Однако если добраться (например, это можно сделать на автобусе) до школы
№ 2, которая расположена где-то посередине бывшей Лабиауштрассе, и перейти дорогу, то можно оказаться в одном из самых романтичных уголков города – на маленькой, но чрезвычайно живописной улице Малоярославской (бывшая Радзивиллштрассе), которая являлась частью района Кальтхоф.
Первое упоминание этого поселения в хронике относится к началу XV века, однако основан Кальтхоф был, похоже, несколько раньше – еще в доорденские времена. Существует версия, что его название происходит от прусского слова kalt – ковать, работать по металлу.
Словно оправдывая свое родовое имя, этот пригород (а с 1905 года – район) Кёнигсберга был местом, где жили рабочие люди. Там находилась хлебная фабрика и предприятие, на котором изготовляли органы.
Кроме того, Кальтхоф облюбовали военные. В конце XIX века там был расквартирован саперный батальон князя Радзивилла (отсюда, собственно, и название центральной улицы), а потом еще Замландский саперный батальон.
О том, какой на дворе год, на улице Малоярославской напоминают, пожалуй, лишь современные автомобили
«Волшебная» пирамида
Неудивительно, что главная из сохранившихся достопримечательностей Кальтхофа имеет отношение к военным. Это внушительных размеров пирамида, воздвигнутая в 1923 году в качестве памятника погибшим в годы Первой мировой войны солдатам. На лицевой части монумента установлен рельеф «Умирающий боец» работы Пауля Борхерта и мемориальная плита с эпитафией на немецком языке «Unseren gefallenen Kameraden 1914–1918» («Нашим погибшим товарищам»). Те, кто впервые видит памятник, как правило, бывают несколько ошеломлены. Слишком уж он необычный, нехарактерный для здешних мест. Чем-то он напоминает мавзолей Цестия в Риме, чем-то – маленький ацтекский храм.
Надо сказать, что пирамида дожила до нашего времени не без потерь. Вандалы отбили у «Умирающего бойца» голову и ноги. Несколько лет назад специалисты питерской мастерской «Наследие» постарались вернуть композиции прежний вид.
По словам реставраторов, при восстановлении «Умирающего бойца» они столкнулись с недостатком довоенных фотографий. Каковы были черты лица воина, осталось, по большому счету, невыясненным. Вернее, выясненным не до конца. Поэтому нынешний боец несколько отличается от первоначального.
Одно время по городу (разумеется, с подачи местного историка-изотерика Сергея Трифонова) ходили байки о том, что памятник состоит из 666 каменных блоков и обладает какой-то невероятной магической силой.
Однако реставраторы из Санкт-Петербурга насчитали только 165 блоков. Впрочем, под монумент они, насколько известно, не заглядывали. Может, там действительно находится вход в параллельный мир или заброшенная магическая лаборатория.
Установленная в 1923 году пирамида «обросла» массой легенд
Уютные казармы
В конце XIX – начале XX века Кальтхоф стал активно застраиваться. Одним из самых ярких его сооружений стала кирха памяти императора Фридриха. Возводить ее начали в 1905 году, а закончили в 1907-м. Руководил этим процессом мастер Зибольт-Бетер. Он же являлся и автором проекта.
В ходе Второй мировой это красивое, отсылающее к орденским временам (неоготический стиль) сооружение было сильно повреждено. Долгое время оно существовало в виде руин. Окончательно его снесли только в 80-х годах прошлого века.
Впрочем, и без нее улица Малоярославская выглядит весьма живописно. Во многом за счет сохранившихся казарм 1-го саперного батальона. Правда, казармами в нашем понимании это назвать сложно. Это были дома, в которых, надо полагать, селились семьи офицеров. Над входом в один из корпусов до сих пор можно прочитать – Familienwohnhaus, то есть семейный жилой дом.
Сегодня публика в этих домах живет разная.
В основном это небогатые люди, пенсионеры. Однако, насколько известно, в последнее время квартиры в этих казармах стали пользоваться популярностью у весьма состоятельных граждан. Оно и понятно – высокие потолки, хорошая планировка. Даже из заброшенного чердака при грамотном подходе можно сделать великолепную студию.
Над одним из подъездов хорошо сохранилась немецкая надпись
Парк словно лес
К казармам примыкает небольшой парк, который в свое время носил имя Бертольда Кляйста – человека, которому принадлежало поместье Кальтхоф.Раньше этот парк был чист и ухожен. А теперь его и парком-то назвать сложно. Скорее, это небольшой лесок. Однако это обстоятельство, как ни странно, даже добавляет «парку» некоторое очарование. Местные имеют обыкновение выгуливать там собак и просто отдыхать от городской суеты. Правда, сделать это (в смысле – отрешиться) бывает не всегда просто: мешает мусор, который, судя по всему, местные же жители туда и выбрасывают.
Время от времени возникают слухи, что Кальтхофский парк собираются вырубить и застроить территорию домами. К счастью, пока они не подтверждаются. Хочется верить, что когда-нибудь, наоборот, его наконец приведут в порядок, как это постепенно делают с Макс Ашманн-парком.
Парк в бывшем Кальтхофе при всей своей неухоженности оставляет приятное впечатление
поделиться