По народным преданиям
17 февраля 1370 года он сумел изменить ход битвы с литовцами при Рудау (ныне поселок Мельниково Зеленоградского района). В момент, когда отряды князей Ольгерда и Кейстута (Кейстутаса) стали теснить войска Ордена, простой сапожник из Кнайпхофа Ханс Заган подхватил упавшее знамя и повел за собой уже было павших духом рыцарей. За этот подвиг Загану даровали дворянский титул и право добавлять к фамилии приставку «фон». А еще, говорят, по просьбе Загана всех желающих ежегодно поили пивом в Королевском замке.Почти как в «Игре престолов»
Так Загана чествовали не зря. Победа под Рудау была для Ордена крайне важной. Как минимум, потому что ослабила одного из его главных противников – Литву. Истоки этого конфликта глубокие, и нюансов здесь масса. Отметим лишь, что, покорив земли пруссов, Орден не остановился, он продолжил двигаться дальше.Вот что писал средневековый хронист Петр из Дусбурга в своей знаменитой книге «Хроники земли Прусской»: «В год от Рождества Христова 1283, в то время, когда от начала войны с народом пруссов протекло уже 53 года и все народы в упомянутой земле были побеждены и уничтожены, так что не уцелело ни одного, который бы смиренно не склонил выю (шею. – Прим. авт.) свою пред священной Римской церковью, братья дома Тевтонского начали войну с тем народом, могучим и упрямым и закаленным в сражениях, который был ближайшим к земле Прусской и жил за рекой Мемелем в земле Литовской».
Трудности с продвижением на Восток у рыцарей обострились после 1316 года, когда князю Гедимину удалось объединить все литовские племена в единое государство, войска которого сумели нанести войскам Ордена ряд чувствительных поражений. В целом история взаимоотношений Ордена и Литвы сводится, по сути, к взаимным набегам. В 1341 году во время одного из сражений погиб Гедимин. Дело его продолжили сыновья: Ольгерд и Кейстут. Но борьба с рыцарями складывалась для них не очень удачно.
Вот что писал историк Сергей Соловьев в фундаментальном труде «История России с древнейших времен»: «В 1360 году Олгерд, Кейстут и сын последнего Патрикий сошлись с великим магистром на границах литовских: битва продолжалась целый день, и рыцари одержали победу. Напрасно Кейстут старался остановить бегущих и во-
зобновить битву: его свалили с коня …и отвезли в Мариенбург (ныне польский Мальборк. – Прим. авт.), столицу Ордена, и засадили в тесную тюрьму».
Дальше Соловьев пишет, что приставленный к важному пленнику слуга (по происхождению литвин) помог Кейстуту бежать. Тот добрался до своего зятя, князя Мазовецкого, и с его помощью сумел захватить у Ордена два замка. Но потом еще раз был взят в плен, но снова (!) бежал и начал готовиться ко вторжению в Пруссию. Прямо знаменитый сериал «Игра престолов»!
Удар копьем в лицо
В 1370 году в Пруссию вторглись два литовских войска. Одно – под предводительством Кейстута (Кейстутиса ), а другое – под командованием Ольгерда. Отряды первого подошли к Рудау с юга от Ортельсбурга (теперь польский Щитно. – Прим. авт.), а второго – по льду Куршского залива.Несмотря на то, что сражение называется «битва при Рудау», проходило оно фактически на поле между поселками Трансау (ныне Озерово) и Мюльзен (сейчас Холмы).
«Литовское войско значительно превышало орденское: приблизительно около 7 тысяч литвинов против 4 тысяч ополчения с орденскими рыцарями, – писал в книге «Замки и укрепления Немецкого ордена в северной части Восточной Пруссии» Анатолий Бахтин. – Левым крылом литвинов командовал Ольгерд, правым – Кейстутис. Орденские войска атаковали литвинов, завязался ожесточенный бой. К полудню ни одна из сторон не имела преимущества. После полудня Шиндекопф (маршал Ордена. – Прим. авт.) нанес главный удар по Ольгерду. Литовский князь, опасаясь за жизнь сына и племянника, отправил их в тыл. Его воины, приняв это за отступление, пали духом и после очередной атаки орденских рыцарей обратились в бегство.
Покончив с левым флангом, орденские войска разгромили и Кейстутиса. Во время атаки Шиндекопф был ранен копьем в лицо и на пути в Кёнигсберг умер под Кведнау (сейчас этот район в Калининграде называют Северной горой. – Прим. авт.), в трактире Матцкален». Анатолий Бахтин пишет, что литовские войска понесли значительные потери – до пяти тысяч человек. У Ордена также было много убитых. Кроме Хеннинга Шиндекопфа на поле боя пало 26 орденских рыцарей, в том числе комтур Бранденбурга Куно фон Хаттенштайн, а также 200 конных воинов и большое число ополченцев.
Удивительное соседство
Великий магистр Ордена Винрих фон Книпроде в честь павших при Рудау распорядился установить на поле боя – вроде как в том самом месте, где был смертельно ранен Шиндекопф – обелиск. Неоднократно обновленный в XIX веке (о чем свидетельствуют вынесенные на камне даты), он сохранился до наших дней. Увидеть его можно на сельском кладбище у поселка Озерово. Правда, сделать это непросто (во всяком случае сейчас), потому что погост находится посредине раскисшего поля. Даже джип, пожалуй, не сможет доехать. Придется идти по жиже около километра.Но игра стоит свеч. Добравшимся до нужного места открывается удивительная, возможно, несколько фантасмагорическая картина: древний памятник среди могил советского времени. Глядя на это удивительное соседство, начинаешь понимать, насколько сложна, многослойна и, не побоюсь этого слова, уникальна история земли, на которой мы живем.
Что касается состояния памятника павшим при Рудау, неплохо бы его опять обновить. Но он не объект культурного наследия, и пока, по словам руководителя региональной Службы госохраны памятников Евгения Маслова, придавать ему этот статус не планируется.
– Надо вначале разобраться с происхождением этого объекта. У нас уже были случаи, когда из-за благих немерений получались фальшивки, – прокомментировал он корреспонденту «Страны Калининград».
Хочется верить, что подтверждение подлинности памятника завершится до того момента, как он рухнет.
Памятник павшим в битве при Рудау стоит на деревенском кладбище среди могил советского времени
Кирха в поселке Мельниково Зеленоградского района (бывшем Рудау) впервые упоминалась в документах 1354 года. То есть за 16 лет до описанного в этой статье исторического сражения