или Зарегистрироваться
Наш край
2554
0
04 марта 2019

Власти Калининграда хотят снести двухъярусный мост

Наиболее ценные элементы конструкции, признанной культурным наследием, планируют передать в музей
Когда жители Калининграда говорят об архитектурных символах своего города, то обычно называют Кафедральный собор, сохранившиеся ворота, Дом Советов и Рыбную деревню.
Двухъярусный мост в этом качестве упоминается ими гораздо реже. При этом многие туристы отмечают в первую очередь именно его. Кроме того, этот мост часто снимают в кино. Например, в культовом фильме Александра Кайдановского «Жена керосинщика» (1988 год) одна из ключевых сцен разыгрывается именно на двухъярусном мосту. А в показанном не так давно по Первому каналу сери-але «Налет» с Владимиром Машковым в главной роли кадры с этим объектом выступали в качестве заставки.
Популярность этого инженерного сооружения вполне объяснима. Выглядит оно весьма эффектно. Есть в нем что-то стимпанковское (от английского слова steampunk: steam — пар и punk — панк. Это направление научной фантастики, включающее технологию и декоративно-прикладное искусство, вдохновленное техническими достижениями конца XIX века, когда делалась ставка на силу пара. – Прим. авт.). Впрочем, построен этот мост был не в XIX, а в первой четверти XX века. И представлял собой чудо тогдашней инженерной мысли. 

Уникальный объект
И это вовсе не преувеличение. Этот мост, связывая южную и северную части города, обеспечивал одновременное движение автомобилей, поездов и трамваев. При этом он не препятствовал проходу входящих во внутреннюю гавань морских судов, поскольку мог с помощью двух мощных электродвигателей повернуть свою среднюю часть на 90 градусов менее чем за три минуты.
Строительство началось в 1914 году, но вскоре в связи с началом Первой мировой войны было приостановлено. В итоге в эксплуатацию объект сдали лишь в 1926-м. После Второй мировой войны, в 1949 году, двухъярусный мост был восстановлен. Однако старый поворотный механизм во время ремонтных работ решили заменить на новый – подъемный. 
Сегодня средняя часть моста длиной в сто метров и высотой в два этажа поднимается вверх между двух башен. Тоже, надо сказать, неплохо. Во всяком случае, когда мост разводится, на это зрелище всегда приходит посмотреть масса людей – как местных, так и туристов. 
Очевидно, что со временем, несмотря на былое техническое совершенство, мост устарел и обветшал. Поэтому мало кто удивился, когда летом 2018 года в мэрии Калининграда сообщили, что готовится проект дублера двухъярусного моста, который перекинут через Преголю параллельно ему. Но в середине декабря появилась другая информация. И уже речь шла о сносе моста и строительстве на его месте двух – автомобильного и железнодорожного. 
Эта новость вызывала если не шок, то большое удивление. Ведь двухъярусный мост является объектом культурного наследия, и поэтому его нельзя просто так разрушить. Он охраняется государством.

Памятник сохранят лишь частично
Однако в мэрии на ситуацию, как выяснилось, смотрят проще. На прошлой неделе, 20 февраля, во время встречи с жителями Калининграда в Закхаймских воротах (ее организовало неформальное объединение «Право на город». – Прим. авт.) глава комитета территориального развития и строительства администрации Калининграда Артур Крупин напомнил, что после войны мост восстанавливался, а раз так, то сегодня историческую ценность представляют лишь некоторые его части, которые можно аккуратно демонтировать и передать музею. Например, Музею Мирового океана или входящим его состав Фридрихсбургским воротам. 
Такой подход большинству участников встречи пришелся не по душе. Ведь мост представляет ценность как единое целое, как работающая конструкция и живой организм. Как образно выразилась координатор проекта «Право на город» Анна Алимпиева, это все равно, что оставить на память какие-то детали от любимого смартфона или ноутбука.
Надо сказать, что никто особо не спорил с тем, что мост устарел, что для борьбы с пробками и вообще для комфортного автомобильного и железнодорожного движения необходим новый путепровод. Возражение вызывал лишь собственно демонтаж двухъярусного моста, который, как справедливо было отмечено, можно сделать пешеходным. Это ведь достопримечательность. Зачем лишать город одной из его изюминок? Их и так осталось крайне мало…
Артур Крупин ответил, что мост в этом месте – объект стратегический. И он, помимо всего прочего, должен обеспечивать прохождение судов. И двухъярусный мост в нормативы не вписывается.

Конкретных решений нет
Руководитель Службы государственной охраны памятников Калининградской области Евгений Маслов, комментируя ситуацию корреспонденту «СК», сообщил, что демонтаж охраняемого объекта невозможен, уничтожать его по закону нельзя. При этом он отметил, что двухъ-ярусный мост – объект культурного наследия муниципального значения и находится в ведении администрации Калининграда. Проект работ на мосту должен быть одобрен тремя экспертами, аттестованными Министерством культуры РФ. 
– Насколько мне известно, в мэрии такого проекта нет, – сказал Евгений Маслов и добавил, что исключить объект из реестра охраняемых возможно только распоряжением председателя правительства Российской Федерации. – Подготовка же такого распоряжения занимает много времени. Вначале должно быть представление от правительства Калининградской области. По моим данным, никто всем этим даже не начинал заниматься. Нет ни проекта, ни государственной историко-культурной экспертизы. Даже задание на нее еще не получено. И в этом свете предложение отдать какие-то части моста музею могут рассматриваться как некие варианты во время мозгового штурма. На уровне конкретных решений нет пока ничего. 
В общем, ситуация складывается, мягко говоря, неоднозначная. И чем все закончится, еще не ясно. Но хотелось бы, чтобы местная достопримечательность была сохранена. Какие бы замечательные мосты ни были построены вместо него, они не заменят калининградцам старого доброго двухъярусного. 


1.jpg
Силуэт двухъярусного моста стал одной из визитных карточек Калининграда и полюбился кинематографистам

3.jpg
Конструкция «на заклепках» неизменно вызывает интерес у туристов 

2.jpg
Состояние инженерной конструкции сегодня оставляет желать лучшего. На днях там проводились мелкие ремонтные работы 

поделиться
опрос 24 января 2024

Сколько детей должно быть в идеальной семье?

27