речь в общей сложности может идти о десятках миллионов рублей. 
По мнению Евгения Маслова, был найден компромиссный вариант. Охранного статуса здание не получает, но оно приводится в порядок за счет капремонта. 
А летом прошлого года здание оделось в леса. Недавно они были сняты, и стало видно, что получилось. Первый этаж теперь покрашен в зеленый цвет, остальные три – в кремовый. Примыкающую к зданию арку очистили от растительности и укрепили. Результат, однако, понравился не всем. 
Например, активист Марина Порсина в группе популярной социальной сети «Союз граждан Наш регион» обратила внимание на то, что декоративное окошко на арке лишилось важных деталей. Раньше оно как бы делилось на четыре части, теперь оно просто овальное. При этом, отмечает Порсина, довоенные фотографии арки в Службу госохраны памятников представлены были. 
Однако ни дом, ни арка, как уже было отмечено, объектами культурного наследия не являются. Поэтому отремонтировали, как отремонтировали. 
Примечательно, что едва рабочие ушли с объекта, арка получила первые повреждения. Судя по всему, какой-то автомобиль не вписался по высоте. Возможно, предлагает активист, имеет смысл ввести какие-то ограничения для проезда через портал. 
В целом же здание посвежело. Ну а насколько качественным был ремонт, станет ясно уже в ближайшее время. Хочется верить, что восстановленные декоративные элементы не будут смыты калининградскими дождями. 

04-Дом-на-Багратиона-105-107-(1).jpg
Так приметный дом и арка в нем выглядели совсем недавно

04-IMG_4525.jpg
После ремонта здание посвежело, но некоторые декоративные элементы стали менее привлекательными

04-IMG_4452.jpg
А это та самая преобразившаяся арка

цитата
,
:
, :
Построенный примерно в 20-х годах прошлого века дом представляет собой образец северного модерна

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

2