или Зарегистрироваться
Наш край
1554
0
15 июля 2020

«Местные форты – это архипелаг в океане, и ему нельзя дать уйти под воду»

Пять лет назад калининградцы архитектор Артур Сарниц и его компаньон Валерий Щербатых взяли в аренду «остров» № 11 
В Калининграде каждый знает, что город окружен дюжиной фортов, находящихся в разной степени сохранности. 
Построенный во второй половине XIX века форт № 11 «Денхофф» (изначально он назывался «Зелигенфельд», новое имя ему дали в 1894 году. –  Прим. авт.) дожил до наших дней  в весьма приличном состоянии – во всяком случае,  сохранился гораздо лучше своих собратьев (улица Энергетиков).
Причин этому, по сути, две. Во-первых, в апреле 1945 года эта крепость была взята почти без боя, во-вторых, после войны в нее вселились наши военные. Съехали они только в  2015 году.  Этот образец фортификационного искусства был, считай, законсервирован. На центральном входе (и это удивляет многих посетителей) даже сохранился герб семейства Денхофф с изображением дикого кабана. Это древний и знатный род, поместье которого – Фридрихштайн (ныне на его месте поселок Каменка) – находилось недалеко от форта.

Запас энтузиазма 
Впрочем, когда мы говорим об относительно хорошо сохранившемся форте, главное слово здесь «относительно». Конечно, на фоне многих своих собратьев, которые представляют собой сегодня руины, «Денхофф» смотрится молодцом, но пять лет назад он в буквальном смысле уходил под воду. Нижние этажи были затоплены, в  помещениях – сырость, кирпичная кладка местами разваливалась. 
 Сейчас «Денхофф» является точкой притяжения туристов. 
К нему, несмотря на труднодоступность, не зарастает народная тропа. Экскурсия следует за экскурсией. Состоят они не только из приезжих, местные тоже с удовольствием знакомятся с достопримечательностью, которая долгое время была для них недоступна. 
– Не жалеете, что ввязались в эту историю? – спрашиваю я у Артура Сарница,  взявшего объект в аренду на 49 лет. 
– Нет, конечно, но иногда наступали минуты отчаяния, – признается он. – И если кто-то захочет войти в аналогичный проект, он должен понимать, что, помимо финансовых ресурсов, профессиональных компетенций и продуманного бизнес-плана, нужно обладать еще колоссальным запасом энтузиазма и веры. Нужна моральная мотивация и нужна, извините за пафос, любовь к этой земле. Без всего этого ничего не выйдет. 

Задача-минимум 
Сарниц сравнивает калининградские форты с загадочным архипелагом и мечтает сохранить все 12 «островов», из которых он состоит, не дать им уйти под воду. Для объединения инициатив по управлению фортификационными объектами и для обмена успешным опытом их сохранения и развития создана некоммерческая организация «Фортификационное наследие Калининградской области», которая будет полезна всем участникам этого движения. 
По мнению архитектора, на первом этапе форты нуждаются в консервации. Задача-минимум заключается в том, чтобы остановить процессы разрушения. 
В будущем (скорее всего, отдаленном) можно будет подумать об их восстановлении. 
– В техническом плане здесь нет ничего невозможного, главное – это воля и ресурсы, –  считает Сарниц. – Вспомните, как не так давно были возрождены Королевские ворота. Не знаю, как на кого, а на меня процесс их оживления произвел сильное впечатление.
Архитектор уверен, что главное богатство этой земли – ее исторический пласт, который при разумном, хозяйском подходе сможет обеспечить благополучие людей,  ее населяющих. 
– Мне кажется, что уже то, что мы обсуждаем эти проблемы, хороший знак, – полагает Сарниц. – Знаете, может, через сто или двести лет какой-нибудь археолог найдет жесткий диск, на котором записана наша беседа, покажет ее коллегам, и старички-академики, заседая на консилиуме, скажут: «Какие молодцы были люди в XXI веке! Они думали о том, как сохранить и восстановить историческое наследие».

Ресторация и канализация 
Что касается форта № 11, то работы там еще непочатый край. 
– Объект большой, и мы хотим, чтобы каждое из его помещений (а их много) было сухим и уютным, чтобы гости чувствовали себя здесь комфортно,  – делится Сарниц. 
В планах – открытие ресторана. Идея родилась давно, но реализовать ее мешают разного рода обстоятельства. 
– У нас есть проект, разработана технология, мы с компаньоном даже иногда виртуально обедаем в этом заведении, но  воплотить эту задумку в жизнь не так-то просто… Вот что, по вашему мнению, самое главное в ресторане? – спрашивает Сарниц. – Вы можете сказать – кухня, интерьер, обслуживание. 
И будете неправы, потому что главное в ресторане – канализация. Задача провести здесь хорошо канализацию непростая, но мы с ней справимся.
Не так давно форт «Денхофф» выиграл два гранта, примерно десять миллионов рублей. 
– На первый грант предполагается организовать в форте интерактивные занятия для школьников,  во время которых ребята узнают интересные факты о де-ятельности советских разведгрупп, которые забрасывались на территорию Восточной Пруссии перед началом военной операции. А на второй грант предполагается создать музей фортификационного искусства, оснащенный современной техникой, дающей возможность окунуться в  виртуальную и  дополненную реальность.   
Есть идея к Новому году превратить один из  широких пролетов форта в бутафорскую улицу Кёнигсберга, с фонарями, витринами магазинов и прочими узнаваемыми мелочами. 
Одна из самых серьезных проблем форта – транспортная. Добраться до него на рейсовом автобусе невозможно, потому что они туда не ходят. 
– Мы много раз обращались в региональное правительство, в мэрию Калининграда, чтобы нам помогли решить этот вопрос, потому что невозможно смотреть, как люди идут к нам пешком. Мы писали, что оборудуем остановку согласно регламентам, проведем освещение, но из результатов пока лишь толстенная пачка отказов. Но мы не опускаем руки и все-таки надеемся решить этот вопрос, поскольку это важно для развития форта, – говорит Сарниц. 

