Удивительная колония роскошных вилл, построенных лучшими архитекторами города (Фридрих Ларс, Ханнс Хопп, Курт Фрик, Фридрих Хайтманн), является сегодня чем-то вроде общегородской гостиной и почти обязательна к посещению туристами.
Амалиенау достаточно велик, разного рода красот там видимо-невидимо, поэтому увидеть их все за одну пешую прогулку сложно. Да и не надо, наверное, ставить перед собой такую задачу. Мы предлагаем совершить небольшое путешествие с севера на юг, обращая внимание на, возможно, не самые известные даже местным жителям достопримечательности.
Всплывший Поплавок
Начать, наверное, стоит с живописного озера, которое словно спряталось от любопытных глаз за домами на проспекте Мира. В Кёнигсберге этот искусственно созданный водоем называли Цвиллингтайх (то есть пруд Близнецы), поскольку он состоял из двух почти равных частей. После войны его переименовали в Поплавок, однако в ходу было другое название – озеро Хлебное. Говорят, из-за находившегося неподалеку магазинчика, в котором продавали свежую выпечку.
При советской власти за озером худо-бедно следили, а в девяностые оно оказалось совершенно заброшенным. Берега заросли бурьяном, вода сделалась мутной и вонючей.
Однако пару лет назад ситуация изменилась. Озеро почистили, проложили вокруг него удобные дорожки, построили мосты, поставили скамейки. И навсегда, казалось, «утонувший» Поплавок «всплыл», в результате чего в городе появилось еще одно популярное общественное пространство.
Японские мотивы
Обойдя вокруг озера, можно выйти на ул. Чапаева, которая раньше называлась Регентштрассе. Там вас встретит небольшой, внешне мало чем отличающийся от сотен других полутораэтажный особнячок с большой террасой. Интересен он тем, что что в нем с 1936 по 1938 год жил архитектор Ханнс Хопп. Тот самый, который построил Дом техники (сегодня – ТЦ «Эпицентр»), «Парк-отель» (ныне – офисный центр на Нижнем озере), ремесленное училище для девочек (Дом офицеров на ул. Кирова), Торговый двор (мэрия Калининграда) и много других замечательных зданий, во многом изменивших облик Кёнигсберга.
Практически напротив жилища Хоппа – на ул. Чапаева, 34 – расположено одно из самых необычных строений в городе, которое формой крыши напоминает пагоду. Именно поэтому родилась легенда о том, что там располагалось консульство Японии. На самом деле вилла в эклектичном стиле – обыкновенный жилой дом. Возведенный в начале ХХ века, он благополучно дожил до его конца, но потом был покинут людьми и пришел в запустение. Несколько лет назад заброшенную достопримечательность огородили забором, что позволило ей уцелеть, а нам сохранить надежду на ее восстановление.
Кстати, японское консульство в Кёнигсберге было, причем на Амалиенау. Сейчас в этом доме (ул. Закавказская, 14) детский сад № 3.
Эта высокая вилла могла бы довольно органично смотреться на фоне Фудзиямы
В этом доме на ул. Чапаева жил некоторое время известный архитектор Ханнс Хопп
Самые красивые
Дальше наш путь лежит по Каштановой аллее, которая изобилует прекрасными виллами. Глядя на эти удивительные сооружения, искренне завидуешь людям, которым посчастливилось жить поблизости. Пожалуй, самые красивые из зданий находятся на пересечении Каштановой аллеи с проспектом Победы. Это вилла Лео и вилла Шмидт. В обеих сейчас располагаются корпуса детского сада № 27.
Построенная в 1902 году по проекту самого Фридриха Хайтманна вилла Лео (названа так в честь заказчика – депутата городского совета и владельца судоходной компании Людвига Лео) – это великолепный образец немецкого модерна. Причем хорошо сохранившегося. Невероятно красивые фахверковые элементы, изящная башенка, лестница-галерея создают причудливую, но вместе с тем гармоничную композицию.
Соседка виллы Лео – вилла Шмидт тоже сохранилась весьма неплохо, но все же была немного перестроена в советское время. Однако испортило это ее не сильно. Здание, сочетающее в себе разные стили – от готики до модерна, – по-прежнему прекрасно.
К сожалению, автор этого проекта неизвестен. Возможно, над обликом виллы работало сразу несколько архитекторов.
Вилла Шмидт – одно из самых красивых зданий в районе Амалиенау
Блеск и нищета
В чем можно быть уверенным на все сто, так это в том, что стоящую напротив виллы Шмидта кирху Святого Адальберта точно построил Фридрих Хайтманн. Первоначально это была небольшая капелла, которую начали возводить в 1902 году и торжественно открыли в 1904-м. Спустя 28 лет она была расширена, после чего получила статус кирхи. Во время штурма Кёнигсберга пристроенная часть сильно пострадала и была разобрана после войны на кирпичи. В старом же здании, которое потеряло свой шпиль, разместилось предприятие по производству протезов. Позже туда переехала администрация Западного отделения исследовательского Института земного магнетизма Академии наук РФ (ИЗМИРАН).
Примечательно, что с кирхой связаны последние годы жизни Хайтманна. Во время Первой мировой 61-летний архитектор воевал в чине старшины сухопутных войск. Домой Хайтманн вернулся глубоко больным. Работать в полную силу он уже не мог, поэтому быстро впал в нужду – ему пришлось продать свой дом и поселиться в стоящем рядом с кирхой Святого Адальберта в маленьком домике священника. Там он, всеми забытый, но окруженный спроектированными им прекрасными вилами, умер в 1921 году.
В бывшей кирхе Святого Адальберта сегодня располагается отделение ИЗМИРАН
поделиться