Первые пять лет ушли на то, чтобы немного обжиться на новой земле, наметить планы, понять, куда идти. В целом эти задачи были выполнены. Во всяком случае, людей удалось худо-бедно расселить, накормить и наладить хоть какое-нибудь промышленное производство.
Научные сотрудники НИС зеленого строительства М. И. Митрофанова и А. П. Бурсина и руководитель областной архитектурно-планировочной мастерской В. А. Астанов за обсуждением вопроса озеленения новых жилых кварталов Калининграда. Автор: А. Дитлов, 1952 год
Обморок на кухне
Одной из самых важнейших отраслей, как тогда говорили, народного хозяйства по-прежнему оставалась рыбная. Развивалась она бурно, но не без проблем.«Первое время к работе привлекалось и местное немецкое население, хорошо знавшее места лова и имевшее в этом большой опыт, – вспоминал бывший президент региональной Ассоциации морских капитанов Петр Чагин (статья, к сожалению, ушедшего от нас ветерана ВОВ размешена на сайте Калининградского рыбного морского порта. – Прим. авт.) – В ходе промысла мы постепенно изучали водоемы, виды промысловых рыб, места обитания. Для большинства из нас, новых кёнигсбержцев, было в новинку отведать салаку, угря или камбалу. Были и курьезные случаи. Однажды мне принесли свежевыловленных угрей. Я их завернул в бумагу и положил в кухонный шкаф. Когда вечером собрались друзья, пришли наши девушки, медсестры из госпиталя, я похвалился, что есть свежая рыба. Одна бойкая подружка тут же изъявила желание показать свое кулинарное искусство в приготовлении рыбы. Только она пошла на кухню, как мы услышали истошный крик и поспешили на помощь. Девушка в обмороке лежала на полу, а из развернутого ею бумажного свертка расползались угри, которых она приняла за змей».
Трагедия в море
Но со временем первые переселенцы хорошо изучили морские просторы и их обитателей.Вехой в развитии рыбной отрасли стало создание в октябре 1949 года Управления экспериментального лова, сокращенно – УЭЛ. Эта аббревиатура хорошо известна калининградцам «со стажем».
«С 1950 года на протяжении многих лет бессменным начальником УЭЛ оставался легендарный Николай Иванович Студенецкий. Его имя было на слуху у семей рыбаков и горожан. С ним связано строительство и открытие Дворца культуры рыбаков. Долгое время по его инициативе оказывалась материальная поддержка стадиону «Балтика», а городская футбольная команда состояла на балансе УЭЛ. Были построены целые кварталы жилых домов по ул. К. Маркса, ул. А. Невского и в других районах города», – пишет Петр Чагин.
УЭЛ долгое время было одной из ведущих рыбацких организаций Калининградской области. В первые годы своей деятельности оно давало до 50% средств городского бюджета.
К сожалению, освоение Мирового океана не обошлось без трагедий. Первая из них случилась как раз в годы второй калининградской пятилетки. В 1952 году во время очередной сельдяной экспедиции ко дну пошли два калининградских средних рыболовных траулера – «Гонг» и «Ракета» – и СРТ-339, приписанный к Клайпедскому порту. С «Гонга» и литовского судна – на каждом было по 21 человеку – никто не спасся. «Ракета» потеряла восемь моряков.
Добытую с таким трудом (и с такими жертвами!) рыбу надо было оперативно обрабатывать.
Нужна тара!
Как сообщает сайт Государственного архива Калининградской области (ГАКО), 5 августа 1950 года Совет министров СССР принял постановление № 4164 о строительстве двух бондарно-тарных заводов общей мощностью 1 млн бочкоцентнеров заливной тары в год, в том числе завода в Калининграде с вводом последнего в эксплуатацию в конце 1951 года и мощностью 700 тыс. бочкоцентнеров.В постановлении указывалась и причина ускоренных темпов строительства – острый дефицит специальной тары для производства рыбопродукции (консервов, пресервов, соленой продукции и др.). На тот период в области, действительно, 23% добываемой рыбы обрабатывалось кустарным способом или же замораживалось, 19% засаливалось в брезентовых чанах.
