И никогда это, наверное, не изменится. Потому что 12 км от Калининграда вроде и не расстояние, а накладывает отпечаток.
Так, сразу после войны почти все жители нового поселка работали на единственном местном заводе ЖБИ-1. Пожалуй, больше нет в нашей области таких территорий. Лишь со временем поселок расширился, и его жители стали выезжать на работу и в Калининград.
Бывшее Хайде
А для самого ЖБИ-1 ничего не изменилось. Завод, основанный в 1947 году, так и работает. И большинство его сотрудников – как раз местные жители. Так что неудивительно, что экскурсию по Прибрежному мы начали с предприятия, которому в этом году исполняется 72 года.
Место, где расположен завод, раньше было имением графа фон Вальдбурга, пожалованное ему в ХVIII веке. А производство железобетона здесь началось в годы Второй мировой войны из-за больших залежей песка и гравия поблизости. Есть данные, что строили цех советские военнопленные. Дело в том, что русские фамилии обнаружили на стропилах здания, после того как ураганный ветер в 1957 году снес его крышу.
К слову, в первых документах о расположении завода писали так: «Село Хайде-Вальдбург Калининградской области». И мало кто из жителей только образованного Калининграда мог подсказать, как туда проехать.
В связи с этим хочется привести одну историю из книги, посвященной 60-летию завода. Ее выпустили на предприятии силами работников.
«Во время войны наша семья получила похоронку на моего старшего брата, – вспоминал в книге один из ветеранов завода Петр Ткаченко. – И вдруг уже после войны получаем от него весточку из Прибрежного! Он с отрядом военнопленных попал сюда. Я к нему. Так в 1946 году оказался тут. Кругом развалины, тропинок даже не было. Но восстановительные работы уже велись. Ходил трамвай даже. Про поселок такой в городе никто не знал. В справочном бюро меня направили в Гурьевск, оттуда – в Нивенск, из Нивенска – в Калининград. Только через двое суток я случайно попал в Прибрежный. Решили жить здесь все вместе, привезли маму. Работы еще не было. И кормил нас в тот период залив».
Вслед за Петром Георгиевичем на завод пришла его жена, потом сын, дочь и зять.
Люди работают по 45–50 лет
Здесь таких династий и сегодня немало. Как и людей, которые на одном месте, как в советское время, работают по 40–45 лет! Среди них наша собеседница Лидия Мелузова.
– В июне будет 49 лет, как я здесь работаю, – рассказала Лидия Евгеньевна. – Приехала сюда в гости к тете в 1970-е годы из Вологодской области, мне восемнадцать было. После Севера поселок понравился. Весь в зелени, рядом залив, и я сразу душой прикипела. На заводе начинала контролером ОТК, потом была начальником арматурного цеха, а сейчас – старший инженер производственно-технического отдела. Все эти годы у нас был дружный коллектив, как одна семья.
У Лидии Евгеньевны и муж, и свекор здесь же работали.
– В 2020 году другая наша работница, Нина Шаповалова, отметит 50 лет с начала работы на заводе! – говорит начальник отдела кадров Ольга Мельник. Сама она здесь трудится уже 16 лет. – В феврале этого года мы отмечали ей 70 лет. И Нина Аксентьевна до сих пор работает у нас электросварщиком!
Лет десять назад на предприятии стали заниматься ветеранами, собирать о них сведения, приглашать в День строителя на завод.
– Они же все местные, живут под боком у завода, – говорит Ольга Сергеевна. – У нас многие работники всю жизнь прожили в Прибрежном и не поменяли его на Калининград, и дачи поблизости. Так что все устраивает.
– Вот транспорт вечерами плохо ходит, – вступает в разговор Лидия Евгеньевна.
Местная особенность
Есть у поселка и свое территориальное общественное самоуправление (ТОС).
– ТОС был создан в 1996 году. Можно сказать, он один с такой долгой историей в нашей области, – говорит председатель совета ТОС с 2013 года Виктор Шмановский. – Жители хотели сами решать проблемы, а не ждать, когда у администрации Гурьевского района – тогда мы не относились к Калининграду – до нас дойдут руки. После появления ТОСа, к примеру, решили вопрос о переводе нашей котельной с мазута на газ. А потом поселок передали Калининграду, решился вопрос по медицинскому обслуживанию, и транспорт стал к нам из города ходить.
Но и после этого поселок долго находился на обособленном положении.
– Еще три года назад у нас были большие проблемы с электричеством, – продолжает Виктор Павлович. – Раз в год, в мае, у нас планово отключали свет для технических работ. Мы относились то ли к четвертой, то ли к пятой категории энергобезопасности, то есть не город, а значит, можно. На сутки вставало все – подкачка, канализация, больница, детсад и т д. Около 10 тысяч человек ждали света и решали, что делать с едой в холодильниках. Но нам все же построили подстанцию, и электроснабжение теперь не прерывается.
Очистные и спортзал – лишь в перспективе
Перед поездкой в Прибрежный мы нашли программу развития поселка еще на 2010 год. Что обещали власти? Среди прочего реконструкцию очистных и строительство физ-культурно-оздоровительного комплекса на ул. Заводской. Ни того, ни другого до сих пор нет.
Мы с председателем идем к заливу и местным очистным, в другой стороне поселка в небо взмывает столб дыма!
– Камыши опять подожгли, – беспокоится Виктор Павлович. – На позапрошлой неделе был сильный пожар, огонь подошел к дачному обществу.
К счастью, ничего из строений не сгорело. Но на заливе теперь в камышовых зарослях черные проплешины, а там ведь много птиц гнездилось.
