Шаакен - почти круглый, а Рагнит, наоборот, квадратный. Если посмотреть на него сверху, он похож на большой сундук или чемодан, который какой-то чудак-великан поставил на полянку, окружённую советскими хрущёвками.
Образ великана здесь возник не случайно. Согласно древней легенде, которую можно прочитать в книге калининградского писателя Вадима Храппы «Страна аистов», прилетевшие с далёкой звезды великаны построили в незапамятные времена крепость Рагайна, ставшую впоследствии оплотом прусского племени скаловов.
Причём помогали им не только массивные стены. Средневековый хронист Пётр из Дусбурга в своей «Хронике земли Прусской» рассказывает легенду (или быль?) о том, что за девять лет до прихода Тевтонского ордена на эти земли замок скаловов осадили другие враги. Они не смогли взять замок приступом, поэтому решили сделать это измором.
Но время шло, у осаждающих стали иссякать силы и еда, а скаловы не сдавались. В конце концов захватчики не выдержали и поинтересовались у защитников крепости: чем они держатся? И те ответили: «Рыбой». Оказывается, посреди замка был пруд, в котором в изобилии водилось много чего съедобного.
Продолжать осаду в такой ситуации не имело смысла, поэтому изголодавшиеся пришельцы предпочли поскорей убраться восвояси.
Евгений Гульник: «Каждый год мы отмечаем увеличение потока туристов примерно на три тысячи человек»
Простор для фантазии
Интересно, что хронист, в отличие от Вадима Храппы, не приводит название этой чудесной крепости. И никак не поясняет, что с ней случилось, когда и кем она была взята. И была ли? Он только отмечает, что в пруду, о котором идёт речь, никакой рыбы нет. Одни лягушки.
И ещё он отмечает, что располагалась эта крепость недалеко от другого прусского замка - Раганиты. И его судьба (весьма незавидная) описана им живо и подробно.
Примерно в 1277 году тысяча рыцарей, «все ведающих в штурме укреплений», внезапно подступили к замку и бросились на его стены. Скаловы попытались совершить ответную вылазку, но были остановлены градом стрел, что позволило штурмующим преодолеть сопротивление
«Итак, - пишет Пётр из Дусбурга. - Когда они (рыцари. - Прим. авт.) стремительно ворвались, одни - через стены, другие - через ворота замка, всё то множество язычников, которых в замке было больше, чем людей в войске братьев, они предали мечу, а женщин и детей с огромной прочей добычей забрали с собой. После этого они сожгли замок и его предместье и прочие строения, находившиеся поблизости».
Кто знает, может, хронист что-то напутал и на самом деле Рагайна и Раганита - это один и тот же замок? Кстати, другой хронист - Николай фон Ерошин - применительно к последней крепости использует разные названия: Ragnitin, Ragite, Ragnite, Ragnit.
В общем, полной ясности в этом вопросе, похоже, нет, что даёт определённый простор для фантазий и интерпретаций.
Туристический сезон - не повод прекращать восстановительные работы
Полностью восстанавливать замок пока не планируется. Это дорого и сложно
Второе рождение
Но что нам более-менее известно, так это то, что в 1289 году ландмейстер Пруссии Майнхарт фон Кферфурт построил на месте прусской Раганиты новую крепость - Ландесхут. Но название это не прижилось, поэтому через некоторое время решено было вернуть старое - Раганита, которое постепенно преобразовалось в онемеченное - Рагнит.
Замок стоял на важном участке, прикрывая земли Ордена от набегов литовцев. Много раз он подвергался атакам, горел, но всякий раз вставал из пепла.
В конце XIV века Орденом было принято решение о строительстве каменной крепости. И дело тут не только в том, что рыцарям надоело латать старую деревянную. Просто после того, как в 1385 году литовский великий князь Ягайло женился на польской королеве Ядвиге, тевтонам стали противостоять два сильных государства. А раз так, то замок должен быть на порядок мощнее.
