Закопали и отрыли
Памятник был установлен в 1924 году (по другой версии – в 1925-м) у евангелической кирхи на пожертвования жителей Рагнита. Обелиск очень выразительный и запоминающийся. Он представляет собой каменную плиту с барельефом женщины, которая провожает троих мужчин (возможно – сыновей, возможно – мужа, сына и внука) на войну.
Лица женщины почти не видно, оно скрыто чем-то вроде капюшона или платка. Но в ее согбенной фигуре столько скорби, столько отчаяния и в то же время покорности судьбе, что сразу становится понятно: она заранее знает, что никто из тех, кого она провожает, назад не вернется. Голова одного из уходящих на войну повернута в сторону женщины. На его лице растерянность. Похоже, он тоже чувствует, что видит мать (жену? бабушку?) в последний раз. На другой стороне плиты есть надпись на немецком языке: «Полные сил и жизни мужчины погибли в огне сражения. Был этот посев напрасен?»
Вторая мировая война пощадила памятник, но в советское время его (что неудивительно) решено было убрать с глаз долой. Однако монумент не взорвали, как многие ему подобные в области, а просто закопали.
В начале девяностых, когда над страной в полную силу задули ветры перемен, памятник стараниями группы местных энтузиастов был извлечен из земли, отреставрирован художником Юрием Пузанковым и установлен рядом с мемориалом советским воинам, погибшим в боях за Рагнит.
Для историков, краеведов и искусствоведов было очевидно, что монумент жертвам Первой мировой имеет немалую художественную ценность. А в 2007 году он был включен в перечень объектов культурного наследия муниципального значения. При этом автор произведения оставался неизвестным.
Мастера выдал почерк
Бывший сотрудник Дома-музея Брахерта в Отрадном, а ныне сотрудник музея «Фридландские ворота» Денис Дунаевский отмечает, что многие знакомые с творчеством Брахерта специалисты догадывались, что именно он является автором памятника в Немане – слишком уж узнаваем почерк мастера. Однако официальных подтверждений этого долгое время найти не удавалось. И наконец удалось. Помогла, по словам Дунаевского, внучка Брахерта – Фелиситас Брахерт-Шнайдер.
– Мы познакомились с ней в 2009 году, когда она приезжала в Дом-музей Брахерта в Отрадном, – рассказывает Денис Дунаевский. – Фелиситас – искусствовед и увлечена творчеством дедушки. Несколько дней назад она прислала мне электронное письмо со ссылками на немецкие источники, которые однозначно указывают на то, что памятник в Рагните создал ее дед. Об этой его работе упоминается в каталоге Художественного союза Кёнигсберга 1925 года и в книге «Памятники героям Первой мировой войны», изданной в 1931 году в Лейпциге. Таким образом, наследие Германа Брахерта в Калининградской области пополнилось еще одной работой.
Извлеченный из ручья фрагмент
Нужно сказать, что это не первое произведение известного скульптора, которое было идентифицировано с помощью его внучки.
Два года назад газета «Страна Калининград» писала о том, что сотрудник Мамоновского городского музея Константин Косенков нашел недалеко от поселка Долгоруково фрагмент памятника павшим в Первой мировой войне. Фелиситас Брахет-Шнайдер подтвердила, что обнаруженный фрагмент является частью памятника, который был установлен на территории учебного центра немецкой армии (Штаблак). В октябре 2015 года этот фрагмент скульптуры с помощью кранов извлекли из ручья и отвезли в Дом-музей Германа Брахерта в Отрадном.
Что касается неманского монумента Германа Брахерта, то вопрос о его перемещении в этот музей, насколько известно, не рассматривается.
– Думаю, что в этом нет смысла, – говорит Денис Дунаевский. – Он стоит в своем родном городе, находится под охраной государства.
Справка «СК»
Герман Брахерт родился в Штутгарте в 1890 г. В 1919 г. после учебы в художественном училище переехал в Кёнигсберг по приглашению местной Школы искусств и ремесел. Здесь он быстро достиг больших высот – стал профессором, вел классы скульптуры, основ интерьера и ювелирного дела.
В 1926 г. он оставил преподавательскую деятельность, решив посвятить себя исключительно творчеству. В Кёнигсберге им создано много работ. Наиболее известные из сохранившихся – «Нимфа» на светлогорском променаде и горьельеф у входа в юго-восточную пристройку Дома Техники (ныне ТЦ «Эпицентр») – это фигура человека, держащего в одной руке шестеренку,
а в другой книгу. После прихода к власти нацистов в 1933 г. у Брахерта, который открыто не разделял их взгляды, настали тяжелые времена. Он вынужден был уехать из Кёнигсберга в Георгенсвальде (ныне Отрадное) и зарабатывать себе на жизнь, выполняя частные заказы. В 1944 г. Брахерт вернулся в родной Штутгарт. Умер он в 1972 г.
в пригороде Штутгарта – Шлайтдорфе.
![25-monument_neman_pm3.jpg 25-monument_neman_pm3.jpg](/upload/medialibrary/fcf/fcf3a4fef4d3e9be3ab24d4cfb8fe09e.jpg)
На обратной стороне памятника есть надпись на немецком языке: «Полные сил и жизни мужчины и женщины погибли в огне сражения»
![25-Рагнит-памятник-.jpg 25-Рагнит-памятник-.jpg](/upload/medialibrary/812/81282115feca28e36b52684415e83758.jpg)
Так выглядел памятник в Рагните после установки
фото из Bildarchiv Ostpreussen и с сайта moyneman.ru
поделиться