или Зарегистрироваться
Наш край
1843
0
01 февраля 2021

Вторая калининградская пятилетка: жизнь налаживается

В первой половине 50-х годов прошлого века в Калининградской области произошло много знаковых событий 
Пятая советская пятилетка (1951–1955 годы) стала второй для Калининградской области, 75-летие которой мы будем отмечать 7 апреля этого года. 
Первые пять лет ушли на то, чтобы немного обжиться на новой земле, наметить планы, понять, куда идти. В целом эти задачи были выполнены. Во всяком случае, людей удалось худо-бедно расселить, накормить и наладить хоть какое-нибудь промышленное производство. 

10-020.jpg
Научные сотрудники НИС зеленого строительства М. И. Митрофанова и А. П. Бурсина и руководитель областной архитектурно-планировочной мастерской В. А. Астанов за обсуждением вопроса озеленения новых жилых кварталов Калининграда. Автор: А. Дитлов, 1952 год 

Обморок на кухне

Одной из самых важнейших отраслей, как тогда говорили, народного хозяйства по-прежнему оставалась рыбная. Развивалась она бурно, но не без проблем. 
«Первое время к работе привлекалось и местное немецкое население, хорошо знавшее места лова и имевшее в этом большой опыт, – вспоминал бывший президент региональной Ассоциации морских капитанов Петр Чагин (статья, к сожалению, ушедшего от нас ветерана ВОВ размешена на сайте Калининградского рыбного морского порта. – Прим. авт.) – В ходе промысла мы постепенно изучали водоемы, виды промысловых рыб, места обитания. Для большинства из нас, новых кёнигсбержцев, было в новинку отведать салаку, угря или камбалу. Были и курьезные случаи. Однажды мне принесли свежевыловленных угрей. Я их завернул в бумагу и положил в кухонный шкаф. Когда вечером собрались друзья, пришли наши девушки, медсестры из госпиталя, я похвалился, что есть свежая рыба. Одна бойкая подружка тут же изъявила желание показать свое кулинарное искусство в приготовлении рыбы. Только она пошла на кухню, как мы услышали истошный крик и поспешили на помощь. Девушка в обмороке лежала на полу, а из развернутого ею бумажного свертка расползались угри, которых она приняла за змей».

Трагедия в море 

Но со временем первые переселенцы хорошо изучили морские просторы и их обитателей. 
Вехой в развитии рыбной отрасли стало создание в октябре 1949 года Управления экспериментального лова, сокращенно – УЭЛ. Эта аббревиатура хорошо известна калининградцам «со стажем». 
«С 1950 года на протяжении многих лет бессменным начальником УЭЛ оставался легендарный Николай Иванович Студенецкий. Его имя было на слуху у семей рыбаков и горожан. С ним связано строительство и открытие Дворца культуры рыбаков. Долгое время по его инициативе оказывалась материальная поддержка стадиону «Балтика», а городская футбольная команда состояла на балансе УЭЛ. Были построены целые кварталы жилых домов по ул. К. Маркса, ул. А. Невского и в других районах города», – пишет Петр Чагин. 
 УЭЛ долгое время было одной из ведущих рыбацких организаций Калининградской области. В первые годы своей деятельности оно давало до 50% средств городского бюджета.
К сожалению, освоение Мирового океана не обошлось без трагедий. Первая из них случилась как раз в годы второй калининградской пятилетки. В 1952 году во время очередной сельдяной экспедиции ко дну пошли два калининградских средних рыболовных траулера – «Гонг» и «Ракета» – и СРТ-339, приписанный к Клайпедскому порту. С «Гонга» и литовского судна – на каждом было по 21 человеку – никто не спасся. «Ракета» потеряла восемь моряков. 
Добытую с таким трудом (и с такими жертвами!) рыбу надо было оперативно обрабатывать. 

Нужна тара!

