или Зарегистрироваться
Наш край
649
0
01 Февраля 2021

Вторая калининградская пятилетка: жизнь налаживается

В первой половине 50-х годов прошлого века в Калининградской области произошло много знаковых событий 
Пятая советская пятилетка (1951–1955 годы) стала второй для Калининградской области, 75-летие которой мы будем отмечать 7 апреля этого года. 
Первые пять лет ушли на то, чтобы немного обжиться на новой земле, наметить планы, понять, куда идти. В целом эти задачи были выполнены. Во всяком случае, людей удалось худо-бедно расселить, накормить и наладить хоть какое-нибудь промышленное производство. 

10-020.jpg
Научные сотрудники НИС зеленого строительства М. И. Митрофанова и А. П. Бурсина и руководитель областной архитектурно-планировочной мастерской В. А. Астанов за обсуждением вопроса озеленения новых жилых кварталов Калининграда. Автор: А. Дитлов, 1952 год 

Обморок на кухне

Одной из самых важнейших отраслей, как тогда говорили, народного хозяйства по-прежнему оставалась рыбная. Развивалась она бурно, но не без проблем. 
«Первое время к работе привлекалось и местное немецкое население, хорошо знавшее места лова и имевшее в этом большой опыт, – вспоминал бывший президент региональной Ассоциации морских капитанов Петр Чагин (статья, к сожалению, ушедшего от нас ветерана ВОВ размешена на сайте Калининградского рыбного морского порта. – Прим. авт.) – В ходе промысла мы постепенно изучали водоемы, виды промысловых рыб, места обитания. Для большинства из нас, новых кёнигсбержцев, было в новинку отведать салаку, угря или камбалу. Были и курьезные случаи. Однажды мне принесли свежевыловленных угрей. Я их завернул в бумагу и положил в кухонный шкаф. Когда вечером собрались друзья, пришли наши девушки, медсестры из госпиталя, я похвалился, что есть свежая рыба. Одна бойкая подружка тут же изъявила желание показать свое кулинарное искусство в приготовлении рыбы. Только она пошла на кухню, как мы услышали истошный крик и поспешили на помощь. Девушка в обмороке лежала на полу, а из развернутого ею бумажного свертка расползались угри, которых она приняла за змей».

Трагедия в море 

Но со временем первые переселенцы хорошо изучили морские просторы и их обитателей. 
Вехой в развитии рыбной отрасли стало создание в октябре 1949 года Управления экспериментального лова, сокращенно – УЭЛ. Эта аббревиатура хорошо известна калининградцам «со стажем». 
«С 1950 года на протяжении многих лет бессменным начальником УЭЛ оставался легендарный Николай Иванович Студенецкий. Его имя было на слуху у семей рыбаков и горожан. С ним связано строительство и открытие Дворца культуры рыбаков. Долгое время по его инициативе оказывалась материальная поддержка стадиону «Балтика», а городская футбольная команда состояла на балансе УЭЛ. Были построены целые кварталы жилых домов по ул. К. Маркса, ул. А. Невского и в других районах города», – пишет Петр Чагин. 
 УЭЛ долгое время было одной из ведущих рыбацких организаций Калининградской области. В первые годы своей деятельности оно давало до 50% средств городского бюджета.
К сожалению, освоение Мирового океана не обошлось без трагедий. Первая из них случилась как раз в годы второй калининградской пятилетки. В 1952 году во время очередной сельдяной экспедиции ко дну пошли два калининградских средних рыболовных траулера – «Гонг» и «Ракета» – и СРТ-339, приписанный к Клайпедскому порту. С «Гонга» и литовского судна – на каждом было по 21 человеку – никто не спасся. «Ракета» потеряла восемь моряков. 
Добытую с таким трудом (и с такими жертвами!) рыбу надо было оперативно обрабатывать. 

Нужна тара!

Как сообщает сайт Государственного архива Калининградской области (ГАКО), 5 августа 1950 года Совет министров СССР принял постановление № 4164 о строительстве двух бондарно-тарных заводов общей мощностью 1 млн бочкоцентнеров заливной тары в год, в том числе завода в Калининграде с вводом последнего в эксплуатацию в конце 1951 года и мощностью 700 тыс. бочкоцентнеров. 
В постановлении указывалась и причина ускоренных темпов строительства – острый дефицит специальной тары для производства рыбопродукции (консервов, пресервов, соленой продукции и др.). На тот период в области, действительно, 23% добываемой рыбы обрабатывалось кустарным способом или же замораживалось, 19% засаливалось в брезентовых чанах.
Дело, впрочем, двигалось не споро. «Калининградская правда» от 23 февраля 1952 года писала: «Строительство завода шло медленными темпами, вследствие чего он вступил в эксплу-атацию только с 13 мая 1952 г., что привело к срыву задания на поставку тары Балтгосрыбтресту». 
Но, как бы то ни было, все скоро наладилось. И Калининградская область стала местом, где производилась каждая третья банка рыбных консервов. 
Полесский рыбоконсервный завод был открыт еще в январе 1946 года, Мамоновский рыбный завод заработал в январе 1949-го. В октябре 1953 года он был переименован в «комбинат» и отдан под управление Балтгосрыбтреста. В мае 1951 года был организован Балтийский рыбоконсервный комбинат (в Светлом), а в январе 1952-го – Калининградский. 