«К строительству Рагнита подготовились хорошо. Здесь работал знаменитый архитектор Николаус Фелленштайн из Кобленца, который возводил крепость в Тильзите и других местах, - писал в посвящённой местным замкам книге известный краевед Анатолий Бахтин. - Были подготовлены мастерские и склады, построено жильё для прибывших каменщиков, плотников и других специалистов. Из документов ордена следует, что на строительстве было занято до 30 мастеров различных специальностей. В 1403 году здесь работали мастера из Данцига, Эльбинга, Бранденбурга, Грауденца, Торна, Кульма, Мариенбурга, Бальги и даже из Померании. На вспомогательные работы из Самбии было затребовано 1 200 человек, а жившие в округе скаловы за приличные деньги выполняли подсобные и извозные работы».
Новый замок, как бы сейчас сказали, «был принят в эксплуатацию» в 1409 году. Работы принимал сам великий магистр Ульрих фон Юнгингенн.
За свою долгую жизнь замок много чего повидал. Практически ни одна война, что велась на этой земле, не обошла его стороной. И шведы его занимали, и русские войска, и французские.
«В 1829 году старинная крепость Рагнит потеряла оборонительное значение. Она была переоборудована под судебное учреждение и тюрьму. И если во время владычества Ордена Рагнит был центром комтурея, расположенного по обоим берегам Мемеля, то потом он превратился в центр небольшого административного района, а позже вошёл в состав Тильзитского округа», - отмечают краеведы Алексей Губин и Виктор Строкин в своей книге про замки.
Железная конструкция и подсветка подчёркивают объём и форму замка (макет)
Расчистить авгиевы конюшни
Что касается послевоенной судьбы замка, то поначалу она была незавидна. Неплохо в целом сохранившийся, он быстро превратился сначала в каменоломню, а потом во что-то напоминающее свалку.
Помнится автор этих строк, приехав в Неман в 2009 году, нашёл замок в крайне печальном состоянии. Поразило даже не столько степень разрушения, сколько обилие мусора. Зловонные горы поднимались едва ли не выше древних стен. Казалось, это конец. Никто никогда это не разгребёт, и овеянная легендами крепость просто сгниёт в нечистотах.
К счастью, я ошибся. Через тринадцать лет, в 2022 году, передо мной предстала другая картина. Руины выглядели чистыми, опрятными и оттого весьма привлекательными. Туристы просто стояли в очереди на экскурсию.
Перемены произошли потому, что принадлежащий РПЦ замок взял в аренду местный предприниматель Иван Артюх.
- Были вывезены горы мусора, удалена растительность, расчищены подвалы, замощён внутренний двор, обустроена входная группа и многое другое, - рассказывал тогда коммерческий директор ООО «Мануфактура старого пасечника» Евгений Гульник.
Как писала «Страна Калининград», компания получила льготный кредит из регионального бюджета на дальнейшие работы в замке - 300 миллионов рублей.
Говоря официальным языком, на эти средства будет проведено приспособление руин под современное использование.
Металлический конструктор
Приехав в замок на прошлой неделе, корреспонденты «СК» убедились, что работы идут полным ходом. При этом не ослабевает и туристический поток. Даже несмотря на то, что на территорию замка можно войти только в каске.
- В среднем у нас идёт рост на три тысячи человек в год, - говорит Евгений Гульник. - В основном это гости из большой России, много людей из столиц - Москвы и Санкт-Петербурга.
Полностью восстанавливать замок пока не планируется. Это дорого и сложно. Причём не только с финансовой и технической точки зрения.
- Разумеется, мы хотели бы воссоздать замок, но делать это можно, опираясь только на фотографии, а это самое раннее XIX век, когда замок был тюрьмой, - объясняет Евгений. - Поэтому металическая конструкция, которую мы монтируем, это своего рода компромиссный вариант, с помощью которого даётся представление о том, каким был замок изначально. И если вдруг произойдут какие-то изменения в плане условий восстановления или в плане финансирования, этот проект всегда можно доделать. По сути, это конструктор, который можно разобрать и собрать.
