или Зарегистрироваться
Наш край
3109
0
06 апреля 2017

Дом на улице Тюленина в Калининграде разрушается под присмотром

Он вполне мог стать гордостью Калининграда, а пока является его позором
Приходящие в упадок исторические здания, о которых мы писали в рамках этого проекта, имели в чем-то похожие судьбы. Их всех в один не очень прекрасный момент покинули люди. 
Где-то это произошло после пожара (как в ОВД Ленинградского района на Клинической), где-то после того как там затеяли ремонт, который так и не был завершен (например, детский сад на Грекова, о котором, как и о здании на Клинической, писала «СК». – Прим. авт.). Дом на улице Тюленина в этом смысле уникален. Он всегда был заселен. Не очень сильно пострадавшее после войны, в начале пятидесятых это здание было отремонтировано и передано военным, которые его активно используют до сих пор. Дом обитаем и охраняем, но находится, несмотря на все это, при смерти. 

Подражание старым мастерам 
Первое здание для «Восточно-прусского ландшафтства», учрежденного Фридрихом Вильгельмом II, было построено на Ландхофмайстер-штрассе (ныне улица Тюленина. – Прим. авт.) еще в конце XVIII века. Это была, как бы сейчас сказали, кредитная организация с уставным капиталом в 200 тысяч талеров. Позднее она стала называться банком «Восточно-прусский ландшафт». 
В конце XIX века банку стало тесно в старом здании, поэтому решили построить рядом с ним новое. Получилась лаконичная краснокирпичная T-образная пристройка, на одной из стен которой выложена цифра «1899». 
Что касается старого здания, его поначалу вроде как собрались капитально отремонтировать, но потом передумали и построили на его месте другое – то самое, фасадом которого мы сейчас восхищаемся. Строительство велось с 1901 по 1903 год. Говорят, строительный советник Ляйдих, работая над проектом, вдохновлялся, разглядывая фасад юго-восточной части Королевского замка, построенной Йоахимом Людвигом Шультхайсом в XVIII веке. Это подражание старым мастерам весьма характерно для второй половины XIX – начала XX века. Тогда, как отмечал известный историк искусства Эрнст Гомбрих, наблюдалась безудержная строительная активность, при которой тем не менее не выработался свой архитектурный стиль. 
«Своды правил и образцов, замечательно служившие вплоть до георгианского периода, были отброшены как слишком простые и «нехудожественные», – пишет исследователь в одной из своих работ. – Бизнесмен или городской политик, задумавший построить новую фабрику, железнодорожную станцию, школу или музей, хотел получить за свои деньги Искусство. В соответствии с этим после решения сугубо строительных проблем архитектору поручалось выполнить фасад в готическом стиле или придать зданию облик нормандского замка, ренессансного дворца или даже восточной мечети. Соблюдались определенные условности: церкви чаще всего строились в готическом стиле; для зданий театров и опер наиболее подходящим считался театрализованный стиль барокко, в то время как дворцы и министерства, казалось, выглядели особенно парадно в полных достоинства формах архитектуры итальянского Ренессанса».

Странные звезды
Стиль, в котором выполнен фасад нового здания банка «Восточно-прусский ландшафт», принято относить к барокко. Вернее – к необарокко. Источником форм и мотивов этого сложившегося во второй трети XIX – начале XX веков направления стал стиль европейского барокко XVII века. Но архитектура необарокко отличается от барокко более свободной трактовкой архитектурного ордера, более богатым убранством фасадов, много-образием и сложностью декоративных элементов, которые иногда могут принимать даже гротескные формы.
Впрочем, что касается здания, о котором мы говорим, там никаких гротескных элементов не наблюдается. Фасад, несмотря на свою пышность, выглядит стройным, лаконичным и сбалансированным. Есть, правда, подозрения, что во время ремонта в 50-х годах прошлого века советские строители многое добавили от себя. Например, среди украшений можно разглядеть небольшие пятиконечные звездочки, пускающие вниз лучи. Впрочем, не исключено, что это «родной» орнамент. 

Туманные перспективы
Каковы они у этого прекрасного здания? В прессе с завидной регулярностью (вот уже какой год) появляются обещания военных привести его в порядок. Однако время идет, а красивый фасад ветшает. Одно время на крыше даже прижились небольшие деревья – прямо как на здании Кёнигсбергской янтарной мануфактуры. Сейчас ненужная растительность вроде как удалена, здание обнесено забором. Однако забор этот вовсе не свидетельство грядущего ремонта. Скорее, он установлен, чтобы избежать несчастного случая. Ведь, если близко подойти к дому, можно получить по голове куском отвалившейся лепнины.
В пресс-службе Балтфлота, комментируя сложившуюся ситуацию, согласились с тем, что зданию требуется капитальный ремонт, и заверили, что этот ремонт значится в планах. Однако когда конкретно он начнется, неизвестно. Руководитель областной службы охраны памятников Евгений Маслов со своей стороны сообщил, что в апреле пройдет согласованная с прокуратурой проверка. Возможно, она сподвигнет собственника к более решительным действиям по спасению «объекта культурного наследия регионального значения». Тянуть дальше некуда… 

Здания, которые мы теряем
Этой публикацией наша газета продолжает проект, посвященный оказавшимся заброшенными и потому приходящим в упадок историческим зданиям. Таких сегодня немало и в Калининграде, и по области. Об одних редакция «СК» знает и будет писать про их судьбу. Другие адреса мы ждем от наших читателей. Пишите нам на почту [email protected] или звоните по телефону 31-24-14. 

14-IMG_20170402_120731_HDR.jpg
Выполненный в стиле необарокко фасад, несмотря на свою пышность, выглядит стройным и лаконичным

14-DSC05397.jpg
На пристройке к бывшему зданию банка хорошо видна не только дата его постройки, но и незарубцевавшаяся рана времен войны

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

2