или Зарегистрироваться
Наш край
1797
0
13 сентября 2024

Три болевые точки проспекта Победы

Один из самых эффектных районов Калининграда потерял оригинальное «баухаусное» здание, скоро может лишиться ещё двух «изюминок» 
Проспект Победы, бывшая Лавскер-аллее, - это своеобразный магнит для приезжающих в Калининград туристов. Их влечёт туда (особенно в ту часть, что относится к бывшей колонии вилл Амалиенау. - Прим. авт.) в любое время года и в любую погоду. Однако это удивительное, сумевшее сохранить дух старого города-сада, место не становится богаче в плане исторических достопримечательностей. Напротив, беднеет. Что-то уже потеряно безвозвратно, что-то с большой долей вероятности исчезнет в ближайшее время. Обратим внимание на три болевые точки.

Деревянный и почти обречённый

Недавно на сайте областного правительства был опубликован документ о том, что министерство градостроительной политики готовит изменения в Правила землепользования и застройки Калининграда.

Речь идёт о конкретном участке с кадастровым номером 39:15:111008:477. Его планируется перевести в зону с индексом «Ж2». Это означает, что теперь на этом месте можно будет построить 8-этажное здание. А сейчас разрешено лишь 4-этажное. Как говорится, почувствуйте разницу!

Что это за участок? Он находится возле Центрального парка - на проспекте Победы, 8. Сейчас там - небольшое,но  в определённом смысле уникальное здание, поскольку оно наполовину деревянное. Или обшитое деревом. Иногда можно прочитать, что это единственный такой дом в Калининграде, но подобного рода утверждения представляются всё же излишне смелыми. Автор этих строк знает как минимум  пару похожих домов, стоящих на ул. Чехова.

Но то, что деревянные дома для нашего города - большая редкость, - неоспоримый факт. При этом никаким охранным статусом особнячок на проспекте Победы не обладает. А раз так, то судьба его, можно сказать, предрешена.

«По данным ЕГРН, собственник здания и участка - Наталья Мазилкина. По данным сервиса проверки контрагентов Rusprofile, она является президентом и единственным учредителем калининградской компании «Миранд групп», которая в прошлом году получила разрешение на строительство трёх девятиэтажных домов на ул. Александра Невского в областном центре», - пишет «РБК- Калининград».

На прошлой неделе дом этот был огорожен со всех сторон проволокой. Протягивающий ограждение рабочий сообщил, что скоро здесь начнут строить отель. Судя по всему, это правда. И, надо полагать, отель  будет восьмиэтажным. Иначе зачем вносить изменения в Правила землепользования и застройки?

Насколько уместна такая громадина на этом месте - вопрос риторический. Напомним, что бывший элитный район Кёнигсберга, который начинался как колония вилл Амалиенау, строился по определённым, весьма строгим правилам, которые  ввели специально для этого предместья. В скученном, по сути, ещё средневековом Кёнигсберге, где дома стояли вплотную друг к другу, в начале XX века стало неуютно жить. Вот горожане в какой-то момент и решили вырваться за пределы давно ставших ненужными городских стен и вдохнуть полной грудью.

Виллы разрешалось строить не ближе 30-35 метров друг от друга. Это для того, чтобы было место для растений. Высота зданий - не выше двух этажей. Плюс мансарда. Улицы не должны пересекаться под прямым углом. Словом, создавалась среда, которая являлась полной противоположностью многолюдному и хаотично застроенному мегаполису.

Заложенные проектировщиками основы, по сути, не менялись и в советское время. Именно поэтому район стал таким притягательным - как для местных жителей, так и для гостей нашего города. А тут - бац - и восемь этажей!

В вышеупомянутом документе отмечается, что переводом участка в зону, где разрешено строительство 8-этажных зданий, Правила землепользования и застройки приводятся  в соответствие с Генпланом. То есть с  точки зрения закона здесь всё нормально, не подкопаешься. А вот с точки зрения здравого смысла…

Впрочем, кто знает, может,  инвестор пожалеет редкий для нашего города деревянный дом, а если и снесёт его, то построит на его месте что-нибудь компактное. Давайте, как говорится, надеяться на лучшее. Что ещё остаётся?

