или Зарегистрироваться
Наш край
2137
0
02 августа 2019

Генрих Кёнигсвизер – забытый художник из Кёнигсберга

На одной из его картин можно увидеть первое изображение нашего города 
Вид Кёнигсберга XVI века помещен на эпитафию знатного горожанина Ганса Нимпша (Нимпча). 
До 1944 года она находилась в Кафедральном соборе, а потом вместе со многими другими произведениями искусства ее вывезли в Алленштайн – современный польский Ольштын. Позднее эти предметы стали основой коллекции Музея Вармии и Мазур. Эпитафию Нимпша создал в 1557 году придворный художник герцога Альбрехта Генрих Кёнигсвизер. Недавно об этом мастере и о времени, в котором ему довелось жить, рассказала искусствовед Ирина Кожевникова в ходе открытой лекции в Государственном архиве Калининградской области. 

Последователь Дюрера
В 1525 году стараниями последнего гроссмейстера Тевтонского ордена Альбрехта вместо братства рыцарей образовалось светское государство – Герцогство Пруссия. Правитель при этом не изменился, а вот религия была введена новая – лютеранство. Следуя советам Мартина Лютера, герцог Альбрехт провел очень глубокие реформы. И прежде всего в области культуры. Он основал университет, собрал большую библиотеку, стал приглашать известных художников. 
Поскольку сам Альбрехт родом из Южной Германии, то и придворные художники были главным образом оттуда. Проблема, однако, заключалась в том, что более-менее известных мастеров трудно было заманить в наши края. И даже если это удавалось, они, проработав какое-то время, уезжали, приняв более выгодное предложение другого монарха. 
Альбрехту нужен был свой кёнигсбергский художник, который был бы ему верен и никуда бы не уехал. Им стал Генрих Кёнигсвизер. Он родился примерно в 1530 году в семье музыканта, который руководил местной капеллой. Однако живопись его интересовала больше музыки, и он по личной инициативе помогал одному из придворных художников – Криспину Эрранту, который являлся учеником великого Альбрехта Дюрера, одного из титанов Северного Возрождения. Так что в известном смысле Кёнигсвизер последователь Дюрера. 

Ученик Кранаха 
В 1549 году, когда Кёнигсвизеру было 19 лет, умер его отец, и герцог взял талантливого молодого человека под крыло. Через три года Альбрехт решает отправить юношу на обучение в Виттенберг к своему знакомому художнику Лукасу Кранаху-младшему.
Однако, когда Кёнигсвизер прибывает в Виттенберг, Кранаха там не оказывается, поскольку он из-за эпидемии переезжает в Веймар. И Кёнигсвизер следует за ним. 
Разумеется, Альбрехт отправил своего подопечного к Кранаху не с пустыми руками – с сопроводительным письмом, в котором просил мастера обучить способного юношу искусству живописи. Спустя некоторое время Кранах ответил, что процесс обучения идет нормально. Кёнигсвизер делает большие успехи. 
Нужно сказать, что с 1552-го по 1555 год в Веймаре Кранах работал над масштабным проектом – огромным алтарем для церкви Петра и Павла. Кстати, относительно недавно триптих отреставрировали и вновь выставили на всеобщее обозрение. Это знаковая работа, которая явилась квинтэссенцией всех достижений мастерской Кранахов. И есть все основания полагать, что Генрих Кёнигсвизер принял активное участие в ее создании. 
Вернувшись из Веймара домой, он создает эпитафию Ганса Нимпша, о которой речь шла выше. Находилась эпитафия на северной стене высокого хора собора, вблизи эпитафии самого Альбрехта. Глядя на эту картину, даже не искусствоведу легко прийти к выводу, что при ее создании Кёнигсвизер многое позаимствовал у Кранаха. Эпитафия очень похожа на Веймарский алтарь. 
 В частности, обращает на себя внимание развевающаяся набедренная повязка Христа, которая как бы отделяет мрак ночи от света. 
Но вместе с тем есть и, скажем так, сугубо местные детали. Например, видно, что художник потратил много времени и сил на то, чтобы тщательно прописать материал, из которого изготовлен крест. Это сосна – типичное дерево для здешних мест. 
Ну, возможно, главное, что представляет интерес для калининградцев – Кёнигсберг на задним плане. 
Это вид со стороны современного острова Октябрьский. Удивительно, но даже сейчас город вполне узнаваем. 
 Мы видим Медовый мост, ряды домов по периметру Кнайпхофа, Кафедральный собор (правда, почему-то белый), Королевский замок – такой, каким он был в XVI веке.

Певец Альбрехта
Кто знает, может, именно эта работа стал причиной заключения с Кёнигсвизером долгосрочного контракта. В 1559 году он официально стал придворным художником герцога Альбрехта и оставался им до самой смерти монарха. В контракте, помимо годового жалования и специальной оплаты за выполненные работы, оговаривалась компенсация за еду и жилье, бесплатное придворное платье. Ко всему этому художнику в достаточно большом количестве выдавалась еда (зерно, горох, сушеная рыба) и пиво. 
В общем, он был довольно хорошо устроен. Как же он должен был отрабатывать безбедную жизнь? Основная его задача состояла в прославлении герцога языком искусства. В «трудовом договоре» четко прописывалось, что Кёнигсвизер должен ежегодно писать по одному портрету герцога. Можно предположить, что за годы службы он создал 18 портретов. Нам известно о двух. Первый – гравюра 1560 года, которая, судя по всему, делалась на основе живописного портрета (известно два оттиска: один в Британском музее, другой – в Берлинском). Есть еще фотография миниатюрной, 13-санти-метровой, медной пластины с изображением Альбрехта. Датирован этот портрет 1564 годом. Где он, неизвестно. 

Свободный мастер
В 1565 году Кёнигсвизер женился на девушке по имени Кордула (вероятно, горничной герцогини), а через три года, после кончины герцога, потерял теплое место. Но это обстоятельство его не подкосило. Вплоть до своей смерти в 1582 году Кёнигсвизер работал как свободный художник, получал оплату только за заказы.
За эти годы были сделаны многие значимые вещи. Например, эпитафии епископа Иоахима Мёрлина, преподавателя Альбертины Клеменса Вердемана, гофмаршала Иохима фон Борка. Эти произведения находились в соборе, но до наших дней они, видимо, не дожили. Остались только старые фото.
 У некоторых работ судьба оказалась удачнее. В Музее Вармии и Мазур можно увидеть эпитафию ландхофмейстера Антония фон Борка (она тоже находилась в соборе), а также эпитафии братьев Мельхиора и Фредерика фон Лендорф, пастора Яна Паулинуса. 
А в Музее Восточной Пруссии в Люнебурге выставляется картина «Мария с детьми Иисусом и Иоанном». В общем, остались крохи. Но есть надежда, что какие-то вещи могут находиться в частных коллекциях. 

16-IMG_5170.jpg
Искусствовед Ирина Кожевникова: «Многие созданные Генрихом Кёнисгвизером эпитафии долгое время находились в Кафедральном соборе»

16-1.-Joannes-Nymptsch.jpg
Эпитафия знатного горожанина Ганса Нимпша сильно напоминает Веймарский алтарь

16-2-2.jpg
Изображенный художником Кёнигсберг XVI века по-прежнему узнаваем 

фото Александра Матвеева и из архива Ирины Кожевниковой 

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

3