или Зарегистрироваться
Наш край
2690
0
15 июня 2019

Пятнадцать тысяч платьев и два сундука шелковых чулок

Чем была знаменита императрица Елизавета, в честь которой назван аэропорт «Храброво»
Недавно, 1 июня, калининградскому аэропорту «Храброво» было официально присвоено имя императрицы Елизаветы Петровны. 
Этому предшествовало голосование, которое проходило с 8 по 30 ноября на сайте проекта «Великие имена России». Елизавета тогда более-менее уверенно обошла философа Иммануила Канта и маршала Александра Василевского.
Можно долго спорить о том, зачем все это было нужно, в чем стояла сверхзадача затеи с переименованиями, можно сомневаться в том, что голосование было честным и новые названия приживутся. Только есть ли в этом смысл? Результаты объявлены, соответствующий указ подписан. 
Теперь мы официально будем садиться на «Елизавету Петровну», гадать, принимает ли она сегодня или нет, получать в ней багаж, пить кофе, проходить досмотр и так далее и тому подобное. Есть во всем этом своя ирония и своя прелесть. 

«Мирная и беззаботная»
Парадокс, однако, заключается в том, что жители области в массе своей не много знают о победительнице голосования. Давайте попытаемся восполнить некоторые пробелы. 
Елизавета – дочь Петра I и Марты Скавронской, больше известной как Екатерина I.
 Жизнь ее была недолгой (1709–1762), но насыщенной. Примечательно, что к власти Елизавета Петровна пришла в результате дворцового переворота, сместив с трона при помощи роты гвардейцев Преображенского полка малолетнего императора Ивана VI.
Печальна была судьба этого человека. Почти все правление Елизаветы (1741–1762) он провел в одиночных тюремных камерах. Охранники убили его, когда ему было 23 года. Правда, случилось это уже при Екатерине II.
Что касается правления Елизаветы, то лучше и лаконичнее выдающегося русского историка Василия Осиповича Ключевского о ней и не скажешь. 
«Царствование ее было не без славы, даже не без пользы. <…> Мирная и беззаботная, она была вынуждена воевать чуть не половину своего царствования, побеждала первого стратега того времени Фридриха Великого, брала Берлин, уложила пропасть солдат на полях Цорндорфа и Кунерсдорфа; но с правления царевны Софьи никогда на Руси не жилось так легко, и ни одно царствование до 1762 г. не оставляло по себе такого приятного воспоминания», – пишет он. 
Или вот еще один фрагмент из его «Курса русской истории»: 
«Елизавета жила и царствовала в золоченой нищете; она оставила после себя в гардеробе с лишком 15 тысяч платьев, два сундука шелковых чулок, кучу неоплаченных счетов и недостроенный громадный Зимний дворец, уже поглотивший с 1755 по 1761 г. более 10 миллионов рублей на наши деньги. Незадолго до смерти ей очень хотелось пожить в этом дворце; но она напрасно хлопотала, чтобы строитель Растрелли поспешил отделать хотя бы только ее собственные жилые комнаты. Французские галантерейные магазины иногда отказывались отпускать во дворец новомодные товары в кредит».
Ключевский называет Елизавету ленивой и капризной, пугавшейся всякой серьезной мысли, но обращает внимание на то, что именно при этой ветреной и не слишком образованной правительнице, которая до конца жизни была уверена, что до Англии можно добраться посуху, был открыт Московский университет и отменена смертная казнь.

Российская Восточная Пруссия 
Как же связана Елизавета с нашим городом? Почему местный аэропорт предложено назвать ее именем? Дело тут в том, что именно в период правления Елизаветы Кёнигсберг с 1758-го по 1762 год входил в состав Российской империи. 
Случилось так, потому что русские войска успешно действовали в Семилетней войне (1756–1763), представлявшей собой глобальный мировой конфликт, в котором сплелись интересы крупнейших на тот момент держав. 
В августе 1757 года у ныне не существующей деревеньки Гросс-Егерсдордорф (около современного поселка Междуречье Черняховского района) произошло крупное сражение между русской и прусской армиями, которое завершилось убедительной победой первой.
Однако фельдмаршал Апраксин почему-то приказал начать отступление. Многие историки это в высшей степени странное поведение связывают с пришедшими из Санкт-Петербурга слухами о том, что Елизавета Петровна вот-вот умрет, и на престол взойдет горячий поклонник Фридриха II – Петр III.
Императрица тогда сильно болела. Но как только ей стало лучше, она сместила Апраксина, назначив командовать войсками Виллима Фермора, в честь которого названа одна из калининградских улиц на Сельме.
Дело после этого кадрового решения пошло веселее. И уже 22 января (по старому стилю) 1758 года русские полки вошли в Кёнигсберг. Через день, 23 января, в городе состоялась торжественная церемония присяги горожан Елизавете Петровне. 
Понятно, что присутствовали на этом мероприятии далеко не все жители Кёнигсберга, а лишь известные и влиятельные. Среди них был, между прочим, и приват-доцент Альбертины Иммануил Кант. 
Восточная Пруссия официально вошла в состав Российской империи. Однако пробыла она там совсем недолго. Сменивший на престоле умершую Елизавету Петровну (случилось это 5 января 1762 г.) Петр III заключил мир со своим кумиром Фридрихом II и вернул ему завоеванные территории. 

Стерпится- слюбится? 
В Калининградской области давно витала идея каким-то образом увековечить память об Елизавете. Определенный прорыв в этом направлении про-изошел в 2003 году, когда в Балтийске около Северного мола появился памятник императрице работы известного скульптора Георгия Франгуляна. Елизавету он изобразил верхом на коне и в форме лейб-гвардии Преображенского полка – того самого, который, как мы помним, помог ей взойти на престол. 
Эта крупная композиция – около полутора десятков метров в высоту – давно стала одним из символов Балтийска. Видно ее издалека, она как бы встречает заходящие в Калининградский залив корабли. 
При этом изначально доминировала идея установить памятник в Калининграде, но места там для столь массивного памятника не нашлось. 
Поначалу балтийцы (и вообще жители области) особо теплых чувств к всаднице в большинстве своем не питали. Многие очень приблизительно понимали – кто это, называли женщину на коне Екатериной. 
Да и местная художественная элита отнеслась к творению Франгуляна с прохладцей. Во-первых, потому что оно слишком брутальное, не изящное, что ли, а во-вторых, сама фигура предельно легкомысленной императрицы, которая должна олицетворять собой Россию, воспринималась неоднозначно. Но со временем народ к памятнику привык и даже прикипел к нему. 
Кто знает, может, и с аэропортом «Елизавета Петровна» случится то же самое. 
Как говорится, стерпится- слюбится... 

13-IMG_0317.jpg
Памятник в Балтийске. Поначалу жители его не приняли, много критиковали, а потом привыкли и водят сюда гостей города

поделиться
опрос 24 января 2024

Сколько детей должно быть в идеальной семье?

27