08-photo_2024-09-06_16-04-27.jpg
Наполовину деревянный дом на проспекте Победы, 8, - совсем не архитектурный шедевр, но терять его всё равно жалко

08-photo_2024-09-06_16-45-06.jpg
На месте старого дома власти собираются разрешить строить 8-этажное здание 
  

Реконструкция? Реконструкция!

Примечательно, что рядом с деревянным домом на проспекте Победы, 8, недавно стояло ещё одно любопытное здание, построенное по канонам школы «Баухаус». Его современный адрес: ул. Марины Расковой, 10, - это прямо на пересечении с проспектом Победы.

До войны это был жилой дом, после - поликлиника. В сентябре 2020 года её закрыли из-за аварийного состояния. А месяц спустя глава АО «Корпорации развития Калининградской области» Андрей Толмачёв озвучил планы снести здание и построить на его месте дом на 36 квартир с помещениями для амбулаторного медучреждения.

Многим калининградцам это не понравилось. Разразился скандал. В частности, во время обсуждения в региональной Общественной палате выяснилось, что год назад поликлинику... газифицировали. Зачем это делать, если здание аварийное? Или тогда оно таким не было? В итоге приняли решение провести реконструкцию, вернув  поликлинику.

И всё бы ничего, но когда осенью прошлого года эта реконструкция началась, разразился новый скандал. Здание фактически разобрали, а на его месте началось строительство нового.

Ситуацию вынужден был прокомментировать на своей странице ВКонтакте тогда губернатор области Антон Алиханов. «Проект реконструкции был публичным.  Здание аварийное, его разбирают и строят на старых фундаментах, плюс расширение под поликлинические нужды. Внешний вид повторяет старое здание», - написал он,  ещё раз подчеркнув, что это именно реконструкция.

Проект давно опубликован. Новая поликлиника действительно будет напоминать старую, но говорить о школе «Баухаус», конечно, уже не приходится.  Если в двух словах, её правила сводятся к тому, что внешний вид строения должен определяться его функцией. Отсюда почти предельная лаконичность и утилитарность.

Стоит отметить, что Кёнигсберг оставил Калининграду богатое «баухаусное» наследие. Главным образом это произведения Ханнса Хоппа (1890 - 1971). Характерные для этой архитектурной школы элементы хорошо просматриваются в «Доме техники» (ныне «Эпицентр»). Наиболее ярко они проявились в Ремесленном училище для девушек (Дом офицеров на ул. Кирова) и «Парк-отеле» (офисное здание на ул. Сергеева, 2). Также прекрасный образец баухауса -  здание областной научной библиотеки на проспекте Мира. Оно было построено архитектором Робертом Либенталем в 1929-1930 годах как Государственный архив.

Все эти здания находятся под охраной государства. А вот поликлиника на Расковой не находилась… В итоге Калининград,  а вместе с ним и мы с вами стали беднее. Раньше туристы из Израиля, увидев поликлинику на Расковой, удивлялись: «Надо же, прямо как у нас в Тель-Авиве!» (этот город является своего рода столицей архитектурной школы «Баухаус». - Прим. авт.). Теперь уже не будут удивляться, каким бы красивым не получилось новое здание.

08-photo_2024-09-06_16-04-24.jpg
На месте старого «баухаусного» здания на ул. Марины Расковой, 10, строится новая поликлиника. Удивительным образом снесённый ради реконструкции дом не был наделён государством охранным статусом

  

Спасти бы виллу «Эдит»

Но этим потери в районе проспекта Победы не ограничиваются. В самом его конце, далеко за пределами Амалиенау, на выезде из города  стоит покинутый людьми немецкий особнячок.  Есть версия, что это та самая  вилла «Эдит», описанная в повести Марка Баринова, которая так и называется «Вилла Эдит».

В 1957 году в областном драмтеатре с большим успехом состоялась премьера поставленного по этому произведению спектакля. Однако словосочетание «большой успех» вряд ли в полной мере отражает тот фурор, который вызвала постановка. В известном смысле она  стала частью местной мифологии, вошла в городской фольклор. Поиск спрятанных сокровищ, таинственные подземелья - этим жил послевоенный Калининград.