Как сообщает сайт Государственного архива Калининградской области (ГАКО), 5 августа 1950 года Совет министров СССР принял постановление № 4164 о строительстве двух бондарно-тарных заводов общей мощностью 1 млн бочкоцентнеров заливной тары в год, в том числе завода в Калининграде с вводом последнего в эксплуатацию в конце 1951 года и мощностью 700 тыс. бочкоцентнеров. 
В постановлении указывалась и причина ускоренных темпов строительства – острый дефицит специальной тары для производства рыбопродукции (консервов, пресервов, соленой продукции и др.). На тот период в области, действительно, 23% добываемой рыбы обрабатывалось кустарным способом или же замораживалось, 19% засаливалось в брезентовых чанах.
Дело, впрочем, двигалось не споро. «Калининградская правда» от 23 февраля 1952 года писала: «Строительство завода шло медленными темпами, вследствие чего он вступил в эксплу-атацию только с 13 мая 1952 г., что привело к срыву задания на поставку тары Балтгосрыбтресту». 
Но, как бы то ни было, все скоро наладилось. И Калининградская область стала местом, где производилась каждая третья банка рыбных консервов. 
Полесский рыбоконсервный завод был открыт еще в январе 1946 года, Мамоновский рыбный завод заработал в январе 1949-го. В октябре 1953 года он был переименован в «комбинат» и отдан под управление Балтгосрыбтреста. В мае 1951 года был организован Балтийский рыбоконсервный комбинат (в Светлом), а в январе 1952-го – Калининградский. 

Шел по улице трамвай 

Еще одной важной задачей, стоявшей перед областью в первые послевоенные годы, было строительство и восстановление жилья.
Можно привести сухую статистику по этой отрасли, но гораздо красноречивее воспоминания водителя трамвая Н. Зайчиковой, опубликованные в «Калининградской правде» от 18 февраля 1951 года. Понятно, что заметка была приурочена к выборам в Верховный совет РСФСР и что обращалось внимание только на хороше, но тем не менее. 
«Я вспоминаю Калининград 1946 года, когда только стала работать вагоновожатой в трамвайном тресте, – пишет Зайчикова. – …По Сталинградскому проспекту (ныне – проспект Мира. – Прим. авт.) от площади Победы до нынешней трамвайной остановки «Парк культуры» не было ни одного целого дома. А сейчас на всем этом участке поднялось из руин много красивых зданий: областная библиотека, кинотеатр «Заря», универмаг. Всего несколько недель назад начали заселяться два лучших жилых здания нашего города около кинотеатра «Заря». Действует стадион «Динамо» (сегодня – «Балтика». – Прим. авт.), зоопарк и парк культуры и отдыха». 
Отметим, что трамваям в послевоенные годы уделялось особое внимание. В 1950-х годах в «Калининградской правде» регулярно сообщалось о том, сколько в тот или иной день трамваев на линии. 

10-UhcnZupP4n4.jpg
Картина «Калининград строится», написанная Е. Н. Скитальцевым в 1950 году. Иллюстрация из книги «Калининградский Союз художников России: к 60-летию»

  Например, 11 апреля 1951 года по городу курсировало 42 (!) трамвая. Рядом с этой информацией была размещена заметка о том, что в депо прибыли восемь восстановленных на Вагоностроительном заводе вагонов. Правда, через неделю – 18 апреля – газета сообщила, что все они оказались неисправными. Ну что ж, бывает. В декабре 1954 года в Калининград поступили первые цельнометаллические вагоны из ГДР. 
А у Вагоностроительного завода, который был образован в 1946 году, было много славных достижений. В 1951 году  там, по информации ГАКО, было осво-ено производство полуторатонных аккумуляторных автопогрузчиков, платформ для 15- и 20-тонных железнодорожных кранов, вагонов-самосвалов. 
В этом же году начался их серийный выпуск и поставки на экспорт. В 1952-м завод начал мелкосерийное производство платформ под 25-тонные железнодорожные краны. В 1955-м был собран первый 60-тонный вагон-самосвал. 

Костюмы из бостона

Пятидесятые годы, в частности, начало этого десятилетия – время постепенной нормализации жизни. Многим было еще тяжело, но послевоенная разруха, голод и неустроенность уходили в прошлое.
В «Калининградской правде» за 18 февраля 1951 года была опубликована заметка читательницы М. Дворник: «Вот уже два года я работаю продавщицей отдела готового платья и обуви в магазине № 2 Горпромторга, – пишет она. – Скажу прямо – за этот период спрос наших покупателей очень возрос. Покупатели теперь требуют обувь и одежду из дорогого материала и хорошо сшитую. Увеличился спрос на хорошие вещи со стороны всех слоев населения: рабочих, колхозников, интеллигенции. В книге запросов покупатели спрашивают костюмы из бостона, драповые пальто, меховые пальто, модельные туфли и т. п. Еще в прошлом году спрос на эти вещи был меньше». 
Думается, на самом деле большинство жителей области радовались телогрейкам и валенкам. Но тенденция возращения к мирным временам налицо. 
Тогда, в начале 1950-х, на улице Почтовой (ныне – Леонова) открылся первый в Калининграде ресторан «Балтика». В 1980 году его переименовали в «Орбиту» (потому что в городе появился мотель с аналогичным названием), а позже – в «Гранд-холл». 
В 1954 году заработала Калининградская фабрика мороженого. 
В ноябре 1955 года Калининградский горпромкомбинат освоил выпуск новых граммофонных пластинок из лома старых. 

