Больше шести лет прошло с Чемпионата мира по футболу-2018, в преддверии которого переделали хрущёвки на Ленинском проспекте Калининграда.
Однако споры относительно того, насколько уместны там все эти ганзейские завитушки, не утихают. Кому-то результат пришёлся по душе, кому-то - нет. Но мало у кого есть сомнения в том, что подобного рода способ реновации является значимым этапом в формировании облика города.
По заветам Хоппа
Не так давно в Калининграде появились примеры другого подхода - когда старые советские пятиэтажки декорируют клинкерным кирпичом, делая их похожими на дома, построенные в Кёнигсберге в 20-30-х годах. Таким образом преобразились невзрачные постройки на проспекте Мира, 46-48, и на Театральной, 36-42. В первом случае использован в основном светлый клинкерный кирпич, во втором - красный.
Концепцию разработал известный калининградский архитектор Артур Сарниц, который, помимо всего прочего, является автором самого яркого проекта облачения хрущёвки в «ганзейские кружева». Преображение дома на Ленинском проспекте, 2-4, многие считают удачным. И вот, такой резкий поворот в творчестве: от изящного XIX века к прагматичному, но элегантному ар-деко начала XX-го. По словам Сарница, на сей раз он вдохновлялся работами знаменитого немецкого архитектора Ханнса Хоппа. В частности, его Домом техники, где нынче ТЦ «Эпицентр».
Обновлением зданий занималось ООО «Террастрой». Стоимость контракта по дому на проспекте Мира, 46-48, - около 25 миллионов рублей. Надо полагать, примерно во столько же обошлось и преображение здания на Театральной, 36-42. Преображение здания на Театральной , как рассказали в прессе-службе местного Фонда капремонта, обошлось в 53 303 191 рублей. Сюда входят капитальный ремонт крыши, фасада, устройство архитектурно-художественной подсветки, системы видеонаблюдения и аншлагов на доме. Работы , как подчеркнули в фонде, проводятся при поддержке областного бюджета.
Здание на ул. Театральной стилизовано под Кёнигсберг 20-30-х годов прошлого века
На оригинальных балконах будут располагаться цветочницы
Писатель и культуролог Александр Попадин считает, что в принципе у Сарница снова вышло в целом неплохо. Но есть, по его словам, и промашка:
- Наверху здания - своего рода плашка с барельефчиком, - обратил внимание Попадин. - Сама идея правильная. Примерно такая же плашка украшает бывший почтамт у Южного вокзала. Но, если мы имитируем построенное в стиле ар-деко здание, мы не можем использовать такой орнамент, какой предложен сейчас (там мы видим солнце и что-то, напоминающее волны и облака. - Прим. авт. ). В те времена любили изображать пролетариат. То, чего в советское время мы немного переели, тогда было свежим веянием. Логика такая: сколько можно бюргеров рисовать или разных зевсов? Давайте-ка лучше наших рабочих изобразим!
Кстати, в упомянутом угловом панно, что на здании бывшего почтамта Кёнигсберга (улица Железнодорожная, 29-31. – Прим. авт.), мы можем видеть нелёгкие будни почтальона.
Архитектор Олег Васютин отметил, что от «ганзейской» части Ленинского проспекта есть ощущение неправды. Во-первых, потому что исторически подобного рода фасады выходили на воду, а на Ленпроспекте её нет. Во-вторых, ганзейские города были небольшими, с узкими улочками, а тут - широкая магистраль. Поэтому «всё очень плохо и нескладно».
- А в случае с оформлением дома на Театральной - другая ситуация, - полагает Васютин. - Ведь по большому счёту хрущёвки построены по принципу функционализма, предтечей которого является в том числе и ар-деко. Хотя в данном случае это скорее переход от ар-деко к характерному для Кёнигсберга кирпичному экспрессионизму. Но в любом случае преемственность налицо. Все логично и профессионально.
Но, несмотря на то, что апгрейд здания на Театральной получился, множить эти примеры Олег Васютин не видит смысла:
- Пусть это останется некой изюминкой нашего города .
По мнению архитектора, одним декорированием проблему хрущёвок не решить.
- Тут вопрос даже не в эстетике, просто есть предел прочности материалов, существует усталость металла, бетона и так далее. И, конечно, лучше эти хрущёвки сносить и строить новые здание по другим художественным принципам, - уверен Олег Иванович.
Вертикальное озеленение
Собственно, Артур Сарниц думает так же:
- Это большая и сложная работа. Спроектировать и построить новый дом - легче. Я рад, что удалось перелицевать унылые хрущёвки, сделать их более интересными. Это, безусловно, победа, но всё же речь идёт о временном решении. Сами понимаете, домам больше 50 лет …
Многие обращают внимание на балконы необычной формы, которые появились на преображённых зданиях на проспекте Мира и на Театральной. Как сообщается в Телеграм-канале регионального Фонда капремонта, ограждения для этих балконов должны стать основой для «вертикального озеленения»: «На каждом этаже будет располагаться цветочница. Мы натянем вертикальные тросы и сформируем зелёную стену», - сообщили в фонде.
Но тут многое зависит от жильцов. Если они захотят, дом может стать ещё красивее.
На проспекте Мира хрущёвка с эффектным фронтоном облицована светлой плиткой
Похоже на тенденцию
Важно отметить, что региональным первопроходцем в плане преображения хрущёвок в здания стиля ар-деко (или кирпичного экспрессионизма) стал Советск. Там ещё пару лет назад таким образом были обновлены несколько домов. В частности, здание на улице Ломоносова.
Что касается Калининграда, то экспериментирует с этим материалом не только Артур Сарниц. Недавно расположенный по адресу: ул. Дмитрия Донского, 3А-3В, советский дом оделся в клинкер. Архитектурное решение разработал бывший советник губернатора по архитектуре Вячеслав Генне.
В общем, тенденция налицо. Посмотрим, что из этого выйдет.
Старый советский дом на ул. Дмитрия Донского декорирован в русле наметившейся тенденции