или Зарегистрироваться
Наш край
2438
0
02 Февраля 2018

О чем поют огромные ангары

Удивительный клочок земли на самом западе нашей области – Балтийская коса – переживает период забвения 
В Калининграде недалеко от двухъярусного моста на берегу Преголи стоит легендарный самолет-амфибия Бе-12, сейчас экспонат Музея Мирового океана. Такие еще называют «Чайками», потому что они, словно эти птицы, способны взлетать с водной поверхности и садиться на нее. 
В советское время крупная «колония» «Чаек» находилась на Балтийской косе – закрытой территории, отгороженной от «большой земли» широким каналом. Сейчас коса открыта, каждый может добраться туда из Балтийска на пароме (если, конечно, он не отменяется из-за погодных условий, а случается это нередко. – Прим. авт.), но «Чаек» там давно нет. Эскадрилья, в состав которой они входили, была расформирована в 1990-х годах, остались только огромные ангары, которые являются обязательной для посещения местной достопримечательностью.

Грандиозные руины

  Ангары, а также военный аэродром и гавань для гидросамолетов на косе построили еще немцы в 30-х годах прошлого века практически на песке. По тем временам это был уникальный комплекс. Говорят, была предусмотрена даже система обогрева взлетно-посадочной полосы. Неудивительно, что впоследствии все это было использовано по прямому назначению советскими ВМФ. 
Когда наши военные ушли, эти грандиозные сооружения начали приходить в упадок. Но и сейчас они производят сильное впечатление. Фактически это готовая съемочная площадка для фантастического фильма. Здесь вполне можно ощутить себя человеком, выжившим после глобального катаклизма или прилетевшим на планету, где много веков назад рухнула цивилизация. 

Четвероногие сталкеры

  Если прислушаться, то можно услышать, как ангары поют. И это не фигура речи. Когда дует сильный ветер, создается что-то вроде резонанса, и рождается звук. Причем не однотонный, а разноголосый. Словно ангары разговаривают между собой или пытаются нам что-то объяснить.
Многие впервые посетившие эти место спрашивают, не здесь ли Тарковский снимал своего «Сталкера»? Приходится разочаровывать: нет, не здесь, в Эстонии. Однако, если бы снимал здесь, наверное, получилось бы не хуже.
Кстати, сходство атмосферы фильма с атмосферой Балтийской косы усиливается тем, что за редкими туристами часто следуют собаки, как пес за бредущими по зоне героями картины. Существует мнение, что собака в фильме – это проводник для проводника. Поводырь для самого сталкера, ведущий его из мира подсознания в мир реальный. Или из загробного мира – в мир живых.
И таких «проводников» на косе много. Они сбиваются в стаи, но ведут себя не агрессивно, а некоторые явно благородного происхождения. В ком-то угадывается овчарка, в ком-то – ротвейлер или шарпей. Местные жители объясняют это безответственностью тех отдыхающих, которые, приезжая на косу с собаками, плохо следят за их поведением.
Катастрофа в нейтральных водах
Бывший военный летчик Константин Бобков, хоть и живет на Балтийской косе, редко приходит к ангарам. 
– Мне больно смотреть, как они постепенно разрушаются, как зарастает травой взлетная полоса, – говорит он. – Раньше здесь кипела жизнь, а теперь... Еще немного – и ничего вообще не останется. А ведь это место словно создано для того, чтобы развивать легкомоторную авиацию, заниматься яхтингом. 
Константин начал служить на Балтийской косе в 1984-м, через год после окончания Оренбургского высшего военного авиационного училища. Он успел посидеть за штурвалом почти всех дислоцировавшихся там «Чаек». В том числе и той, что стоит сегодня у Музея Мирового океана. Однако самый яркий эпизод его карьеры (и в то же время самый трагический) произошел, когда он управлял другим Бе-12.
Это случилось в октябре 1996 года. «Чайка», командиром экипажа (четыре человека) которой был Бобков, сопровождала вышедший в море атомный крейсер «Петр Великий». 
В нейтральных водах к кораблю подлетела пара шведских истребителей и стала маневрировать. Бе-12 тоже начал маневрировать. Все – и наши, и шведы – понимали, что это игра. Но в какой-то момент один из шведских истребителей рухнул в море и взорвался от удара. Что случилось – до сих пор не ясно. Возможно, летчик совершил ошибку или что-то произошло с техникой. Как бы там ни было, шведская сторона никаких претензий не предъявляла, наоборот, поблагодарила наших за участие в поисковых работах. 

