или Зарегистрироваться
Наш край
5010
0
27 мая 2019

Где в Кёнигсберге находились российские консульства

В Калининграде сохранилось два здания, в которых до Великой Отечественной войны работали советские дипломаты
Легенд о том, где именно в Кёнигсберге находилось консульство нашей страны, пожалуй, не меньше, чем баек о месте, где спрятана Янтарная комната.
Где оно находилось на самом деле? Об этом и многом другом на прошлой неделе на публичной лекции в Государственном архиве Калининградской области рассказал профессор БФУ им. И. Канта Юрий Костяшов. 

Не обгерманился
Официально первое русское консульство открылось в Кёнигсберге в 1783 году по указу Екатерины II. О первом консуле упоминается в «Письмах русского путешественника» Николая Карамзина: «Он рассказывал мне много кое-чего, что я с удовольствием слушал; и хотя уже давно живет в немецком городе и весьма хорошо говорит по-немецки, однако же нимало не обгерманился и сохранил в целости русский характер». При этом Карамзин не называет своего собеседника по фамилии, обозначая его как «И*».
Речь шла об Иване Леонтьевиче Исакове, который к тому моменту прожил в Кёнигсберге 15 лет. Здесь он женился, и здесь же у него родились двое детей. Первые годы после назначения Исаков, московский дворянин с хорошим знанием немецкого и французского языков, работал с похвальным энтузиазмом. 
Например, в 1785 году он составил подробное описание Кёнигсберга. В частности, сообщил, что в городе проживает 54 тысячи человек, плюс шесть тысяч солдат гарнизона и еще 800 студентов Альбертины. Улиц и переулков в Кёнигсберге было около двухсот, церковных строений – 21, часов на городских башнях – 17, колодцев – 1370, пивоварен – 259, аптек – 10, постоялых домов для проезжающих, то есть гостиниц, – 76. 
Примечательно, что городские ворота у современного Музея янтаря Исаков называет сначала Рижскими, а потом, как мы привыкли, Росгартенскими. Рассказывая об Обер-тайхе (Верхнем пруде), консул обращает внимание, что находится он очень высоко, и если прорвется дамба, весь город будет затоплен по второй этаж.

Газетные вырезки
Иван Исаков был единственным сотрудником консульства. Он вел счета, регистрировал посетителей, выполнял различные поручения. Главная его обязанность состояла в предоставлении Санкт-Петербургу коммерческой информации. Черпал он ее, по словам Юрия Костяшова, главным образом из газет. Просто переводил статьи и отправлял их в «центр». 
Жалование Исакова составляло 800 рублей в год. Это было совсем немного, поэтому он вынужден был занимать деньги у местных ростовщиков. В какой-то момент долгов накопилось слишком много, дело запахло долговой тюрьмой, от которой консула спас пришедший в последний момент из российской столицы вексель. 
Под конец карьеры Исаков (а в Кёнигсберге он прослужил 17 лет), видимо, устав от безденежья и ослабнув здоровьем, стал относиться к работе прохладнее. Даже переводить статьи перестал – просто делал вырезки из местной периодики. Единственное, что его беспокоило: если начнется война Россией, он не успеет уехать с нажитым добром домой. Умер Иван Леонтьевич в 1801 году. Похоронили его на католическом кладбище Кёнигсберга. Местоположение его неизвестно. 

Композитор и писатель-авантюрист
Всего с 1783 года в Кёнигсберге консульский пост занимали 20 человек. Среди них были известные люди – например, член «Могучей кучки» композитор Николай Лодыженский (1891–1894) и писатель, прославившийся также как авантюрист, Август Коцебу (1813–1816). 
Говорят, Павел I, прочитав одну из пьес последнего, пришел в такой восторг, что распорядился вернуть автора в столицу из Тобольска, куда того отправили после очередной проделки. Кстати, жалование Коцебу составляло 15 тысяч рублей в год. То есть начальство его почему-то ценило в 19 раз выше, чем Исакова. 
Важно отметить, что какого-то определенного адреса у русского консульства в Кёнигсберге не было. Каждый консул самостоятельно арендовал понравившееся ему помещение и нанимал помощников. Доподлинно известно, что резиденция последнего русского консула в Кёнигсберге Зиновия Поляновского перед Первой мировой войной находилась в не сохранившемся до наших дней здании на берегу Замкового пруда по адресу: Мюнцштрассе, 18, – примерно в начале современной улицы Пролетарской. 

«Требуется обновление обоев»
Советское консульство в Кёнигсберге открылось в 1924 году. Возглавил его Юлиан Бошкович. Надо сказать, что работа за границей в разоренном Гражданской войной СССР была серьезной привилегией. Зарплата консула была 165 долларов. Это было очень много. Машинистка получала 100 долларов. Учитывая то, что, как правило, это место занимала жена консула, семья имела более чем приличный доход. 
Вначале советское консульство располагалось на Кнайп-хофе в несохранившемся здании на Кеттельштрассе, 20. Потом переехало в «Торговый дом», построенный архитектором Хансом Хоппом специально для Комитета Восточной ярмарки. Сегодня это здание мэрии и горсовета Калининграда. Там консульство находилось в 1924–1925 гг. 
Следующий адрес – Шонштрассе, 18. Это в районе нынешней улицы Соммера. Там наши дипломаты работали дольше – с 1925 по 1931 год. Консулу Григорию Меерзону это место не нравилось. В одном из писем «наверх» он писал: «Помещение нашего консульства далеко не соответствует своему назначению. Оно находится на четвертом этаже, не имеет лифта, вестибюль и лестница давно не ремонтированы и не имеют света. Внутри помещения валится со всех потолков штукатурка, и в некоторых комнатах требуется обновление обоев». 
Но начальство этим не растрогалось. В ответе Меерзону было указано, что помещения хорошие и жить в них можно еще не один год. Переезд состоялся уже при другом консуле – Фридрихе Линде. С 1931 по 1938 год советское консульство располагалось на Хуфен-аллее, 31/35. Этот дом хорошо сохранился до наших дней. В советское время там был легендарный магазин «Дары моря». 
В феврале 1938 года в связи с резким ухудшением отношений между Германией и СССР консульство в Кёнигсберге прекратило свою работу. Однако летом 1940-го она была возобновлена, но уже в другом месте – на Миттельтрагхайм, 24 (ныне часть Пролетарской). Буквально за несколько дней до начала Великой Отечественной войны консула Евгения Киселева срочно вызвали в Москву. Это спасло его от ареста. В дальнейшем он сделал неплохую карьеру, дослужившись аж до заместителя генерального секретаря ООН. Умер Киселев в 1963 году.

11-IMG_4497.jpg
В этом здании на Хуфен-аллее (сегодня это проспект Мира) советские дипломаты работали с 1931 по 1938 год. Калининградцы хорошо помнят, что на первом этаже долгое время располагался магазин «Дары моря»

11-Теперь-это-мэрия.jpg
Современную мэрию Калининграда в этом доме узнать трудно, но можно. Здесь в 1924–1925 годах находилось консульство СССР в Кёнигсберге (фото из архива ГАКО)

11-IMG_2769.jpg
Профессору БФУ им. И. Канта Юрию Костяшову удалось найти в архивах редкую и интересную информацию 


поделиться
опрос 14 ноября 2024

Красная икра за год подорожала в два раза. Вы будете покупать этот деликатес на новогодний стол?

24