или Зарегистрироваться
Наш край
2260
0
31 октября 2020

Станислаус Кауэр – эпоха в жизни Кёнигсберга

Что можно увидеть в Калининграде из художественного наследия знаменитого скульптора 
В определенном смысле у Станислауса (Станислава) Кауэра счастливая творческая судьба. Во всяком случае по сравнению с большинством кёнигсбергских скульпторов, произведения которых все до одного были уничтожены во время войны или после нее. 
Значительная часть работ Кауэра тоже не дожила до наших дней. Но уцелевшее позволяет говорить о том, что это был выдающийся мастер. Известный немецкий исследователь Мюльпфордт в работе «Кёнигсбергская скульптура и ее мастера» пишет, что родившийся 18 октября 1867 года в городе Кройцнах Кауэр принадлежал семье, чем-то напоминающей семью Иоганна-Себастьяна Баха. Это в том плане, что у великого композитора все родственники занимались музыкой, а у Кауэра, соответственно, – скульптурой. У него было восемь сестер и братьев, и все они отметились на этом поприще. Определенных успехов, в частности, добились его старший брат Людвиг и младший Фриц, его дядя Эмиль. 

Высокий бородач в шляпе 

С ранних лет Станислаус учился у своего отца Роберта Кауэра, став к 17 годам зрелым мастером. Созданная им в этом возрасте «Психея» получила высокие оценки современников и была выставлена в Берлине. 
Долгие годы Кауэр шлифовал навыки в Италии, Франции и Нидерландах. В 1905 году он приехал в Берлин, но задержался там недолго. В 1907 году, получив место профессора и руководителя класса скульптуры в Кёнигсбергской академии художеств, перебрался в наш город. Здесь он проработал больше четверти века, воспитав множество хороших мастеров. 
«Работа с глиной – жизнь, гипсовый отлив – смерть, бронзовый отлив – возрождение», – любил повторять он.
Творческая деятельность Кауэра стала целой эпохой художественной жизни Кёнигсберга и академии. В городе его знали все, даже те, кто был далек от искусства. Его, высокого бородатого человека в черной широкополой шляпе, часто узнавали на улицах. В 1933 году Кауэр вышел на пенсию, а через десять лет умер и был похоронен на кладбище около Юдиттен-кирхи. 
В Кёнигсберге мастер жил на Граф-Шпее-штрассе. Ныне улица Донская. 

14-IMG_8139.jpg
Памятник Шиллеру: говорят, в качестве модели выступил портовый грузчик


Шиллер плюс докер

Самое, пожалуй, известное из сохранившихся произведений Кауэра – памятник Шиллеру. Установлен он был в ноябре 1910 года напротив оперного театра, который (в сильно измененном виде) мы знаем как областной драмтеатр. Говорят, в качестве модели выступал портовый грузчик, поэтому от скульптуры просто веет физической мощью. 
Возможно, так сказать, пролетарское происхождение памятника уберегло его во время штурма. Согласно городской легенде, в апреле 1945-го кто-то из наших написал на постаменте: «Не стрелять! Это свой».
Как бы то ни было, у скульптуры оказалось поврежденным горло, что дало основание местным остроумцам утверждать, что в Калининграде пьют все, кроме Шиллера, потому что у него все назад выливается. 
Интересно, что в советское время с памятником был связан один странный обычай. Курсанты местного мореходного училища наряжали его в специально сшитую тельняшку и чистили ему башмаки гуталином. 

Младенцы в заборной краске 

Не менее интересная судьба у другой работы Кауэра – фонтана «Путти» (от итальянского putti – младенцы). Созданную в 1908 году скульптуру удостоили первой премии на Международной ярмарке фонтанов 1912 года в Позене (ныне Познань. – Прим. авт.). Город хотел выкупить произведение, но Кауэр передал его Кёнигсбергу. 
Долгое время фонтан стоял у Королевского замка, но в 1936 году его почему-то перенесли во двор университетской клиники – ныне больница № 4 на улице Больничной. Интересно, что всезнающий Мюльпфордт пишет, что судьба этой работы неизвестна. Но позвольте! Долгие годы фонтан стоял в скрытом от посторонних глаз дворе медучреждения. 
Разумеется, знатоки истории края помнили об этой достопримечательности и время от времени водили к ней экскурсии. При этом нередко ценители искусства сталкивались у «Путти» с любителями горячительного, которым почему-то понравилось выпивать рядом с произведением Кауэра, внося иногда в него новые штрихи. Кто-то тушил о глаза каменных детей окурки, кто-то отбивал им носы, кто-то – гениталии. В итоге к середине 1980-х фонтан приобрел жалкий вид, и какая-то добрая душа решила ему помочь. Александр Попадин в своей книге «Местное время» рассказал историю о том, что однажды во время субботника фонтан был покрашен заборной краской. 
Но закончилось все хорошо. Десять лет назад фонтан передали Музею Мирового океана и отреставрировали. Сейчас его можно увидеть за «Пакгаузом». Рядом, кстати, выставляется авторская копия рельефа «Гениус». Подлинник – в Музее изобразительных искусств. 
Музы и культурист 
На улице Бассейной находится одно из самых ярких зданий в нашем городе – бывшая Академия художеств, а ныне школа 
№ 21. Автор проекта – знаменитый кёнигсбергский архитектор Фридрих Ларс (1880–1964). Над главным входом расположено изящное полуциркулярное окно, которое обрамляют два рельефа в виде женских фигур. Одна – с рогом изобилия, а другая – с венком славы. Это музы, которые символизируют богатство и успех. Создал их Станислаус Кауэр. 
Сравнительно недалеко от школы, на ручье Воздушном, есть небольшой шлюз, который украшает барельеф «Геракл». Античный герой повернут к зрителю спиной. Мышцы его напряжены. Он словно изо всех пытается удержать мощный поток воды. Увидеть эту чудесную работу можно, спустившись к ручью по лестнице, ведущей на территорию ресторана. Рельеф был создан Каэуром в 1912–1913 годах. Существует легенда, что скульптора вдохновил один из основоположников бодибилдинга – уроженец Кёнигсберга Евгений Сандов (1867–1925).

14-IMG_3562.jpg
Фонтан «Путти» пользуется популярностью у посетителей Музея Мирового океана 


Справка «СК»
Кроме названных работ Кауэра, в Калининграде можно увидеть:
  • «Нимфу после купания» (находится в Музее изобразительных искусств);
  • рельефы из ракушечника на портале главного входа в Управление ФСБ по Калининградской области;
  • «Мать и дитя» (стоит во дворе корпуса БФУ им. И. Канта на ул. Университетской);
  • горельефы «Головы двух юных девушек» (адрес – ул. Леонова, 8). 

 В 1924 г. Кауэр изготовил конный памятник в честь Инстербург-уланского полка. В послевоенное время стоявший в Черняховске памятник был утерян, но в 2006 г. его восстановили.
В Светлогорске на территории военного санатория находится скульптура «Купальщица», выполненная Кауэром из мрамора в 1912 г. 
В этом году на фасаде гимназии № 1 установили копии скульптурных изображений голов Канта, Коперника, Гердера и Коринта, которые были уничтожены после войны. 


14-IMG_3227.jpg
В Калининградском музее изобразительных искусств хранятся некоторые произведения Кауэра. Например, «Гениус» 

поделиться
опрос 24 января 2024

Сколько детей должно быть в идеальной семье?

27