Главное, в такую погоду выбрать правильное место для прогулок. То есть место, где в достаточной мере сохранилась старая застройка и где не чувствуется недостатка в деревьях, с которых есть чему живописно опадать. К счастью, таких уголков в городе, несмотря на массовые вырубки и точечную застройку, еще хватает. Вот, например, частичка Кёнигсберга – в районе современной улицы Чернышевского. Давайте сегодня там и погуляем.
Девушка в зеленом платье
Начнем с пересечения улиц Карла Марса и Коммунальной. Прямо на перекрестке стоит дом, торец которого украшен скульптурой из цветной глазурованной керамики. Это девушка в длинном зеленом платье, которая подняла руки и словно приглаживает распущенные волосы. Судя по всему, скульптура была установлена в 30-х годах ХХ века. Ее автор точно не известен. Хотя по этому поводу можно немного пофантазировать. Дело в том, что неподалеку, на Краусаллее, 62 (ныне – Каштановая аллея, 110), был дом известного скульптора Артура Штайнера. А рядом, на Бойенштрассе, 73 (сейчас – Коммунальная, 73), говорят, жила его ученица – Лизелотте, на которой он впоследствии женился. Кто знает, может быть, автор скульптуры – Штайнер, а изобразил он свою возлюбленную. Впрочем, поверить в эту версию несколько мешает то, что Штайнер был анималистом (одна из его самых известных работ – «Орангутан», стоит сейчас в Калининградском зоопарке. – Прим. авт.). Хотя все может быть…
Если пройти по Коммунальной чуть дальше, на пересечении с Чернышевского можно увидеть дом, на углу которого установлена еще одна чудесная скульптура. Вернее, скульптурная композиция «Мужчина и девушка». Автор этого произведения тоже точно не установлен. Однако это не мешает ему быть представленным практически во всех туристических буклетах.
Чтобы увидеть эту скульптуру, нужно высоко поднять голову
Ризалиты с пилястрами
Дальше, если двигаться по Чернышевского налево, – один из корпусов БФУ им. И. Канта. А раньше, до 1945 года, там располагалась школа Крауса – Гиппеля.
Кристиан Якоб Краус (1753–1807) – профессор Кёнигсбергского университета, который дважды становился его ректором – в 1792 и 1798 годах. Теодор Готлиб фон Гиппель (1741–1796) был писателем, видным немецким общественным и политическим деятелем, обер-бургомистром Кёнигсберга. Минувшим летом обелиск с его именем был найден в куче строительного мусора на месте бывшего профессорского кладбища –
в районе улицы Галицкого.
Что касается самого здания, внимание на себя сразу обращают два мощных ризалита – выступа на фасаде, каждый из которых разделен четырьмя пилястрами. Еще один ризалит находится на западной стороне здания. Входы в бывшую школу украшены лепниной в барочном стиле. На крыше – изящная башенка с часами. В целом здание выглядит так же, как и 70 лет назад. И функцию оно выполняет ту же. Только раньше в нем занимались школьники, а сейчас – студенты.
Сейчас в бывшей школе Крауса – Гиппеля находится Институт гуманитарных наук и Высшая школа педагогики
Четыре головы
Если обойдете бывшую школу Крауса – Гиппеля, пройдете по Банковской, а затем свернете на улицу Кропоткина (бывшую Лендорфштрассе), то выйдете к зданию бывшей Бургшуле, построенной в 1926–1927 годах советником Касбаумом, доктором Майером и строительным мастером Генцмером. Сейчас это калининградская гимназия № 1.
Изначально фасад здания украшали четыре барельефа работы Станислава Кауэра – головы Гердера, Канта, Коперника и Коринта. Однако они были сбиты после войны. Процесс уничтожения этих произведений искусства подробно описан в книге Юрия Иванова
«Танцы в крематории»:
«Саперы-строители подставляют к стене длинную раздвижную лестницу. Пятеро крепких, молчаливых, немолодых солдат. Мы держим ее. Шурка рвется первым вскарабкаться наверх, садануть ломиком «вон по той серой башке», но один из солдат отодвигает его и быстро начинает подниматься по ступенькам с зубилом и кувалдой на короткой ручке.
Истопник, он же школьный уборщик, он же бывший органист Карл Иванович, так тут его все зовут, прибежавший на шум из своей кочегарки, удерживает солдата. Лицо у него несчастное, плачущее, губы дрожат. Солдат непрерывно вырывается из его худых длинных рук и тяжело взбирается наверх.
– Майн либер ... мой дорогой! – лепечет старик. – Дас ист гуте тшеловек! Коперник... Филозоф Иммануил Кант! Велики писатель Хендер унд киюнстлер Ловис Коринт! Варум? Зи есть отшень кароший лойте!
– Руби немчуре головы! – прерывает его вскрики Шурка и пытается отвести старика в сторону. – Карл Иванович, успокойтесь. Вы, как простой рабочий человек, а эти надутые нацистские рожи…»
Сегодня гимназия № 1 – одна из самых престижных школ города
Без Робин Гуда
За бывшей Бургшуле находится замечательный, хотя и несколько неухоженный, парк, который в Калининграде называют Шервудским лесом. Хотя благородных разбойников вроде Робин Гуда там, насколько известно, никогда не водилось. С настоящим Шервудским лесом, находящимся в английском графстве Ноттингемшир, этот уголок, вероятно, роднит элегическое настроение, которое он создает осенью.
Особо живописны засыпанные листвой рвы
Последнее украшение Кёнигсберга
Погуляв по парку, можно выйти на Коммунальную, на которой сохранились построенные в 1922 году дома с изящными крылечками и небольшими барельефами на фасадах. До недавнего времени главным украшением улицы была скульптура «Ребенок с кошкой» рядом с подъездом уже упомянутой Лизелотте Штайнер, автором этого произведения. Существует мнение, что установленная в 1943 году композиция стала последним украшением Кёнигсберга. Долго она стояла сильно поврежденной (в частности, у ребенка не было головы), но недавно ее увезли на реставрацию. Если все пойдет нормально, «Ребенок с кошкой» скоро вернется на свое прежнее место.
поделиться