или Зарегистрироваться
Наш край
3452
0
30 Июня 2016

Очарование Ратсхофа: от пролетариев до элиты

Сегодняшний пеший поход – по теперь уже бывшему Октябрьскому району Калининграда
Когда-то Калининград называли городом-садом. Сейчас тоже иногда называют, но как-то не очень уверенно, как бы за прошлые заслуги. Скоро, наверное, совсем перестанут называть, потому что деревьев из-за варварской вырубки и из-за не менее варварской обрезки становится все меньше. 
Между тем в начале XX века Кёнигсберг был одним из первых в Германии, где начали воплощать в жизнь идею города-сада. Местом для обкатки концепции стал район Ратсхоф, условная граница которого пролегала на западе по современной улице Воздушной, на востоке – по улице Энгельса, на севере – по проспекту Мира, а с юга он ограничивался Прегелем. Начались преобразования с того, что владелец машинной фабрики «Штайнфурт» Феликс Хойман решил перевести ее на новое место, перепрофилировав по ходу дела в вагонную. При этом, будучи человеком ответственным, он решил застроить окрестности фабрики недорогим, но комфортным жильем для рабочих. 
И в Ратсхофе как грибы после дождя начали расти небольшие утопающие в зелени дома. В результате была создана очень привлекательная, удобная для жизни среда, которая стала привлекать состоятельных горожан, способных построить себе особнячок по индивидуальному проекту. Вот такое удивительное течение жизни – пролетарский пригород постепенно стал почти элитным. Ратсхоф по калининградским меркам – довольно большой район. И в нем есть много чего интересного. 

пр.-Победы-Фрик.jpg
Здание бывшей администрации Октябрьского района на Лавскер Аллее, 42 было построено Куртом Фриком в 1930 году

История со стриптизом
В каждом районе Калининграда есть сооружение, которое его «держит». В Октябрьском (фактически его уже нет, поскольку он в 2009-м был присоединен к Центральному. – Прим. авт.) таковым являлся и, пожалуй, является клуб «Вагонка» – бывший Дом культуры вагонзавода, а еще раньше церковь Христа в Ратсхофе, которая стала последним построенном в Кёнигсберге культовым сооружением. Кирха была спроектирована выдающимся архитектором Куртом Фриком в 1932 г., а возводить ее закончили в 1937-м. В сооружении, с одной стороны, легко обнаруживаются прогрессивные в те времена идеи утилитарности (стиль баухауз), а с другой – стремление автора не отрываться от традиций. 
После войны кирха была приспособлена под ДК, а позже там «прописался» ночной клуб. Его популярность в перестроечные и постперестроечные годы трудно с чем-нибудь сравнить. Заведение гремело далеко за пределами города и области. Говорят, в стенах «Вагонки» состоялся чуть ли первый, если так можно выразиться, официальный стриптиз в СССР. 
В 2010 г. здание как бывшее культовое сооружение передали РПЦ. Но клубная деятельность там ведется до сих пор. Правда, про стриптиз я в последнее время не слышал…

Кирха-Радищева-Фрик.jpg
Еще одна известная работа Курта Фрика – церковь Христа, которая после войны стала Домом культуры вагонзавода, а потом клубом «Вагонка»

Имя для площади
В Европе часто так бывает: гуляешь по узким улочкам старого года и совершенно неожиданно попадаешь на какую-нибудь площадь. Маленькую, но очень уютную. В Калининграде тоже есть такое место. Вот идешь ты по ул. Радищева, сворачиваешь на Вагоностроительную и вдруг оказываешься на вымощенном булыжником пятачке, со всех сторон окруженном построенными в 1910–1920 годах домами. Формально площадью это пространство не считается. Но по сути – это площадь. Крохотная, но тем не менее… Во всяком случае, на мой взгляд, у этой территории ничуть не меньше прав называться площадью, чем, положим, у площади Октябрьской, которая по большому счету является просто пустырем. 
Впрочем, следует отметить, что в Европе подобного рода общественные пространства, как правило, украшены скульптурами или фонтанами. У нас же в центре композиции стоит обшитая пластиковым сайдингом торговая палатка. 
Было бы здорово перенести эту, наверное, очень нужную местным жителям торговую точку куда-нибудь в другое место, установив в центре площади, например, кауэровский фонтан «Путти», который, будучи хорошо отреставрированным, обретается сейчас на задворках Музея Мирового океана. Ну и площадь надо бы, я думаю, официально оформить, назвав ее, положим, Уютной. Или Светлой. Или Детской. 