Держат 
земля и небо

  – Это большая трагедия, – продолжает Бобков. – Как потом выяснилось, погиб молодой парень, двое детей остались без отца. Сюда потом приезжала женщина из Швеции, рассказывала, как его хоронили, показывала фотографии… Я до сих пор вспоминаю тот случай в мельчайших деталях, хотя прошло много лет. Понимаю, что вины моей нет, но все равно очень больно…
Впрочем, связанных со службой радостных моментов у Константина больше. 
– Я до сих пор грежу небом, – признается он. – Можно сказать, что я его фанатик. Очень хочется летать – ощущение полета трудно с чем-нибудь сравнить. Поэтому я мечтаю создать здесь что-то вроде аэроклуба с суперлегкими самолетами. Как это сделать, пока не очень понятно. Но все ведь начинается с мечты. И, может быть, ради нее я не уезжаю отсюда, как поступили почти все сослуживцы. Меня держат эта земля и это небо. 

В тему
Базировавшиеся на Балтийской косе «Чайки» (их было около полутора десятков) в 1990-е годы списали и утилизировали. Каким-то чудом сохранилась одна, которая долетела до Храброво и десять лет простояла там никому не нужная. Музей Мирового океана хотел забрать ее, но долго не мог из-за юридических препятствий. Когда наконец они были преодолены, встал вопрос – как доставить самолет в Калининград. Сам-то летать он уже не мог. В итоге в ноябре 2014 года «Чайку» разобрали и отвезли по частям. Крылья – отдельно, фюзеляж – отдельно. Однако все равно пришлось поднимать контактную сеть городского общественного транспорта.

IMG_5112.JPG
Константин Бобков: «Моя мечта – развить на Балтийской косе малую авиацию»

IMG_5185.JPG
Величественные ангары на Балтийской косе военные оставили в 1990-х годах, и теперь они медленно, но верно разрушаются 

цитата
,
:
, :
Немцы в 1930-х построили здесь аэродром практически на песке

поделиться
Правила комментирования

Правила комментирования

Редакция портала "Страна Калининград" оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие правила сайта и законодательство РФ, а также ограничивать доступ к комментированию статей любым посетителям сайта. Аккаунты пользователей, систематически допускающих подобные нарушения, будут удаляться без возможности восстановления. Для разрешения спорных вопросов можно обращаться по электронной почте rec@strana39.ru.

В комментариях на сайте "strana39.ru" запрещены:

1. Нецензурная брань (в том числе и завуалированная, с использованием звездочек, точек и других знаков).
2. Высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, а также ссылки на подобные материалы.
3. Призывы к осуществлению террористической деятельности или оправдание терроризма, а также ссылки на подобные материалы.
4. Пропаганда порнографии, культа насилия и жестокости, а также ссылки на подобные материалы.
5. Размещение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров.
6. Оскорбления или угрозы в адрес редакции или авторов материалов.
7. Оскорбления или угрозы в адрес других граждан, в том числе – пользователей сайта "Strana39.ru".
8. Размещение информации рекламного характера или спама.

comments powered by Disqus
конкурс 08 Сентября 2020

ШКОЛА МОЕГО ДЕТСТВА

13888
опрос 29 Декабря 2020

В стране объявили массовую вакцинацию от коронавируса. Вы будете делать прививку?

185