Дело, впрочем, двигалось не споро. «Калининградская правда» от 23 февраля 1952 года писала: «Строительство завода шло медленными темпами, вследствие чего он вступил в эксплу-атацию только с 13 мая 1952 г., что привело к срыву задания на поставку тары Балтгосрыбтресту».
Но, как бы то ни было, все скоро наладилось. И Калининградская область стала местом, где производилась каждая третья банка рыбных консервов.
Полесский рыбоконсервный завод был открыт еще в январе 1946 года, Мамоновский рыбный завод заработал в январе 1949-го. В октябре 1953 года он был переименован в «комбинат» и отдан под управление Балтгосрыбтреста. В мае 1951 года был организован Балтийский рыбоконсервный комбинат (в Светлом), а в январе 1952-го – Калининградский.
Шел по улице трамвай
Еще одной важной задачей, стоявшей перед областью в первые послевоенные годы, было строительство и восстановление жилья.Можно привести сухую статистику по этой отрасли, но гораздо красноречивее воспоминания водителя трамвая Н. Зайчиковой, опубликованные в «Калининградской правде» от 18 февраля 1951 года. Понятно, что заметка была приурочена к выборам в Верховный совет РСФСР и что обращалось внимание только на хороше, но тем не менее.
«Я вспоминаю Калининград 1946 года, когда только стала работать вагоновожатой в трамвайном тресте, – пишет Зайчикова. – …По Сталинградскому проспекту (ныне – проспект Мира. – Прим. авт.) от площади Победы до нынешней трамвайной остановки «Парк культуры» не было ни одного целого дома. А сейчас на всем этом участке поднялось из руин много красивых зданий: областная библиотека, кинотеатр «Заря», универмаг. Всего несколько недель назад начали заселяться два лучших жилых здания нашего города около кинотеатра «Заря». Действует стадион «Динамо» (сегодня – «Балтика». – Прим. авт.), зоопарк и парк культуры и отдыха».
Отметим, что трамваям в послевоенные годы уделялось особое внимание. В 1950-х годах в «Калининградской правде» регулярно сообщалось о том, сколько в тот или иной день трамваев на линии.
Картина «Калининград строится», написанная Е. Н. Скитальцевым в 1950 году. Иллюстрация из книги «Калининградский Союз художников России: к 60-летию»
Например, 11 апреля 1951 года по городу курсировало 42 (!) трамвая. Рядом с этой информацией была размещена заметка о том, что в депо прибыли восемь восстановленных на Вагоностроительном заводе вагонов. Правда, через неделю – 18 апреля – газета сообщила, что все они оказались неисправными. Ну что ж, бывает. В декабре 1954 года в Калининград поступили первые цельнометаллические вагоны из ГДР.
А у Вагоностроительного завода, который был образован в 1946 году, было много славных достижений. В 1951 году там, по информации ГАКО, было осво-ено производство полуторатонных аккумуляторных автопогрузчиков, платформ для 15- и 20-тонных железнодорожных кранов, вагонов-самосвалов.
В этом же году начался их серийный выпуск и поставки на экспорт. В 1952-м завод начал мелкосерийное производство платформ под 25-тонные железнодорожные краны. В 1955-м был собран первый 60-тонный вагон-самосвал.
Костюмы из бостона
Пятидесятые годы, в частности, начало этого десятилетия – время постепенной нормализации жизни. Многим было еще тяжело, но послевоенная разруха, голод и неустроенность уходили в прошлое.В «Калининградской правде» за 18 февраля 1951 года была опубликована заметка читательницы М. Дворник: «Вот уже два года я работаю продавщицей отдела готового платья и обуви в магазине № 2 Горпромторга, – пишет она. – Скажу прямо – за этот период спрос наших покупателей очень возрос. Покупатели теперь требуют обувь и одежду из дорогого материала и хорошо сшитую. Увеличился спрос на хорошие вещи со стороны всех слоев населения: рабочих, колхозников, интеллигенции. В книге запросов покупатели спрашивают костюмы из бостона, драповые пальто, меховые пальто, модельные туфли и т. п. Еще в прошлом году спрос на эти вещи был меньше».
Думается, на самом деле большинство жителей области радовались телогрейкам и валенкам. Но тенденция возращения к мирным временам налицо.