Шел по улице трамвай 

Еще одной важной задачей, стоявшей перед областью в первые послевоенные годы, было строительство и восстановление жилья.
Можно привести сухую статистику по этой отрасли, но гораздо красноречивее воспоминания водителя трамвая Н. Зайчиковой, опубликованные в «Калининградской правде» от 18 февраля 1951 года. Понятно, что заметка была приурочена к выборам в Верховный совет РСФСР и что обращалось внимание только на хороше, но тем не менее. 
«Я вспоминаю Калининград 1946 года, когда только стала работать вагоновожатой в трамвайном тресте, – пишет Зайчикова. – …По Сталинградскому проспекту (ныне – проспект Мира. – Прим. авт.) от площади Победы до нынешней трамвайной остановки «Парк культуры» не было ни одного целого дома. А сейчас на всем этом участке поднялось из руин много красивых зданий: областная библиотека, кинотеатр «Заря», универмаг. Всего несколько недель назад начали заселяться два лучших жилых здания нашего города около кинотеатра «Заря». Действует стадион «Динамо» (сегодня – «Балтика». – Прим. авт.), зоопарк и парк культуры и отдыха». 
Отметим, что трамваям в послевоенные годы уделялось особое внимание. В 1950-х годах в «Калининградской правде» регулярно сообщалось о том, сколько в тот или иной день трамваев на линии. 

10-UhcnZupP4n4.jpg
Картина «Калининград строится», написанная Е. Н. Скитальцевым в 1950 году. Иллюстрация из книги «Калининградский Союз художников России: к 60-летию»

  Например, 11 апреля 1951 года по городу курсировало 42 (!) трамвая. Рядом с этой информацией была размещена заметка о том, что в депо прибыли восемь восстановленных на Вагоностроительном заводе вагонов. Правда, через неделю – 18 апреля – газета сообщила, что все они оказались неисправными. Ну что ж, бывает. В декабре 1954 года в Калининград поступили первые цельнометаллические вагоны из ГДР. 
А у Вагоностроительного завода, который был образован в 1946 году, было много славных достижений. В 1951 году  там, по информации ГАКО, было осво-ено производство полуторатонных аккумуляторных автопогрузчиков, платформ для 15- и 20-тонных железнодорожных кранов, вагонов-самосвалов. 
В этом же году начался их серийный выпуск и поставки на экспорт. В 1952-м завод начал мелкосерийное производство платформ под 25-тонные железнодорожные краны. В 1955-м был собран первый 60-тонный вагон-самосвал. 

Костюмы из бостона

Пятидесятые годы, в частности, начало этого десятилетия – время постепенной нормализации жизни. Многим было еще тяжело, но послевоенная разруха, голод и неустроенность уходили в прошлое.
В «Калининградской правде» за 18 февраля 1951 года была опубликована заметка читательницы М. Дворник: «Вот уже два года я работаю продавщицей отдела готового платья и обуви в магазине № 2 Горпромторга, – пишет она. – Скажу прямо – за этот период спрос наших покупателей очень возрос. Покупатели теперь требуют обувь и одежду из дорогого материала и хорошо сшитую. Увеличился спрос на хорошие вещи со стороны всех слоев населения: рабочих, колхозников, интеллигенции. В книге запросов покупатели спрашивают костюмы из бостона, драповые пальто, меховые пальто, модельные туфли и т. п. Еще в прошлом году спрос на эти вещи был меньше». 
Думается, на самом деле большинство жителей области радовались телогрейкам и валенкам. Но тенденция возращения к мирным временам налицо. 
Тогда, в начале 1950-х, на улице Почтовой (ныне – Леонова) открылся первый в Калининграде ресторан «Балтика». В 1980 году его переименовали в «Орбиту» (потому что в городе появился мотель с аналогичным названием), а позже – в «Гранд-холл». 
В 1954 году заработала Калининградская фабрика мороженого. 
В ноябре 1955 года Калининградский горпромкомбинат освоил выпуск новых граммофонных пластинок из лома старых. 

