Наш край
22 марта 2024

Под ногами - мамонты и древние моллюски

Что можно сегодня найти на побережье Балтики
На этой неделе, 22 марта, мы отмечаем День Балтийского моря.
Накануне праздника журналисты «Страны Калининград» выяснили у палеонтолога, что сегодня можно найти во время прогулки по нашему побережью. А еще узнали, как в новом корпусе «Планета Океан» будет выглядеть лаборатория, посвященная Балтике.

Сотни миллионов лет назад

Череп бизона, зубы и бивни мамонта, позвонок шерстистого носорога – я держу увесистые окаменелости в руках и представляю, что когда-то эти древние животные обитали на
территории современной Калининградской области. Еще до и во время Ледникового периода, когда климат тут был совсем другой, да и ландшафт выглядел иначе (например, Балтийского моря еще не было, ведь ему всего 11–12 тысяч лет). Все это богатство – часть коллекции калининградского палеонтолога Эдуарда Мычко, к. г.-м. н., старшего научного  сотрудника Института океанологии им.  П. П. Ширшова РАН и музея-заповедника «Музей Мирового океана».
– Кость мамонта, например, я нашел на песчано-гравийных карьерах под Талпаками, – рассказывает ученый. – Строек у нас много, песок нужен везде – и подобных мест по области много. Иногда какие-то находки нам передают местные работники, но чаще всего что-то непонятное просто выкидывают, так что лучше выезжать самому.
За несколько лет Эдуарду Мычко удалось собрать много экспонатов, среди которых, помимо остатков животных, есть отпечатки древних растений, следы волновой ряби древнего океана на камне (им около 500 млн лет) и раковина головоногого моллюска, который вырастал в длину до 3 метров и жил около 430 млн лет назад.
– Это следы как животных и растений, которые когда-то жили именно на этой территории, так и тех, которых с собой принесли ледники. Среди уникальных и встречающихся редко – позвонки мозазавра и плезиозавра, крупных морских рептилий, которые исчезли вместе  с динозаврами около 65 миллионов лет назад, – делится палеонтолог.

11-DSC_4902-3.jpg
Кость мамонта Эдуарду Мычко передал сотрудник карьера в районе пос. Ушаково

История для внимательных

В Кёнигсберге, в Королевском замке, хранилась огромная коллекция геолого-палеонтологического института. Увы, она практически полностью утрачена. Во время войны в Берлин вывезли лишь часть янтаря, остальное закопали – небольшая часть позже была обнаружена и хранится в Историко-художественном музее, многое уничтожено в советское время. Так что ученые собирают все заново. Калининградцам, с одной стороны, повезло – на территории области находится единственное на всем побережье Балтики место, где на поверхность выходят коренные отложения с палеонтологическими окаменелостями. С другой стороны, это – Филинская бухта, которую сегодня активно застраивают.
Эдуард собирается сделать небольшой музей, а пока подробно описал находки на берегах Балтики в книге «Ископаемая летопись янтарного края» (12+). Иллюстрации и фото можно разглядывать часами, и это отличный повод внимательно смотреть под ноги во время прогулок на море – следы древнего мира мы встречаем постоянно, просто не узнаем.
– Много находок можно сделать не только в песчаных карьерах, но и на побережье, ведь отложения мелового периода вымываются и выходят на поверхность дна недалеко от берега, потом их течением выносит на песок. Проще всего, пожалуй, распознать окаменелые раковины моллюска белемнита – то, что в народе называют «чертов палец». Им примерно 70–80 миллионов лет, – говорит наш собеседник. – Если внимательно присматриваться к камням, то в них можно разглядеть отпечатки растений, створки раковин. Сейчас в холодной и слабосоленой Балтике фауна и флора бедные, ближе к озерной (этот водоем сформировался из ледникового озера). Разнообразие сюда приносит только с солеными водами из Северного моря, но это происходит редко, раз в 10–15 лет. А когда-то, еще до Балтийского моря, на этой территории был Датско-Польский пролив, мелкий и теплый, где жили акулы и другая живность — их следы сохранились.

Янтарь и рыбы

Узнать многое о родном Балтийском море скоро калининградцы смогут в одноименной экспозиции-«лаборатории» нового корпуса «Планета Океан». Как рассказала «СК» ее куратор,  старший научный сотрудник музея, к. г. н. Ольга Виноградова, там будут представлены итоги научных исследований за несколько десятилетий. Они расскажут о прошлом, настоящем и будущем Балтики. Гости смогут почувствовать себя исследователями: например, рассмотреть под микроскопом песчинки и увидеть, что наши прекрасные пляжи состоят не только из кварца, в состав  балтийского песка входят даже драгоценные камни.
– Украсит лабораторию уникальная коллекция инклюзов —в фондах музея их более пяти тысяч. Она интересна и с научной точки зрения: например, в прошлом году наши инклюзы помогли открыть новый вид муравья возрастом 37 миллионов лет, – сообщила Ольга Виноградова.
Представят гостям и живые «экспонаты»: в аквариумах будут жить традиционные обитатели Балтики, Куршского залива и Преголи.