Средневековый рынок
Сроки установки этих конструкций, как рассказал коммерческий директор, зависят от многих факторов - в частности, погодных, и того, насколько плотным будет график экскурсий.
Но, как бы то ни было, к началу следующего туристического сезона предполагается разместить в замке небольшой музей, который сейчас «квартируется» в здании ресторана при сыроварне, и открыть ресторанчик со средневековой тематикой. Есть идея обустроить мастерскую по производству книг по старинным технологиям. Причём посетители сами смогут принять участие в этой «издательской деятельности». Например, изготовить бумагу. То есть это будет своего рода экскурсия-мастер класс.
А ещё планируется устроить музей средневековой торговли.
- Это видится как обычный средневековый рынок с товарами, которые тогда продавали, начиная от русской пушнины и заканчивая экзотическими специями, - рассказал Евгений, добавив, что акцент предполагается сделать на контактах с Русью, в частности, с Великим Новгородом.
Не так давно были расчищены весьма обширные подвалы замка, и арендаторы думают, как их использовать. Не исключено, что в одном из помещений разместят хранилище сидра. Но что будет точно, так это смотровая площадка, подняться на которую посетители смогут на лифте. Шахта готова.
Отвечая на вопрос о том, не видят ли арендаторы Рагнита конкурентов в других возрождающихся местных замках - Тапиау, Нойхаузене, Прейсиш-Эйлау и так далее, Евгений ответил, что все вместе эти замки смогут полнее отразить насыщенную средневековую историю региона и, как следствие, повысить его туристическую привлекательность. А вот «внутреннее наполнение» каждого замка - это
поле для конкуренции.
- Если говорить о Рагните, то в первую очередь нужно отметить, что здесь сохранилась цитадель - самое главное сооружение, сердце замка, - подчёркивает Евгений. - И это дорогого стоит!
И от себя хочется добавить, что это сердце начинает по-тихоньку биться. Реанимация сработала. И впереди, надеемся, долгая, счастливая жизнь.
Время и люди не пощадили Рагнит, но у него есть надежда на новую жизнь, руины будут приспособлены под современное использование
фото Ксении Асатуровой и предоставлено арендатором
Кино и замок
В советское время и не только Рагнит пользовался повышенной популярностью у кинематографистов. И эта любовь дорого ему стоила.
В 1976 году Алексей Герман использовал его для съёмок фильма «Двадцать дней без войны». Это кино, в котором одни из своих лучших ролей сыграли Юрий Никулин и Людмила Гурченко, по праву считается шедевром. Жалко только, что ради длящейся всего несколько секунд сцены пришлось пожертвовать внутренней стеной.
Не прошло бесследным для Рагнита и съёмки фильма «Солдат и Слон» (режиссёр Дмитрий Кесаянц, в главной роли - Фрунзик Мкртчян). Для того чтобы доставить огромное животное, в замок даже проложили рельсы, которые до сих пор можно увидеть во внутреннем дворе крепости.
- Именно тогда и был разрушен воротный коридор, - предполагает Евгений Гульник. - Попытались слона завезти на тележке, а голова не прошла. Поэтому, видимо, проход разобрали. Сейчас он уже восстановлен.
В 1995 году Рагнит стал съёмочной площадкой для картины «Я - русский солдат» (режиссёр Андрей Малюков), рассказывающей об обороне Брестской крепости. Обошлось без сильного ущерба, кроме, пожалуй, закопчённых стен.
О других замках читайте :
Символом замка Лабиау стал рыцарь
Замку Вальдау пророчат славу Голливуда
Шаакен: тайны круглой крепости
Еще больше информации о Калининграде и калининградцах в Telegram Страна Калининград подписывайтесь!