10-a7xDZVUOwak.jpg
Гастроном № 1 в Калининграде. Пересечение Сталинградского проспекта (пр-т Мира) с ул. Каменной. Из семейного альбома Молчан Е. Е., 1951 год 

К берегам Антарктиды 

Конечно, всего, что произошло в эти годы, в одной статье не напишешь. Но одно важное событие не упомянуть нельзя, поскольку очень может быть, что именно благодаря ему вся страна и, наверное, весь мир впервые услышали о Калининградской области.
Речь идет о масштабной научной экспедиции в Антарктиду, которая началась 30 ноября 1955 года, когда от причала Калининградского морского порта отчалил дизель-электроход «Обь», взяв курс на самый холодный материк планеты. 
«Сейчас, наверное, даже трудно представить масштаб экспедиции, – рассказывал в 2005 году автору этих строк один из участников экспедиции похода – академик РАН Александр Петрович Лисицын. – Вся страна готовила этот поход. «Обь» несла на себе восемь тысяч тонн грузов. Если в Ноевом ковчеге было каждой твари по паре, то на нашем судне, образно говоря, было каждого вида самолетов по паре. И со всем этим добром мы шли на другой конец света. Пришлось выдержать штормы и сильную качку. Но не это самое страшное. Труднее всего было преодолеть ледовый барьер. Ведь Антарктида окружена ледовой толщей высотой с шестиэтажный дом. Чтобы пробиться через это естественное препятствие, приходилось пускать в ход тонны взрывчатки. Все это чрезвычайно опасно. Случалось, что гибли люди. Антарктида не сдавалась без боя. И мы порой чувствовали себя, как на войне». 
Но в итоге Антарктида все же капитулировала перед мужеством ученых, позволив обустроить на своей территории постоянную станцию и начать исследования. 

10-0-5385.jpg
Погрузка знаменитой плавбазы «Тунгус» в Калининградском торговом порту 
(фото предоставлено ГАКО)

Справка «СК»

Основные вехи 1951-1955 гг.
  • 1 апреля 1951 г. на базе Ленинградской районной больницы Калининграда организован областной онкологический диспансер. 
  • 22 мая 1951 г. начал курсировать поезд Калининград – Ленинград. 
  • Апрель 1951 г. открылся Областной краеведческий музей.
  • Ноябрь 1951 г. – вступила в строй первая очередь Калининградского коксогазового завода.
  • Май 1952 г. – построен новый мост на улице Театральной. 
  • Сентябрь 1952 г. – приняла первых постояльцев самая на тот момент большая гостиница в Калининграде – «Москва».
  • Сентярь 1952 г. – начались занятия в Калининградском мореходном училище. 
  • 1 апреля 1953 г. в Калининград прибыли 18 новых 28-местных автобусов ЗИС-155. На восьми городских линиях ежегодно стали работать 47 автобусов. 
  • Июнь 1953 г. – вышел первый номер рыбацкой газеты «Маяк».
  • В сентябре 1953 г. Калининградский трест «Дормостстрой» впервые приступил к ремонту и заливке асфальтом улиц областного центра.
  • В декабре 1955 г. вслед за ушедшим в Антарктиду дизель-электроходом «Обь» к ледяному континенту из Калининграда отправилось исследовательское судно «Лена». 

Читайте статью «Первая калининградская пятилетка:полная перезагрузка»

В 2021 году Калининградская область отмечает 75-летие. Мы начинаем серию юбилейных материалов. Журналисты «Страны Калининград» расскажут о важных вехах в развитии края. И вы, наши читатели, можете нам в этом помочь, поделившись воспоминаниями. Первые пятилетки, большое переселение, знаковые стройки, герои этого времени, трудовые династии – пишите нам о них на эл. адрес sk@strana39.ru, звоните по тел. 31-24-11. 
цитата
,
:
, :
Одной из важнейших отраслей оставалась рыбная. Развивалась она бурно, но не без проблем 

поделиться
Правила комментирования

Правила комментирования

Редакция портала "Страна Калининград" оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие правила сайта и законодательство РФ, а также ограничивать доступ к комментированию статей любым посетителям сайта. Аккаунты пользователей, систематически допускающих подобные нарушения, будут удаляться без возможности восстановления. Для разрешения спорных вопросов можно обращаться по электронной почте rec@strana39.ru.

В комментариях на сайте "strana39.ru" запрещены:

1. Нецензурная брань (в том числе и завуалированная, с использованием звездочек, точек и других знаков).
2. Высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, а также ссылки на подобные материалы.
3. Призывы к осуществлению террористической деятельности или оправдание терроризма, а также ссылки на подобные материалы.
4. Пропаганда порнографии, культа насилия и жестокости, а также ссылки на подобные материалы.
5. Размещение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров.
6. Оскорбления или угрозы в адрес редакции или авторов материалов.
7. Оскорбления или угрозы в адрес других граждан, в том числе – пользователей сайта "Strana39.ru".
8. Размещение информации рекламного характера или спама.

comments powered by Disqus
конкурс 08 Сентября 2020

ШКОЛА МОЕГО ДЕТСТВА

14323
опрос 29 Декабря 2020

В стране объявили массовую вакцинацию от коронавируса. Вы будете делать прививку?

185