или Зарегистрироваться
Наш край
6288
0
02 февраля 2017

Черная ночь Пальмникена

Последний кровавый акт Холокоста состоялся на территории области 
В ночь с 31 января на 1 февраля 1945 года под Пальмникеном (ныне Янтарный) нацисты расстреляли несколько тысяч еврейских узников концлагерей. Их, полураздетых, голодных и больных, погнали в лютый мороз в сторону моря. Колонна прошла 10 километров к месту жестокой расправы. 

Могил не осталось
Одна из самых страшных страниц Второй мировой войны стала достоянием гласности благодаря расследованию калининградских журналистов Алексея Шабунина и Александра Адерихина и главного раввина области Давида Шведика. Все трое в 2005 году получили благодарственные письма от главы МИД ФРГ Йошки Фишера за исследование этой трагедии. 
Предыстория такова. В 1998 году к Шабунину, как к знатоку немецкого языка, обратился Адерихин, на которого вышел бывший житель Восточной Пруссии Гюнтер Ницш, проживающий в Нью-Йорке. Немец рассказал, что сразу после окончания Второй мировой он с матерью ухаживал за могилами массово расстрелянных под Пальмникеном. (Узники-евреи были похоронены как советские граждане. – Прим. авт.). Дед Ницша участвовал в перезахоронении жертв, голыми руками раскапывая песок в районе пляжа за зданием заброшенного цеха. Ницш спустя 50 лет захотел посетить те места. Однако по прибытии выяснилось, что эти могилы давно стерты с лица земли, даже информации о расстреле нет. Началось расследование.

Акция возмездия
– Самый массовый расстрел евреев на территории Восточной Пруссии был акцией возмездия за потопленный днем ранее лайнер «Вильгельм Густлофф», – говорит Алексей Шабунин. – 
К слову, 30 января было для нацистов культовой датой: именно в этот день 1933 года пришел к власти Гитлер. Лайнер уничтожила тремя торпедами подводная лодка «С-13» под командованием Александра Маринеско. После этого из Кёнигсберга в Пальмникен срочно прибыли офицеры СС и СД для осуществления акции возмездия.
В середине января 1945 года концлагерь Штуттхоф под Данцигом (польский Гданьск) был отрезан от Кёнигсберга внезапным наступлением наших войск. Предвидя скорое продвижение советских танков и пехоты, нацисты решили заключенных-евреев сначала стянуть под Кёнигсберг – больных и тех, кто не мог идти, расстреливали или взрывали прямо в бараках, –  а потом гнать дальше. В Пальмникене, куда колонна пришла поздней ночью 27 января, выяснилось, что первоначальный план загнать всех в штольню шахты «Анна» и затопить нереален. Как прагматично рассудили палачи, громадное количество останков могло неблагоприятно повлиять на качество питьевой воды в Пальмникене. Несколько дней обреченные на смерть провели в слесарных мастерских янтарного комбината. В ночь на 1 февраля на берегу моря были заколоты, забиты прикладами, утоплены и расстреляны тысячи человек...

Очередь за смертью
Одним из свидетелей бойни стал Мартин Бергау, в 1945 году член гитлерюгенда. «Старшие товарищи по партии» привлекли к убийству женщин и девочек 16-летних мальчишек. Уже после войны один из них дал показания прокуратуре ФРГ. Рассказал, что бургомистр Пальмникена Курт Фридрикс собрал местный гитлерюгенд, налил по стакану шнапса и сообщил, что теперь они займутся «настоящим мужским делом». Мальчишкам выдали карабины.
Бергау стоял в оцеплении – регулировал «очередь» на расстрел. После войны он получил три года сталинских лагерей. Но память об адских событиях в Пальмникене не отпускала никогда, признавался сам Бергау. 
А много лет спустя, в 1994 году, написал автобиографическую книгу «Мальчик с янтарного побережья». Вот выдержка из нее.
«Женщин построили в две шеренги. Мы, подростки, должны были их охранять. Двух женщин заводили за здание, где их ставили на колени около шахты и выстрелами в затылок убивали. Затем наступал черед двух следующих. Одна еврейка из ожидающих расстрела обратилась ко мне на хорошем немецком. Она протянула мне свое кольцо и попросила «передвинуть» ее в очереди. Впереди стояла ее дочь. Она хотела умереть вместе с ней. Я разрешил. Она вышла из строя, но мой школьный друг свалил ее ударом приклада. Я был возмущен, ткнул его стволом. Несколько секунд мы стояли друг против друга с заряженным оружием. Я заорал на него: «Ты грязная свинья! Я же этой женщине разрешил!» Два эсэсовца убивали женщин из пистолетов. Один заряжал. Второй стрелял...» 

След в душах
Впрочем, милосердие иногда стучалось в сердца немцев. Когда 27 января 1945-го в Пальмникен пригнали еврейских заключенных, командир батальона фольксштурм Ганс Файерабенд попытался предотвратить массовое убийство узников. Он встал на пути убийц из СС: «Мы не ведем войну против женщин и детей!» Попытка была обречена на провал. Несколько дней спустя Файерабенд застрелился. Благодаря усилиям Мартина Бергау в Национальном мемориале Холокоста и Героизма в Иерусалиме в 2013 году появилась табличка «Праведника мира» в честь Файерабенда.
А тогда, в 1945-м, десяти узникам лагеря удалось бежать. Беглецов прятали у себя жители Пальмникена. Среди них – доктор, у которого на чердаке скрывались две еврейские девушки. При том, что за подобное покровительство грозила смертная казнь. Известна и история спасения одного из узников, который шел в колонне смертников. Когда бойня закончилась, он, полумертвый, вышел из ледяной воды и побрел в сторону Пальмникена. На счастье, он встретил колонну военнопленных – итальянцев, которые его приняли и до конца войны выдавали за глухонемого итальянца.
Между тем в последние годы все чаще случается слышать, что Холокост – не более чем художественный вымысел. Главный раввин области Давид Шведик убежден: отрицание Холокоста – это одна из современных форм антисемитизма. 
– Чем отдаленнее по времени трагические события, тем больше должно быть свидетельств того, что они были, – сказал раввин. – Если трагедия прошлого оставит след в душах нового поколения, значит, есть шанс, что люди не повторят страшных ошибок прошлого.

Холокост.jpg
Сегодня на месте трагедии высится мемориал скульптора Франка Майслера. Каждый год в скорбную дату сюда приходят сотни людей

фото из архива Давида Шведика

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

1