Вагоностроительная--(4).jpg
Пространство напротив школы № 14 фактически является маленькой площадью, но официально это просто часть улицы Вагоностроительной


Похоже – не похоже
К безымянной пока площади примыкает здание школы № 14, в нем раньше размещалась школа им. Иоганна Шефнера (друга Канта).Внешне прежняя школа, являвшаяся прекрасным образцом немецкого модерна – югендстиля, была мало похожа на теперешнюю. В ходе войны построенное в 1910 г. здание сильно пострадало, его чуть ли не полностью перестроили, украсив колоннами. Получилось несколько странно, но в целом неплохо. Даже многие местные уверены, что портик – немецкий. 
Напротив школы несколько гораздо лучше сохранившихся немецких домов. В частности, обращает на себя внимание эффектное двух-этажное здание на Вагоностроительной – Arndstrasse, 7. Кто автор проекта, к сожалению, неизвестно. Мы знаем лишь, что раньше в здании размещались конторские помещения, торговые заведения, было несколько квартир. 
В ходе штурма Кёнигсберга оно было, как и школа Шефнера, сильно перестроено, однако в отличие от школы этот дом вполне можно узнать. Пропала яркая, высокая крыша с башенками, исчез флигель. Зато сохранились угловые ризалиты с замысловатой лепниной, центральный фронтон полуциркульной формы и карниз с модульонами (это архитектурные детали ордерной архитектуры типа кронштейна. – Прим. авт.).
Дальше имеет смысл спуститься по живописному мосту к Преголе, увидеть потрясающие здания портовых элеваторов, погрустить у полуразвалившихся, но все еще прекрасных корпусов немецкого Мукомольного завода (1897 г.), на котором все еще мелют муку, и двинуться по набережной в сторону Двухъярусного моста. 
Впрочем, это будет уже другая прогулка…

Элеваторы-(3).jpg
На фоне этих  корпусов можно снимать фильмы о Викторианской Англии

-Пр-(22).jpg
Здание на Вагоностроительной, 7, несмотря на потерю оригинальной крыши и флигеля, по-прежнему является местной достопримечательностью

поделиться
Правила комментирования

Правила комментирования

Редакция портала "Страна Калининград" оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие правила сайта и законодательство РФ, а также ограничивать доступ к комментированию статей любым посетителям сайта. Аккаунты пользователей, систематически допускающих подобные нарушения, будут удаляться без возможности восстановления. Для разрешения спорных вопросов можно обращаться по электронной почте rec@strana39.ru.

В комментариях на сайте "strana39.ru" запрещены:

1. Нецензурная брань (в том числе и завуалированная, с использованием звездочек, точек и других знаков).
2. Высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, а также ссылки на подобные материалы.
3. Призывы к осуществлению террористической деятельности или оправдание терроризма, а также ссылки на подобные материалы.
4. Пропаганда порнографии, культа насилия и жестокости, а также ссылки на подобные материалы.
5. Размещение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров.
6. Оскорбления или угрозы в адрес редакции или авторов материалов.
7. Оскорбления или угрозы в адрес других граждан, в том числе – пользователей сайта "Strana39.ru".
8. Размещение информации рекламного характера или спама.

comments powered by Disqus
конкурс 08 Сентября 2020

ШКОЛА МОЕГО ДЕТСТВА

17941
опрос 01 Апреля 2021

Калининград готовится в этом году принять 2 млн туристов. А у самих калининградцев какие планы на отпуск?

44