или Зарегистрироваться
Наш край
1814
0
18 марта 2019

Снесут ли уникальные инженерные сооружения

В Общественной палате обсудили судьбу находящихся под угрозой уничтожения исторических объектов
Газета «Страна Калининград» неоднократно писала о судьбе двухъярусного моста, путепровода на ул. Дачной и немецких ангаров на Балтийской косе. Недавно в региональной Общественной палате обсуждали судьбу этих сооружений.

Образец мастерства
Вначале поговорили о двухъярусном мосте, на месте которого, как ранее рассказал руководитель комитета территориального развития и строительства мэрии Калининграда Артур Крупин, планируется построить новый. Краевед и экскурсовод Евгений Мосиенко выступил с эмоциональным докладом, в котором попытался доказать то, что мост можно, а главное – нужно сохранить. Помимо прочего, был приведен опыт других стран, где подобные сооружения получили вторую жизнь. К тому же двухъярусный мост, несмотря на то, что построен в 1926 году, является еще и образцом мастерства советских инженеров, сумевших изначальный поворотный механизм заменить подъемным. 
Речь Мосиенко на многих произвела сильное впечатление. Но, как показалось, представитель мэрии, главный специалист отдела охраны культурного наследия Константин Золошков отнесся к ней весьма скептически. По его словам, речь никогда не шла о том, чтобы снести или демонтировать двухъярусный мост – это незаконно. Однако проводить ремонтные работы пользователю никто не запрещает. Золошков также добавил, что ценным и охраняемым является лишь неработающий поворотный механизм.
Выступление было очень острожное, со всех сторон правильное и взвешенное, но после него многим из тех, кому небезразлична судьба двухъярусного, стало за него еще тревожнее, чем прежде. Да и проект нового моста, который должен появиться на месте двухъярусного (это, кстати, почти полная копия того, что построен во французском Бордо), уже представлен общественности. И как это сочетается с охранным статусом – решительно непонятно.

Реконструкция без ликвидации
Будущее другого довоенного моста – на ул. Дачной – тоже туманно. Ситуация тут усугубляется еще и тем, что в отличие от двухъярусного он не обладает охранным статусом. Общественники несколько месяцев назад выступили с инициативой внести его в список выявленных памятников, поскольку он в своем роде уникален. 
По словам архитектора Олега Ли, при строительстве моста использовали самые разные инженерные решения – совершенно избыточные с точки зрения строительной и эксплуатационной необходимости. И это наводит на мысль, что мост этот был экспериментальным. В пользу этой версии говорит и тот факт, что до войны территория, на которой находился мост, не использовалась активно городом. Зато там был служебный подъезд к военной части.
Следует отметить, что городские власти планируют реконструкцию улицы Дачной, в ходе которой предполагается снести мост, состояние которого оце-нивается специалистами как предаварийное. Олег Ли отметил, что реконструкция Дачной назрела давно – Литовский вал явно нуждается в дублере. Однако из этого не следует, что обязательно нужно уничтожать мост. Архитектор уверен, что небольшое изменение проекта (которое, по его оценкам, вполне может обойтись всего в 250–300 тысяч рублей) поможет сохранить этот интересный объект. Это, конечно, повлечет за собой некоторые расходы, но зато удастся сэкономить на демонтаже моста, который можно целиком закрепить за каким-нибудь музеем, сделав пешеходно-велосипедным. Или просто велосипедным. 
Выступление Олега Ли встретили аплодисментами. Позиция общественников относительно судьбы моста была выражена вполне однозначно. Прислушаются ли к ней городские власти и фирма, которая занимается реконструкцией Дачной? 

Выкупить и отдать музею
Последний обсуждавшийся объект – старые, еще немецкие авиационные ангары на Балтийской косе. «СК» писала, что в конце прошлого года собственник начал демонтаж этой так же, к сожалению, не имеющей охранного статуса достопримечательности. Общественность, разумеется, вступилась за ангары. Служба охраны памятников вроде как проявила заинтересованность в том, чтобы поставить их на учет. Работы на объекте остановились, но ситуация до сих пор не очень понятная. 
Директор музея «Старый Люнет» на Балтийской косе Валерия Надымова сообщила, что никаких решений, несмотря на активность общественников, еще не принято, и высказала мнение, что это, возможно, связано с обсуждением будущего Балтийской косы на уровне правительства России и регионального правительства. Насколько известно, планируется потратить аж 23 млрд рублей на то, чтобы обустроить этот живописный, но запущенный уголок. Речь идет, например, о строительстве автодороги, пункта пропуска, дельфинария с научным центром, отеля, кемпингов и т. д.
– Все это может случиться, а может  и нет, но вызывает настороженность, что обсуждение ведется где-то высоко, без привлечения общественности, – отметила Валерия Надымова. – Поэтому жители Балтийской косы и те, кто неравнодушен к ее судьбе, опасаются, что все, что там сегодня есть, может быть уничтожено… 
По словам Надымовой, сейчас в Калининградской области активно развивается туризм, и люди едут сюда не для того, чтобы любоваться современной архитектурой, а для того, чтобы увидеть сохранившееся с предыдущих веков.
Участники встречи такую позицию поддержали. Среди прочих поступило предложение обратиться в региональное правительство с просьбой выкупить ангары у собственника и передать их Музею Мирового океана. Позиция самого музея в Общественной палате не прозвучала, но заинтересованность его директора Светланы Сивковой в этом объекте была обозначена на состоявшейся в конце января пресс-конференции. При этом Сивкова оговорилась, что планы по включению ангаров в филиал относятся к далекой перспективе.

Мост Двухярусный.JPG
Двухъярусный мост в Калининграде – это, помимо прочего, свидетельство мастерства советских инженеров,
сумевших заменить изначальный поворотный механизм подъемным

Ангары.JPG
Ангары бывшего немецкого аэродрома «Нойтиф» – это, пожалуй, главная досто-примечательность Балтийской косы 

Мост на Дачной.JPG
Мост на улице Дачной, можно сказать, чемпион страны по количеству использованных при его строительстве инженерных решений

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

2