С основным железнодорожным вокзалом нам явно повезло. Без ложной скромности он если и не лучший в стране, то точно один из лучших. И уж без всяких сомнений – самый необычный. Другого такого в России просто нет. И в этом смысле приятно, что сооружение, которое является воротами нашего города, и газета, в названии которой есть слово «Калининград», появились на свет почти в один день, хоть и с солидной разницей в 70 лет. Первый номер «Страны Калининград» вышел 20 сентября 1999 года, а Южный вокзал, который изначально назывался Главный, был торжественно открыт 19 сентября 1929 года.
Где ты, «Хронос»?
Впрочем, путь к открытию был долгим. Активная фаза строительства началась еще в 1920 году, а конкретный план создания большого современного вокзала в Кёнигсберге созрел вообще в 1896-м. Вся Восточная Пруссия была к тому времени покрыта густой сетью железных дорог, и нужно было создать точку, в которой бы все эти пути сходились. Но сначала реализации планов помешала Первая мировая война, потом – финансовый кризис, с головой накрывший Веймарскую республику.
Проект вокзала в Кёнигсберге был создан отделом высотного строительства управления железных дорог в Берлине при участии архитектора Корнелиуса. Ведущая роль в оформлении построенного в стиле функционализма сооружения принадлежит большому арочному окну, разделенному вертикальными колоннами из травертина (это один из видов известняка. – Прим. авт.).
Первоначально фасад украшала композиция известного скульптора Германа Брахерта «Хронос, ускоряющий бег коней», которая, по всей видимости, символизировала несущиеся в разные стороны поезда. Это произведение искусства пережило и английские бомбардировки, и штурм Кёнигсберга. Куда оно делось потом, до конца не ясно. А сейчас на его месте – герб РСФСР образца 1936 года.
Внутренний план главного городского вокзала представляет собой сложную сетку помещений различного назначения, при этом схема движения пассажиров хорошо продумана.
И мы этой разумной схемой пользуемся до сих пор.
В 1930-х – первой половине 1940-х годов внутри вокзала все было устроено примерно так же, как и сейчас: входной вестибюль, багажные отделения, холл, административный блок, магазины, залы ожидания, рестораны, кегельбан. Единственное – с ресторанами сейчас на вокзале как-то не очень. Да и кегельбана, как раньше, там сейчас нет.
Эксплуатация суровости
Война обошлась с Главным вокзалом не очень милосердно, но в целом, можно сказать, пощадила его. После сравнительно недолгих восстановительных работ он вновь заработал в ноябре 1949 года, получив имя «Южный».
С довоенных времен он изменился не сильно, сохранив свою восточно-прусскую мрачность, которая каким-то удивительным образом сочетается с приветливостью и теплотой. Однако советские кинематографисты использовали главным образом нордическую суровость нашего вокзала. Пожалуй, самый известный фильм с его участием – эпопея «Щит и меч».
В 2003 году Южный вокзал был отремонтирован. Довольно серьезные изменения претерпели внутренние интерьеры, в которых появились огромные золоченые люстры и фонтан. Однако далеко не всем эта бьющая в глаза роскошь пришлась по вкусу. Весь этот мрамор и позолота все же откровенно диссонируют с лаконичным, сдержанным обликом вокзала.
Свой дух остался
Но свой дух и особую атмосферу Южный вокзал все равно сохранил. Вот что несколько лет назад писал о нем известный искусствовед из Санкт-Петербурга Иван Чечот: «Вот громадные низко сидящие стальные дебаркадеры, мощные опоры и рядом сохранившиеся с довоенных времен стойки для указателей у спусков в подземный переход.
В них стиль и дух первых десятилетий ХХ века с их патетическим ощущением техники. Вокзал начали строить в начале Первой мировой войны. Подземные переходы – высокие, гулкие тоннели, производят впечатление величиной и пропорциями. Один из входов в тоннель, в виде отдельного павильона с лежачими зарешеченными окошками, сохранился (слева от главного входа, в глубине). Выход в главный зал – торжественный и неожиданный. Строгий, с высокими узкими окнами и кассетированным потолком зал украшают современные самоварного золота люстры, напоминающие церковные паникадила. Да, это они и есть – работа фабрики церковной утвари в Софрино под Москвой. Этот патриотический акцент, появившийся недавно, почти заслоняет строгую деловую выразительность зала, торцовая сторона которого открывается в сторону площади строем узких готических проемов. Слева зал расширяется и уходит в глубину. Там есть удачно отремонтированные более низкие помещения кассовых залов с верхним светом. Сохранились круглые стойки у касс. Пространство делится столбами. Это простая, логичная архитектура из бетона приносит настоящее удовлетворение».
Сейчас заново обустраивается окружающее вокзал пространство (см. статью «Подрядчик запаздывает на месяц» в этом номере «СК». – Прим. авт.). За этим следит весь город, и мы посвятим этому еще не одну публикацию.
В Кёнигсберге вокзал украшала композиция Германа Брахерта «Хронос, ускоряющий бег коней» (фото вверху). В Калининграде ее сменил герб РСФСР
Внутри вокзал после ремонта выглядит роскошно, что отмечают приезжающие
А на перроне – все по-старому: спешат люди, отправляются в дорогу поезда
поделиться