Советский Калининград - уходящая натура. Ещё лет 10-15 назад он казался непотопляемым, вечным. А теперь его следы почти стёрты.
На Ленинском проспекте исчезают хрущёвки (во всяком случае, в своём привычном виде), снесён кинотеатр «Россия», разобран Дом Советов. Ещё раньше ушли приметы советского быта - компостеры в трамваях, телефонные будки, сургучные печати на посылках.
Многое кануло в Лету. Гремящие на всю страну предприятия (вроде вагонзавода, выпускавшего легендарные думпкары), база промыслового флота, знаменитая китобойная флотилия «Юрий Долгорукий»…
Для родившихся уже в этом веке эти названия звучат как эхо далёкого прошлого. «Предания старины глубокой». А между тем кто жил в советском Калининграде, ещё даже не состарились. Но как им рассказать молодёжи о том времени, чтобы не было скучно?
Жизнь в кадре
Неплохой способ нашли энтузиасты из общественной организации «ЮЛА». Они при помощи Президентского гранта сняли несколько небольших фильмов с необычным сюжетом. Артисты - студенты местных колледжей и школьники.
Один из последних фильмов называется «Сказка о найденном времени». Сценарий, который написал Сергей Корнющенко, основан на путешествии во времени, в ходе которого современные молодые люди погружаются в историю китобойной флотилии «Юрий Долгорукий».
Современные ребята попадают в прошлое и окунаются в далёкую и не очень понятную им жизнь. Премьера фильма состоялась недавно в библиотеке им. Чехова.
- Идея пришла не сразу, - признаётся Сергей Корнющенко, который также выступил в качестве режиссёра. - Можно было просто рассказать о том, как молодые люди изучают историю китобойной флотилии, но это был бы обыкновенный репортаж, наверное. А хотелось снять именно кино. С живыми людьми в кадре. Надеюсь, у нас получилось.
Верхом на ките
Пересказывать фильм - занятие неблагодарное. Но, если в двух словах, он не столько о флотилии «Юрий Долгорукий, сколько о людях, которые жили тогда в Калининграде. О том, что их тревожило, что давало надежду, что радовало.
Моряки в Калининграде (в том числе и китобои) были людьми, как тогда говорили, зажиточными.
Те, кто помнит времена расцвета местного промыслового флота, могут подтвердить, что вернувшиеся из рейса «мореманы» гуляли с размахом. Особым шиком, например, считалось заказать сразу два такси. В одной машине ехал сам моряк, а в другой - его фуражка.
Местные рестораны - «Атлантика», «Орбита», «Алые паруса», «Ольштын» и другие - специально готовились к прибытию судов, экипажи которых закатывали немыслимые пиры.
Но это лишь вершина айсберга, которую видели все. Скрытой для многих был тяжёлый, зачастую опасный труд. Например, 26 апреля 1966 г. «Калининградская правда» выпустила заметку о том, как помощник гарпунера судна китобойной флотилии «Юрий Долгорукий» Сергей Мисечко случайно упал с палубы в море, оседлав (разумеется, не специально!) раненого кита. Гигант наездника сбросил, но товарищи, хоть и не без труда, сумели поднять бедолагу на борт. Все остались живы. Кроме, конечно, кита.
Ветеран китобойного флота Вячеслав Дмитриевич Соловьёв даёт интервью участникам проекта
Спутник - тревога за близких
Не легче было и родным калининградских китобоев. Их постоянно сопровождала тревога за своих близких. Ключевой эпизод фильма - разговор китобоя с женой (этот фрагмент снят на основе повести калининградского писателя Юрия Иванова «Рейс туда и обратно». - Прим. авт.). Он говорит, что скоро уйдёт в очередной рейс. И эта новость расстраивает супругу. Она признаётся, что устала бояться, что есть масса нереализованных планов. И в конце концов - сколько можно? На наших глазах разворачивается настоящая семейная драма.
Съёмочный процесс, как рассказал Сергей, шёл непросто. Самодеятельным артистам ведь нужно учиться, далеко не все могли проводить много времени на съёмочной площадке. Поэтому текучка была большая.
Но некоторые отработали, что называется, «от и до». Среди последних - Лолита Кравченко, которая участвовала во многих проектах общественной организации, а конкретно в этом фильме играет ту самую жену китобоя, которую расстроило известие об очередном рейсе мужа.
Лолита учится сейчас в 11-м классе и судьбу предполагает связать с журналистикой.
- В этом смысле участие в проекте для меня стало весьма полезным, - говорит девушка. - Я ведь не только была в кадре, я также брала интервью у китобоев, их родственников. Это бесценный опыт.
В рассказах людей, которые имели отношение к китобойному промыслу, на неё произвело впечатление то, как они справлялись с трудностями, помогая друг другу, как были единым целым. А ещё Лолита призналась, что участие в проекте заставило заинтересоваться историей своей семьи. Её предки- мужчины были военными и моряками, участвовали в Великой Отечественной войне.
Сцена с квартирой, где разыгрывается семейная драма, по словам режиссёра, снималась в «Доме китобоя», где достаточно скрупулёзно воссоздан быт тех времён. А советскую парикмахерскую «изображала»... современная парихмахерская, где самодеятельным актрисам завивали кудри с помощью винтажных бигуди.
В качестве одного из консультантов фильма выступила Галина Андревна Симкина - супруга известного калининградского поэта, уже ушедшего от нас, Сэма Симкина.
- Мне кажется, - говорит Галина Андреевна, - им удалось передать дух того времени. Воссоздать ту атмосферу дружбы, коллективизма и какого-то, несмотря на трудности быта, общего спокойствия. И у меня сложилось стойкое впечатление, что им было интересно то, как мы жили.
Участники проекта пытались больше узнать о китобоях, изучая подшивки старых газет
(фото из архива Виктории Осипенко)
Справка «СК»
Калининградскую китобойную флотилию образовали в 1960 году. Более десятка лет эта «эскадра», флагманом которой была плавбаза «Юрий Долгорукий», вела промысел китов в Южной Атлантике (в частности, у берегов Антарктиды), пока не была расформирована из-за того, что СССР подписал конвенции, ограничивающие охоту на этих морских животных.
По словам историка, доцента БФУ им. И. Канта Дмитрия Манкевича, советские китобои добыли 140-160 тысяч китов. На калининградских моряков приходится около 50 тысяч.
Читайте также «Почему в СССР сделали ставку на добычу китов» и «Китобойный промысел был дуэлью со стихией»