Место, которое не отпускает
 Важно понимать, что форт «Денхофф» – это не просто стены, а, главным образом,  люди. 
–  Понимаете, можно создать замечательные законы, предоставить занимающимся сохранением исторического наследия бизнесменам  серьезные налоговые преференции, но это все не обеспечит успех, потому что объект может попасть в хорошие руки, но может и  в плохие,  – полагает архитектор. – Наш форт – в надежных руках, потому что здесь работают те, кому не все равно. И это касается всей команды  – и моего компаньона Валерия Щербатых, и директора по работе с посетителями Ирины Литвинович, и экскурсоводов, и охранников – всех. 
«Денхофф» постепенно обживают разного рода мастера: есть кузница, кожевенная мастерская, мыловарня.
– Я работаю на форте уже четыре года, – рассказывает хозяйка последней Раиса Бочкарева. – Мне это место подходит, во-первых, потому что я никому не мешаю, когда варю мыло (процесс этот пахучий, не всем нравится), а во-вторых, здесь какая-то удивительная атмосфера, которая  притягивает. 
– Это правда, – соглашается хозяйка кожевенной мастерской  Марина Богаева. – Человек, который стал работать в «Денхоффе», уже никогда не сможет его покинуть. 
Ресторан, как уже говорилось, пока в планах, но уже давно на форте открыто небольшое кафе. 
Шеф-поваром там работает колоритный молодой человек с густой бородой – Алексей Карташев. Его задача заключается не только в том, чтобы накормить посетителей, но и в меру сил их развлечь. С задачей этой он справляется успешно – лихо жонглируя большим топором,  рукоять и лезвие которого украшены резьбой с замысловатыми узорами. 
Публике это представление нравится. Да и сам повар-артист рад веселить публику. 
– Люди любят  шоу, и я им его делаю, пока жарится мясо, – смеется он. – Когда-то, пять лет назад, я с друзьями приехал сюда попить кофе и, можно сказать, с тех пор не уходил. У меня давно была идея открыть свое кафе, и лучшего места для этого трудно было представить… 

Справка «СК»
Самым известным в Калининграде представителем семейства Денхофф, чей герб до сих пор украшает центральные ворота форта, является, конечно, Марион Денхофф (1909–2002). Ее еще называли «красной графиней», потому что она открыто противостояла нацистам и симпатизировала левым. В 1986 году графиня раскрыла журналистам семейную тайну. Заключалась она в том, что в конце 1944 года молодая Денхофф  уговорила членов магистрата Кёнигсберга разрешить увезти к себе в имение Фридрихштайн установленный в 1857 году памятник Канту, чтобы спасти его от бомбежек. 
После войны бывшую усадьбу Денхофф (ныне поселок Каменка) почему-то стали называть «Дачей Геринга» (к нацистскому преступнику она не имела никакого отношения), поэтому уничтожалась она с особым энтузиазмом. К середине 1980-х от имения ничего не осталось, в чем сама графиня смогла убедиться, приехав сюда через три года после сенсационного признания. Она поняла, что искать скульптуру бесполезно, и заказала немецкому скульптору Харальду Хааке изготовить копию, которая была установлена в 1992 году напротив одного из бывших корпусов Альбертины – ныне БФУ. им. Канта. 

Какие форты еще можно посетить 
Форт  № 1 «Штайн»  (Московский проспект, 1), где много лет живет семья Лаурушонис, они поддерживают  фортификационное сооружение и рассказывают посетителям о его истории.
Форт № 5 «Король Фридрих Вильгельм III» (ул. Булатова, 31). С 1979 г. имеет статус Музея истории Великой Отечественной войны (филиал Калининградского историко-художественного музея). С 2010 г. открыт для посещения, являясь объектом культурного наследия федерального значения. Там проходят экскурсии. 
В отличие от «Денхоффа», этот форт серьезно пострадал во время штурма города в апреле 
1945 г. В ходе ожесточенных боев был проявлен массовый героизм советских воинов. На территории форта действует открытая экспозиция. На валу выставлены советские пушки, от противотанковой  до зенитной, реактивный миномет «Катюша». Можно увидеть также торпеды, глубинные бомбы и палубное орудие.


поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

3