или Зарегистрироваться
Наш край
2761
0
27 сентября 2017

От «Рабочего и колхозницы» – к калининградскому «Техасу»

Сегодня мы путешествуем по окрестностям Центрального рынка
Для любителей истории нашего города одним из самых отрадных событий последних лет стало восстановление построенного в 1924 году в стиле баухаус и здорово пострадавшего во время Второй мировой войны Дома техники. 
Воссоздали творение Ханнса Хоппа в целом неплохо, однако насладиться величественной простотой здания сейчас весьма затруднительно, поскольку его фасад, словно елка игрушками, увешан аляповатыми вывесками. Наверное, так же нелепо смотрелись бы рекламные растяжки на Парфеноне или на храме Гефеста в Афинах. 
Гораздо привлекательнее Дом техники выглядит с тыльной стороны, которая почти не обезображена рекламой. Кроме того, во дворе торгового центра можно увидеть скульптурную композицию, которая в известном смысле является местным вариантом мухинских «Рабочего и колхозницы».
Речь идет о работе ученика Германа Брахерта Эрнста Филица, которая изображает мужчину с молотом и женщину с прялкой. Между ними высечен какой-то странный знак. Что это – и сегодня до конца не понятно. Культуролог Александр Попадин в одной из своих работ высказал предположение, что это клеймо мастера. Что ж, очень может быть.
Со стороны улицы Баранова фасад Дома техники украшает работа уже самого Германа Брахерта – рабочий с книгой и шестеренкой. Примечательно, что в квартире, расположенной прямо над этой скульптурой Брахерта, некоторое время жил Ханнс Хопп. 

22-Дом-техники-Прогулка-по-окрестностям-Центрального-рынка.jpg
Построенный в 1924 году Дом техники привлекательнее выглядит с тыльной стороны, справа – украшающие его скульптуры

22-Дом-техники-Прогулка-по-окрестностям-Центрального-рынка-(1).jpg

22-Дом-техники-Прогулка-по-окрестностям-Центрального-рынка-(2).jpg


Греческий храм взяли за образец
Затем можно продолжить путь по улице Баранова и выйти к еще одному интересному зданию – Кунтсхалле. Впрочем, можно поступить иначе – отправиться вдоль наполненного водой рва по живописному и пока, к счастью, не вырубленному участку зеленого пояса Шнайдера. Этот вариант подойдет тем, кто сторонится суеты и не любит блошиные рынки. Кроме того, со стороны парка (назовем его так) Кунстхалле выглядит особенно живописно. Это здание (название переводится как Выставочный зал) было возведено в 1913 году по проекту архитектора Фридриха Ларса – того самого, который построил здание финансового управления правительства Восточной Пруссии (ныне там расположено правительство области) и мемориальный портик «Стоа кантиана» у Кафедрального собора. Во время войны Кунстхалле уцелел, однако использовался он (и используется до сих пор), мягко говоря, не по назначению. Огромный, предназначенный для организации выставок, зал разделен сегодня на маленькие клетушечки, в которых идет торговля разного рода автомобильными аксессуарами. Иными словами, уже больше семидесяти лет мы микроскопом забиваем гвозди. 
Объективно, это одно из самых красивых зданий в городе. За основу Ларс взял классический греческий храм, а именно знаменитый Эрехтейон в Афинах. Хочется верить, что когда-нибудь в Кунстхалле вновь поселятся музы. 

22-Греческий-храм---как-образец.jpg
В Выставочном зале поселили торговлю


Словно замок Святого Ангела
Следующий объект на пути – башня Врангеля. Это сестра расположенной на другом берегу Верхнего пруда: башня Дона – ныне Музей янтаря. Здания построены в середине XIX века по плану военного инженера Людвига фон Астера. Если присмотреться, то обе башни похожи на замок Святого Ангела в Риме – перестроенный под крепость мавзолей императора Адриана. Кто знает, может, в этом сооружении Астер и черпал свое вдохновение. Как бы то ни было, военное значение эти фортификационные сооружения потеряли очень быстро, и уже в 1910 году в башня Врангеля (ее так назвали в честь активного участника войны с Наполеоном Фридриха фон Врангеля. – Прим. авт.) разместилась экспозиция изделий из драгоценных камней и металлов. Рядом с башней город установили скульптуру молодого крестьянина «Немецкий Михель» работы Фридриха Ройша. Судьба этого произведения неизвестна. Также неясным остается и будущее башни Врангеля. Сейчас она пустует и ждет арендатора, способного ее оживить. 

Словно Замок Святого Ангела.JPG
Сейчас башня Врангеля пустует. В отличие от ее сестры – башни Дона 


Странные символы
Обогнув башню Врангеля, выходим на улицу Пролетарскую – бывшую Цецилиеналлее. Она появилась в 1906 году после того, как была снесена часть вальных городских укреплений. Почти все дома там построены в начале прошлого века и почти все сегодня имеют охранный статус. В Кёнигсберге часто над дверными проемами помещали барельефы, но здесь эти элементы встречаются, пожалуй, чаще, чем в других местах. Сюжеты разно-образные. Можно увидеть, например, сову, воткнутый в фасцы топор (символ, который носили во время войны ликторы в Древнем Риме. – Прим. авт.), чашу, над которой горит звезда и к которой подползают змеи. Что это? Возможно, масонские символы, но не исключено, что это указывает на профессиональную принадлежность бывших обитателей домов. Есть версия, что здесь жили главным образом преподаватели Альбертины.

Странные символы.JPG
Почти все дома на улице Пролетарской имеют охранный статус


Самолет во дворе
В конце Пролетарской нас встретит еще одно баухаусное здание – Инженерно-технический институт БФУ им. И. Канта. Раньше там был политехникум, который в обиходе называли «Техасом». Само здание построено по проекту советника государственного управления наземного строительства Малвица в 1930 году как высшая торговая школа. В 1934 году на парапете здания установили скульптурную композицию Альбрехта Хельфрида «Молодежный порыв». Где она нынче, никто не знает. Сейчас у учебного заведения другая фишка. В его внутреннем дворе уже три года стоит настоящий «Боинг-737» в качестве тренажера. Увидеть его можно, если обойти институт со стороны улицы Горького. 

Самолет во дворе.JPG
Сначала высшая торговая школа, потом политехникум, а сегодня – Инженерно-технический институт 

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

3