Тогда, в начале 1950-х, на улице Почтовой (ныне – Леонова) открылся первый в Калининграде ресторан «Балтика». В 1980 году его переименовали в «Орбиту» (потому что в городе появился мотель с аналогичным названием), а позже – в «Гранд-холл».
В 1954 году заработала Калининградская фабрика мороженого.
В ноябре 1955 года Калининградский горпромкомбинат освоил выпуск новых граммофонных пластинок из лома старых.
Гастроном № 1 в Калининграде. Пересечение Сталинградского проспекта (пр-т Мира) с ул. Каменной. Из семейного альбома Молчан Е. Е., 1951 год
К берегам Антарктиды
Конечно, всего, что произошло в эти годы, в одной статье не напишешь. Но одно важное событие не упомянуть нельзя, поскольку очень может быть, что именно благодаря ему вся страна и, наверное, весь мир впервые услышали о Калининградской области.Речь идет о масштабной научной экспедиции в Антарктиду, которая началась 30 ноября 1955 года, когда от причала Калининградского морского порта отчалил дизель-электроход «Обь», взяв курс на самый холодный материк планеты.
«Сейчас, наверное, даже трудно представить масштаб экспедиции, – рассказывал в 2005 году автору этих строк один из участников экспедиции похода – академик РАН Александр Петрович Лисицын. – Вся страна готовила этот поход. «Обь» несла на себе восемь тысяч тонн грузов. Если в Ноевом ковчеге было каждой твари по паре, то на нашем судне, образно говоря, было каждого вида самолетов по паре. И со всем этим добром мы шли на другой конец света. Пришлось выдержать штормы и сильную качку. Но не это самое страшное. Труднее всего было преодолеть ледовый барьер. Ведь Антарктида окружена ледовой толщей высотой с шестиэтажный дом. Чтобы пробиться через это естественное препятствие, приходилось пускать в ход тонны взрывчатки. Все это чрезвычайно опасно. Случалось, что гибли люди. Антарктида не сдавалась без боя. И мы порой чувствовали себя, как на войне».
Но в итоге Антарктида все же капитулировала перед мужеством ученых, позволив обустроить на своей территории постоянную станцию и начать исследования.
Погрузка знаменитой плавбазы «Тунгус» в Калининградском торговом порту
(фото предоставлено ГАКО)
Справка «СК»
Основные вехи 1951-1955 гг.- 1 апреля 1951 г. на базе Ленинградской районной больницы Калининграда организован областной онкологический диспансер.
- 22 мая 1951 г. начал курсировать поезд Калининград – Ленинград.
- Апрель 1951 г. открылся Областной краеведческий музей.
- Ноябрь 1951 г. – вступила в строй первая очередь Калининградского коксогазового завода.
- Май 1952 г. – построен новый мост на улице Театральной.
- Сентябрь 1952 г. – приняла первых постояльцев самая на тот момент большая гостиница в Калининграде – «Москва».
- Сентярь 1952 г. – начались занятия в Калининградском мореходном училище.
- 1 апреля 1953 г. в Калининград прибыли 18 новых 28-местных автобусов ЗИС-155. На восьми городских линиях ежегодно стали работать 47 автобусов.
- Июнь 1953 г. – вышел первый номер рыбацкой газеты «Маяк».
- В сентябре 1953 г. Калининградский трест «Дормостстрой» впервые приступил к ремонту и заливке асфальтом улиц областного центра.
- В декабре 1955 г. вслед за ушедшим в Антарктиду дизель-электроходом «Обь» к ледяному континенту из Калининграда отправилось исследовательское судно «Лена».
Читайте статью «Первая калининградская пятилетка:полная перезагрузка»
В 2021 году Калининградская область отмечает 75-летие. Мы начинаем серию юбилейных материалов. Журналисты «Страны Калининград» расскажут о важных вехах в развитии края. И вы, наши читатели, можете нам в этом помочь, поделившись воспоминаниями. Первые пятилетки, большое переселение, знаковые стройки, герои этого времени, трудовые династии – пишите нам о них на эл. адрес [email protected], звоните по тел. 31-24-11.
цитата,, :
:Одной из важнейших отраслей оставалась рыбная. Развивалась она бурно, но не без проблем
поделиться