или Зарегистрироваться
Наш край
1270
0
07 марта 2019

Балтийская коса: соседи строят канал, мы задумались о туризме

Узкая полоска суши, поделенная между Россией и Польшей, на прошлой неделе стала одной из главных тем новостей
Тема Балтийской, или Вислинской, косы на слуху. Полоска суши, поделенная между Россией и Польшей, многим не дает покоя. Мы планируем сделать там природоохранную зону и развивать экотуризм. Соседи, которые поток гостей себе давно обеспечили, решили прорыть там канал.
Поворот в теме дала новость о том, что Евросоюз запретил полякам задуманную стройку — об этом стало известно на прошлой неделе. Журналисты «Страны Калининград» разобрались, что же происходит на косе.

Запретили рыть
На польской стороне в отличие от нашей расположены сразу несколько поселков и главный курорт Крыница Морска с гостиницами и ресторанами. Туда каждый сезон приезжают тысячи туристов, в основном местных. 
С нашей части косы к соседям попасть нельзя — нет пограничного пункта. В советское время от набережной у Музея Мирового океана на польский курорт ходил скоростной катер. Теперь же добираться нужно с пересадками на транспорте или на своей машине через Эльблонг. 
Эти места поляки много десятилетий развивали как курорт, но в 2004 году озвучили идею прорыть канал. По задумке, он соединит Вислинский залив с Балтийским морем — и даст прямой путь в порт Эльблонга, в обход России. Из грунта, который останется, хотят насыпать искусственный остров. 
Проект оттачивали несколько лет, нашли деньги — и в этом феврале начали рубить деревья. Начинание поддержали не все: против выступали разные некоммерческие организации, били тревогу экологи. Минприроды России предупредило о том, какой вред экологии могут принести работы. К мнению присоединился Совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.
И вот на прошлой неделе Еврокомиссия потребовала остановить работы по строительству канала через Вислинскую косу. Окончательно или нет, пока непонятно — проект обсудят и не дадут ход без одобрения Евросоюза. 
– Позиция Еврокомиссии изначально была достаточно скептической, потому что особого экономического смысла в этом канале нет. Ну и мы напоминали о том, что надо соблюдать двусторонние договоренности по заливу между Россией и Польшей, – прокомментировал новость губернатор Антон Алиханов в эфире радио «Комсомольская правда» (16+).

В поисках нового статуса
Судьба нашей части косы тоже любопытна. Небольшой поселок Коса, в котором постоянно живет меньше тысячи человек, в упадке. Как и многие объекты вокруг — остатки крепости, бывший немецкий аэродром и ангары. 
И если о спасении первых речи нет — там уже сохранять нечего, то вокруг ангаров бывшего аэродрома «Нойтиф» в конце 2018 года случился скандал. Собственник решил строения снести, но вмешалась общественность. Теперь хозяин вроде как готов все продать (пока не ясно, кому), а областная Служба охраны памятников задумалась о признании ангаров объектами культурного наследия. 
Но интереснее всего глобальные планы на косу: областное правительство придумало пакет предложений и передало их в правительство РФ. Там современные паромы, автодорога по Балтийской косе до границы с пунктом пропуска, дельфинарий с научным центром, отель, кемпинги и т. д. Информацию недавно на пресс-конференции подтвердил депутат Госдумы Александр Ярошук.
– Высока вероятность того, что на косе начнутся масштабные работы по строительству инфраструктуры, и она превратится в новый остров Русский, – сказал Александр Ярошук. 
А еще косе хотят придать статус особо охраняемой природной зоны: тогда ее нельзя будет застраивать на свой вкус, нарушать ландшафт и вообще делать что-то, что вредит природе. Только экотуризм и наука.

Вокзал и паром
Но это пока прожекты. Из того же, что реально сделано — в феврале открыли новый вокзал у паромной переправы. Теперь ждать транспорт можно в помещении, а не под дождем или снегом.
– В этом году увеличена субсидия на пассажирские и грузовые перевозки. Предусмотрена она и на следующие три года. В день должно быть не меньше 8 рейсов парома, – сообщил в феврале во время визита в Балтийск Александр Рольбинов, зампредседателя правительства области.
Еще с косы до начала летнего сезона наконец вывезут брошенные и ржавеющие машины. На этом из конкретики пока все.

Справка «СК»
Балтийская, или Вислинская, коса – полоска суши, отделяет Калининградский залив от Гданьской бухты. Ее длина 65 километров: 35 принадлежат России, 30 – Польше. У соседей коса соединена с материком, у нас отделена судоходным проливом.


Мнение
Валерия Надымова, жительница Балтийской косы, директор музея «Балтийский люнет»:– На польскую часть у нас нет проезда, так что дела соседей довольно далеки от нас. Хотя слышали, конечно, мнение экспертов по поводу строительства канала – что повысится уровень воды в заливе, изменится соленость. Нас и так часто затапливает, и такие возможные последствия не радуют. 
Про проект правительства по развитию косы знаем только из СМИ. Хотелось бы, чтобы его представили общественности, спросили мнения жителей. Поток туристов постоянно растет: по статистике судоходной компании, в прошлом году косу посетило 66 тысяч туристов (всего на паромах за год перевозят 113 тысяч человек, включая местных жителей. – Прим. авт.). Туризм важен, но волнует, что он дикий, а нужен познавательный, культурный. Иначе уникальное место может погибнуть. Люди выбрасывают мусор повсюду, ставят палатки и рубят деревья вокруг на костер... Поселок тоже не расцветает. Недавно расчищали дорожки около братской могилы: нашли асфальт под 25-сантиметровым слоем земли. 

Николай Белов, доцент института природопользования, территориального развития и градостроительства БФУ им. И. Канта:
– Строительство канала через Вислинскую косу, как и любое масштабное вмешательство, безусловно, принесет изменения и скажется на экологии.
Но влияет на побережье и человек – несколько лет назад мы делали на эту тему исследование. В частности, анализировали Балтийскую косу и другие места. Каждый отдыхающий ежедневно уносит с собой с пляжа от 150 до 300 граммов песка. Но гораздо больше вреда наносят те, кто ездит вдоль моря на квадроцик-лах, машинах. 
По поводу идеи властей о создании на косе особо охраняемой зоны – поддерживаю, как и многие другие ученые и общественники. Что касается туризма, разумное его развитие даст работу жителям поселка, привлечет гостей и позволит им отдохнуть в уникальном месте. Но только поток нужно регулировать.

03-IMG_1153.jpg
Пока власти строят прожекты по развитию Балткосы, исторические объекты на ней медленно разрушаются

03-У-соседей-на-Вислинской-косе-туристов-перевозит-экологический-трансопрт.jpg
У соседей на Вислинской косе туристов перевозит экологический транспорт

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

2