Пока мы добежали до места ЧП, туда успели прибыть пожарные. По словам жителей, в этом году местный лес пока не горел. А он чудо как хорош – сплошь из хвойников. Закрываешь глаза – и ощущение, что ты на Куршской косе: те же запахи, звуки, близость воды.
– В 1960-е годы по всему СССР повально были акции по высадке целых лесов, – говорит Шмановский. – У нас это делали работники ЖБИ-1. Сейчас у массива есть лесник, один на всю территорию. Мы долго добивались, чтобы сюда ездил патруль полиции. Но одного их визита в день мало. Отдыхающие заезжают в лес на машинах, мусорят. Местные тоже не отстают – рубят деревья на дрова.
ТОС давно просит перевести лес в лесопарковую зону.
– Отношение будет другое, в лесопарк можно инвестировать, – поясняет председатель. –
А пока же в лесу много поваленных деревьев, те гниют, корни поражает грибок. У нас вообще есть идея взять лес в субаренду, огородить от машин и построить кемпинги, которые можно предоставлять отдыхающим за деньги. На них следили бы за лесом. Хотя и сегодня у нас есть активисты, которые по своей инициативе в нем убираются.
Капремонт пока идет мимо
Прибрежный – это окруженные шикарной природой и водоемами немецкие домики и блочные пяти- и девятиэтажки советского времени. Последние строил ЖБИ-1 для своих работников. Вид у них непрезентабельный.
– Нам не повезло, как Чкаловску, после того как завод перестал строить дома, больше многоквартирных зданий у нас не появилось, – говорит Шмановский. – Фонд капремонта нас тоже обходит стороной. Взносы платим, но ни одного дома по программе у нас пока не отремонтировали.
Кое-где в поселке все же «растут» яркие детские площадки по программе «Формирование комфортной среды». А на ул. Береговой, 62–66а, благоустраивают двор.
– Сдавали на эти работы по 1000 рублей с квартиры в рамках софинансирования, – поясняет жительница этой улицы Евгения Величко. – Мы, конечно, ждали, что к чемпионату мира и нам что-то перепадет, но нет. Видимо, власти решили, что до нас туристы не доедут.
Наверное, если нас читают жители Прибрежного, они удивятся, мол, а чего журналисты про главную экологическую проблему не пишут? Отвечаем: хотелось написать, чем еще живут жители. А о том, что уже многие годы в поселке воздух отравляет ряд предприятий, среди них – плавильный цех «БравоБВР», наша газета писала еще в 2011-м. Люди не раз митинговали, обращений к властям – не счесть. Но воз и ныне там. В 2017 году суд признал деятельность предприятия незаконной. Но уже в следующем судебные приставы 4 раза передавали в полицию уголовные дела за то, что плавильное производство нарушает запреты и продолжает работать. Из недавних событий – на предприятии изъяли две печи, в поселке поставили газоанализатор и онлайн-камеру, чтобы жители следили, не работает ли цех вновь. Но даже в марте 2019 г. жители жаловались на удушливый запах с производств.
По последним данным, плавильный цех переехал... на ул. Ялтинскую в Калининград.
Променад и мусор
На земле у залива хочется видеть не блочные многоэтажки и заводы, а что-то в морской теме. Но ничего подобного здесь не создали. Вот в прошлом году на ул. Заводской ремонтировали променад. Уже сейчас стенки там обшарпаны, лестница ведет... в никуда. Жителям остается, облокотившись о бетон, смотреть в даль залива. Там красота – лодочки, чайки…
А глянешь вниз – перекопанная с мусором земля.
– Я строитель и знаю, что в смету закладывают вывоз мусора, – говорит 75-летний Николай Тишаков. Он приехал к нам 10 лет назад из Казахстана. Наш край ему приглянулся в 1963 году, когда служил здесь в армии. – А тут весь мусор скинули «за борт» и думают, что никто не увидит.
Справка «СК»
Население – по данным на 2018 год, около 8 000 человек. Площадь микрорайона – 2 кв. км.
Официально
«Мероприятий по развитию на этот год не предусмотрено»
Что ждет микрорайон Прибрежный в ближайшие годы:
- строительство причала для водного транспорта в районе ул. Береговой и Строительной – 2019–2025 гг.;
- строительство газопровода по улице Заводской и переулку Заводскому – до 2025 г.;
- реконструкция подстанции «Прибрежная» в районе ул. Заводской – 2016–2020 гг.;
- реконструкция существующих очистных сооружений;
- прокладка канализационного коллектора по ул. Заводской от ул. Парковой до КНС на ул. Береговой.
- детский сад на ул. Рабочей на 70 мест;
- спорткомплекс на ул. Поморской;
- база для занятий водными и гребными видами спорта на озере Форелевое;
- сквер по пер. Заводскому и улицам Заводской – Парковой, Поморской;
- набережная в районе озера Голубое;
- строительство двух новых очистных станций;
- реконструкция существующих коллекторов;
- строительство берегоукрепительных сооружений у залива Ушаковский.
Артур Крупин, председатель комитета территориального развития и строительства администрации Калининграда:– Большая часть поселка с мало-этажной застройкой не канализирована, и стоки собираются в септики. Дальнейшее развитие Прибрежного невозможно без серьезных затрат на реконструкцию сетей и сооружений водоотведения и создания системы канализации. Учитывая значительные расходы и высокую инвестиционную нагрузку бюджета Калининграда, в 2019 году мероприятия по развитию Прибрежного не предусмотрены.