10-a7xDZVUOwak.jpg
Гастроном № 1 в Калининграде. Пересечение Сталинградского проспекта (пр-т Мира) с ул. Каменной. Из семейного альбома Молчан Е. Е., 1951 год 

К берегам Антарктиды 

Конечно, всего, что произошло в эти годы, в одной статье не напишешь. Но одно важное событие не упомянуть нельзя, поскольку очень может быть, что именно благодаря ему вся страна и, наверное, весь мир впервые услышали о Калининградской области.
Речь идет о масштабной научной экспедиции в Антарктиду, которая началась 30 ноября 1955 года, когда от причала Калининградского морского порта отчалил дизель-электроход «Обь», взяв курс на самый холодный материк планеты. 
«Сейчас, наверное, даже трудно представить масштаб экспедиции, – рассказывал в 2005 году автору этих строк один из участников экспедиции похода – академик РАН Александр Петрович Лисицын. – Вся страна готовила этот поход. «Обь» несла на себе восемь тысяч тонн грузов. Если в Ноевом ковчеге было каждой твари по паре, то на нашем судне, образно говоря, было каждого вида самолетов по паре. И со всем этим добром мы шли на другой конец света. Пришлось выдержать штормы и сильную качку. Но не это самое страшное. Труднее всего было преодолеть ледовый барьер. Ведь Антарктида окружена ледовой толщей высотой с шестиэтажный дом. Чтобы пробиться через это естественное препятствие, приходилось пускать в ход тонны взрывчатки. Все это чрезвычайно опасно. Случалось, что гибли люди. Антарктида не сдавалась без боя. И мы порой чувствовали себя, как на войне». 
Но в итоге Антарктида все же капитулировала перед мужеством ученых, позволив обустроить на своей территории постоянную станцию и начать исследования. 

10-0-5385.jpg
Погрузка знаменитой плавбазы «Тунгус» в Калининградском торговом порту 
(фото предоставлено ГАКО)

Справка «СК»

Основные вехи 1951-1955 гг.
  • 1 апреля 1951 г. на базе Ленинградской районной больницы Калининграда организован областной онкологический диспансер. 
  • 22 мая 1951 г. начал курсировать поезд Калининград – Ленинград. 
  • Апрель 1951 г. открылся Областной краеведческий музей.
  • Ноябрь 1951 г. – вступила в строй первая очередь Калининградского коксогазового завода.
  • Май 1952 г. – построен новый мост на улице Театральной. 
  • Сентябрь 1952 г. – приняла первых постояльцев самая на тот момент большая гостиница в Калининграде – «Москва».
  • Сентярь 1952 г. – начались занятия в Калининградском мореходном училище. 
  • 1 апреля 1953 г. в Калининград прибыли 18 новых 28-местных автобусов ЗИС-155. На восьми городских линиях ежегодно стали работать 47 автобусов. 
  • Июнь 1953 г. – вышел первый номер рыбацкой газеты «Маяк».
  • В сентябре 1953 г. Калининградский трест «Дормостстрой» впервые приступил к ремонту и заливке асфальтом улиц областного центра.
  • В декабре 1955 г. вслед за ушедшим в Антарктиду дизель-электроходом «Обь» к ледяному континенту из Калининграда отправилось исследовательское судно «Лена». 

Читайте статью «Первая калининградская пятилетка:полная перезагрузка»

В 2021 году Калининградская область отмечает 75-летие. Мы начинаем серию юбилейных материалов. Журналисты «Страны Калининград» расскажут о важных вехах в развитии края. И вы, наши читатели, можете нам в этом помочь, поделившись воспоминаниями. Первые пятилетки, большое переселение, знаковые стройки, герои этого времени, трудовые династии – пишите нам о них на эл. адрес [email protected], звоните по тел. 31-24-11. 
цитата
,
:
, :
Одной из важнейших отраслей оставалась рыбная. Развивалась она бурно, но не без проблем 

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

3