Десять сезонов подряд шла пьеса нашем театре. Далеко не все критики были от неё в восторге, некоторые находили её слабой, сырой. Писались разгромные рецензии. А народ на спектакль валом валил. Впрочем, со временем ажиотаж сошёл на нет. И это понятно, поколение первых переселенцев стало постепенно уходить . А вместе с ним и рождённые в 40-50-е годы мифы о несметных сокровищах подземного Кёнигсберга. Возможно поэтому представленная несколько лет назад в драмтеатре новая версия спектакля, мягко говоря, событием не стала.

Давно заросла народная тропа и к скромному немецкому домику на проспекте Победы, 180. Поначалу, на пике популярности книги и спектакля, было просто паломничество какое-то. Люди не только приходили посмотреть на знаменитую виллу. Некоторые пытались отыскать тот самый подземный  ход,  где разворачиваются описанные в повести драматические события.  Найти, однако, ничего не удалось. И, возможно, вовсе не потому, что этот ход был всего лишь плодом воображения писателя. Не исключено, что  просто вилла не та. Как говорят старожилы этого района Калининграда, раньше в конце проспекта Победы стояло несколько похожих друг на друга вилл. До наших дней дожила лишь одна. И не факт, что это та самая «Эдит».

Впрочем, если вдуматься, это не так уж и важно. По большому счёту, повесть не про подземные  ходы и спрятанные  ценности. Вернее, не только про это. В ней зашифрован некий код послевоенного Калининграда. Именно поэтому  книга нашла такой отклик в сердцах земляков, а вилла -  всего лишь один из символов тех далёких, почти былинных времён.

Дом был признан аварийным около десяти лет назад. Но люди там жили буквально до последнего времени. Сейчас уже не живут. Покинутая людьми вилла приходит в запустение. Подвал затоплен, двор зарос кустарниками и травой. Смотреть на это грустно. Кажется, это не вилла «Эдит» умирает,  а  умирает мечта, сказка. Рвутся нити, связывающие нас с прошлым.

Судьба этого дома неизвестна. Планы по его сносу пока не озвучены, но с юридической точки зрения препятствий этому нет, ведь он не является объектом культурного наследия и вносить его в охранный список не планируется.

Позиция руководителя региональной Службы госохраны памятников Евгения Маслова известна. Ещё в 2022 году, комментируя ситуацию «Калининград. ru», он высказался в несколько ироническом ключе: «Никаких признаков памятника у него (у дома на проспекте Победы, 180. - Прим. авт.) нет. У нас сотни таких зданий. Вообще признание на основе художественного вымысла - это даже несколько оскорбляет сам статус объекта культурного наследия. Так можно и Луну признать памятником. Её тоже многие поэты воспевали».

Наверное, определённая логика в такой постановке вопроса есть, но представляется, что, если бы вилла стояла не в конце, а в начале проспекта Победы -  там, куда  стекаются туристические потоки, у неё было бы больше шансов получить охранный статус. И вовсе не из-за связи с книгой Баринова. Просто это действительно эффектный дом, построенный, судя по всему, в начале XX века. Там, кстати, сохранились родные перила и решётки на лестнице, прекрасная и тоже, судя по всему, оригинальная дверь. Жалко это терять...

Но, будем опять же оптимистами. Не исключено, что найдётся неравнодушный человек с деньгами, выкупит виллу и приведёт её в порядок. И неважно, сам он будет  в ней жить или сделает из неё музей. Главное - дорогой для многих земляков символ сохранится. А значит, не будет прервана связь времен. «Страна Калининград» проследит за развитием ситуации. 

 08-photo_2024-09-06_16-04-22.jpg
К сожалению, в вилле «Эдит» сейчас царит «мерзость запустения». Судьба здания на проспекте Победы, 180, пока неизвестна

08-photo_2024-09-06_16-42-27.jpg
08-photo_2024-09-06_16-55-49.jpg
Внутри обветшавшей виллы сохранились родные перила и решётки на лестницах. А какие оригинальные здесь окна! 

Еще больше информации о Калининграде и калининградцах в Telegram Страна Калининград  подписывайтесь!

фото Александра Мелехова, автора и из архива «СК»

поделиться
опрос 14 ноября 2024

Красная икра за год подорожала в два раза. Вы будете покупать этот деликатес на новогодний стол?

53