Именно так поступил житель Балтийской косы, военный пенсионер Константин Бобков, когда море в очередной раз залило подвал его дома и лишило возможности топить котел. Здание стоит на первой линии, примерно в 150 метрах от воды, так что Бобкову и его соседям по улице Гончарова регулярно достается от стихии.
Укрепляют берег самостоятельно
Когда-то на косе авандюна была и неплохо сдерживала волны. Но с годами разрушилась, восстановлением никто не занимается. Константин решил действовать сам.
– Я не специалист, не знал, что именно делать, – рассказал активный пенсионер. – Мой сосед работает в Институте океанологии им. Ширшова, туда я и обратился. Там подсказали, как необходимо укреплять берег, научили. Да еще и спонсируют – сам бы я ни за что это дело не потянул.
Из бруса земляк делает специальные деревянные «клети», внутрь укладывает тину (ее выносит на берег штормами). Сооружения заносит песком, а через плодородную почву быстро прорастают травы-песколюбы и укрепляют берег. Стоимость одной такой клети – 1600 рублей. С осени прошлого года Константин сделал 30 клеток.
– Чтобы восстановить всю авандюну, мне в одиночку потребуется несколько лет... Не знаю, есть ли они: размывает все быстро, – говорит энтузиаст. – Конечно, другие жители поселка иногда помогают, но у людей нет ни времени, ни сил – им нужно деньги зарабатывать. Я на пенсии, подрабатываю на маяке, там 6 смен в месяц, так что возможность заниматься стройкой есть. А так обидно, конечно. На моих глазах все разрушалось – ангары, форт, побережье. Раньше были лесхозы, берега укрепляли. Сейчас делаю то же самое, но тогда это была обычная работа, а сегодня героизм.
Военный летчик попал на Балткосу по распределению после учебы в военном институте. И задержался здесь на 35 лет.
– Уезжать не хочу, хотя бытовых проблем хватает. Даже выбраться с косы или вернуться обратно непросто: парк паромов старый, если даже довольно небольшой ветер, они часто уже не выходят. Я устраивал акцию: переплывал канал в такой ветер вплавь – хотел показать, что даже человек может! А так обычно пересекаю канал на парусной доске с веслом, 7–10 минут – и независимо от погоды я на месте, – улыбается Константин. – Дочки уже подросли, может, и переберутся на «материк», а мы с женой не собираемся. Любим это место.
Лучший вариант – нацпарк
Тех, кто любит Балтийскую косу и хочет, чтобы она не умирала, а сохранилась как уникальное природное место, много. Они не молчат, обращаются к властям. В конце января многие присутствовали на заседании Общественной палаты, посвященном будущему косы.
– Берегоукрепительные работы не проводятся, никто не охраняет лес, у нас нет полиции, так что за нарушителями, которые ездят по побережью на джипах, разводят костры (в мае 2019-го был страшный пожар, выгорело 29 гектаров), вырубают деревья, никто не следит, – высказалась жительница поселка, директор парково-музейного комплекса «Балтийский люнет» Валерия Надымова.
В зале было не протолкнуться: тема волнует многих. Среди спикеров – представители правительства, «Балтберегозащиты», администрации Балтийска и другие эксперты.
– Разговор о придании Балтийской косе статуса особо охраняемой природной территории ведется с весны 2017 года, – прокомментировал ситуацию региональный министр природных ресурсов и экологии Олег Ступин. – Сначала мы планировали сделать там региональный природный заказник, уже есть положительное заключение. Но со временем пришли к выводу, что этого недостаточно. Самым правильным решением будет придать Балткосе статус национального парка. Мы можем войти в перечень 24 будущих нацпарков России, на них заложены деньги в федеральном бюджете. В этом году ускорим работу, чтобы в него попасть.
Идею национального парка поддержали и другие эксперты.
– Часть исследований была проведена еще в начале 2000-х годов, так что большая работа уже проделана. Росприроднадзор предлагает не создавать абсолютно новый национальный парк, а включить Балтийскую косу в территорию НП «Куршская коса» (за исключением поселка, чтобы для жителей новый статус не вносил каких-то ограничений), – проговорил эксперт Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора Виталий Кремков.
То есть по сути у двух кос может появиться общая дирекция и управление.
– Единая дирекция – обычная практика, – пояснил Олег Ступин. – Это облегчит задачу и будет эффективнее по административно-управленческим расходам. Освободившиеся деньги можно направить на инспекторский состав, создание и содержание экологических троп, установку всяких знаков, щитов и т. д.
Обсудили еще и создание трансграничного резервата, потому как обе косы тянутся от Польши через Россию до Литвы. Но это — далекое будущее.
Приказы и планы
Вроде бы будущее Балтийской косы стало более понятным. Напомним, что в прошлом году в СМИ проходила информация о том, что региональное правительство думает о создании там туристического кластера, дельфинария, отелей и кемпингов. Если коса станет нацпарком, о таком развитии речи уже не будет.
По поводу вырубки леса и пожаров жителей попытался успокоить глава администрации.
– Скоро появятся лесники, которые будут ездить по территории, охранять. МЧС передало нам пожарную технику, – пояснил глава администрации Балтийского городского округа Сергей Мельников.
Что касается истории с авандюной, с которой мы начали рассказ, по мнению администрации, на то, чтобы подготовить проект ее восстановления, потребуется около двух лет. Пока же надо думать об аварийных работах.
– На Балтийскую косу требуется много средств, нужны не разовые, а постоянные мероприятия по наращиванию авандюны, – считает заместитель директора «Балтберегозащиты» Евгений Бурнашов. – Важно обустроить дорожки, чтобы не вытаптывались дюны, по примеру того, как это сделано на Куршской косе.
В 2018 году «Балтберегзащита» заключала контракт на проект восстановления авандюны, но в техзадании не учли плачевное состояние форта и укрепления в районе акватории. Это повлекло дополнительные работы и экологическую экспертизу, так что все расторгли.
Осенью прошлого года правительство Калининградской области издало приказ о подготовке документов для строительства укрепительных сооружений на Балтийской косе. Там должно появиться пять 120-метровых волноломов и 600 метров авандюны у Западного форта. В общем, ждем.
Константин Бобков решил не ждать, пока власти наконец помогут косе
На этом фото хорошо видно, что морская вода подбирается к жилым домам совсем близко. Страдают и огороды
цитата,, :
:Балтийскую косу в прошлом году посетило почти 70 тысяч туристов,
а статуса особо охраняемой природной территории у нее нет и по сей день
поделиться