В этом году композиции известного немецкого мастера Германа Тиле (1867–1930), украшающей набережную Верхнего пруда в Калининграде, исполнилось 110 лет.
Сначала пропали две скульптуры. Когда – неизвестно. В 1987 году исчезли две другие. Многие калининградцы подумали, что их забрали на реставрацию. Но время шло, а фигуры животных не возвращались. Внимание на это в августе 1988 года обратила популярная в те времена газета «Калининград-ский комсомолец», в которой вышел большой материал с комментариями деятелей культуры и чиновников. Первые, понятное дело, были возмущены. А вот вторые не увидели в случившемся большой трагедии.
На учете это произведение искусства нигде не стояло, охранным статусом не обладало. А раз так, то чего переживать-то? «Лично я считаю, ценности они (скульптуры. – Прим. авт.) не имели. Топорная работа. И еще неизвестно, что они символизировали», – высказался, например, один из руководителей Калининграда.
Журналисты отправились на эту базу и нашли не две, а все четыре фигуры. Оказывается, начальник управления механизации, заручившись поддержкой в нескольких высоких кабинетах, поручил демонтировать работы Тиле и отвезти их к новой бане. Зачем? Вроде как для сохранности. Так это или не так – история умалчивает. Но в сентябре того же года композиция (надо полагать, благодаря поднятому прессой шуму) вернулась на место.
Но это не самое страшное. Судя по всему, при транспортировке повредили каменное изваяние моржа, поскольку через некоторое время у него отвалилась голова.
Десять лет назад в «Калининградской правде» вышел материал, в котором местный энтузиаст Геннадий Семенов рассказал, что сначала он с друзьями самостоятельно приделал голову, но она через некоторое время опять отвалилась.
Тогда Семенов решил забрать голову себе и сохранить до лучших времен.
Они наступили в 2007 году. Во-первых, тогда композиции Германа Тиле получили наконец статус объекта культурного наследия, а во-вторых, власти приняли решение реставрировать морских животных. И Геннадий Семенов в торжественной обстановке передал хранившуюся у него голову моржа специалистам.
Реставрация проводилась в рамках масштабного строительства набережной Нижнего озера в 2009–2010 годах. Но и тут, как говорится, опять не слава богу. Променад-то сделали плюс-минус нормально, а вот скульптуры просто густо замазали штукатуркой. Словно шубы на них надели. Узнать в этих бесформенных тушах работы Тиле было решительно невозможно.
Пришлось звать на помощь специалистов из Санкт-Петербурга, чтобы они спасли местную достопримечательность. За отдельную плату, ра-
зумеется. Убрав толстый слой штукатурки, питерцы обнаружили под ней плесень и то, что головы у моржа и морской собаки не родные. Их изготовил кто-то другой. Сделал он это качественно, умело, но совершенно в отличной от оригинала манере.
Кто и когда заменил головы – неясно. Возможно, это было сделано еще до войны каким-то немецким мастером, не исключено, что произошло это уже после смерти Тиле в 1930 году. Но никто не может поручиться, что головы не изготовил какой-то советский скульптор. Никаких документов на этот счет найти пока не удалось.
В статье также говорится, что один из прохожих, заметив озабоченность реставраторов открывшимися фактами, подошел и сказал, что знает, где хранится настоящая голова моржа. И даже назвал точный адрес. Один из реставраторов отправился туда, но в квартире, где якобы хранился раритет, никого не оказалось. Тогда он направился в полицию, изложил там суть дела и попросил помощи. Стражи порядка вошли в положение, «пробили по базам» хозяина квартиры и выдали заявителю телефон… Геннадия Евгеньевича Семенова. Круг замкнулся.
В общем, загадку эту еще предстоит разгадать. Но в целом животные были приведены в порядок и расставлены так, как они стояли в самом начале. И сейчас композицию Тиле можно назвать одним из главных украшений Верхнего пруда. Да и, наверное, города в целом.
Исчезали парами
Все эти годы вокруг каменных моржа, морского слона, морского льва и морской собаки, которые олицетворяют четыре человеческих порока – чванство, зазнайство, высокомерие и тщеславие, происходили удивительные вещи, объединив которые вполне можно написать лихо закрученный детективный роман.Сначала пропали две скульптуры. Когда – неизвестно. В 1987 году исчезли две другие. Многие калининградцы подумали, что их забрали на реставрацию. Но время шло, а фигуры животных не возвращались. Внимание на это в августе 1988 года обратила популярная в те времена газета «Калининград-ский комсомолец», в которой вышел большой материал с комментариями деятелей культуры и чиновников. Первые, понятное дело, были возмущены. А вот вторые не увидели в случившемся большой трагедии.
На учете это произведение искусства нигде не стояло, охранным статусом не обладало. А раз так, то чего переживать-то? «Лично я считаю, ценности они (скульптуры. – Прим. авт.) не имели. Топорная работа. И еще неизвестно, что они символизировали», – высказался, например, один из руководителей Калининграда.
Хотели украсить баню
Но как бы то ни было, журналисты попросили своих читателей сообщить о том, что им известно – вдруг кто-то что-то видел. Через неделю в редакцию позвонил рабочий управления механизации объединения «Калининградстрой» и рассказал, что скульптуры находятся на базе отдыха этой организации – в поселке Логвино. Тогда это был Зеленоградский район, теперь городской округ.Журналисты отправились на эту базу и нашли не две, а все четыре фигуры. Оказывается, начальник управления механизации, заручившись поддержкой в нескольких высоких кабинетах, поручил демонтировать работы Тиле и отвезти их к новой бане. Зачем? Вроде как для сохранности. Так это или не так – история умалчивает. Но в сентябре того же года композиция (надо полагать, благодаря поднятому прессой шуму) вернулась на место.
Чужая голова
Правда, при этом животных зачем-то поменяли местами. Изначально порядок был такой: морской слон, морской лев, морж и морская собака. А после воз-вращения он стал следующий: морж, морская собака, морской лев и морской слон.Но это не самое страшное. Судя по всему, при транспортировке повредили каменное изваяние моржа, поскольку через некоторое время у него отвалилась голова.
Десять лет назад в «Калининградской правде» вышел материал, в котором местный энтузиаст Геннадий Семенов рассказал, что сначала он с друзьями самостоятельно приделал голову, но она через некоторое время опять отвалилась.
Тогда Семенов решил забрать голову себе и сохранить до лучших времен.
Они наступили в 2007 году. Во-первых, тогда композиции Германа Тиле получили наконец статус объекта культурного наследия, а во-вторых, власти приняли решение реставрировать морских животных. И Геннадий Семенов в торжественной обстановке передал хранившуюся у него голову моржа специалистам.
Реставрация проводилась в рамках масштабного строительства набережной Нижнего озера в 2009–2010 годах. Но и тут, как говорится, опять не слава богу. Променад-то сделали плюс-минус нормально, а вот скульптуры просто густо замазали штукатуркой. Словно шубы на них надели. Узнать в этих бесформенных тушах работы Тиле было решительно невозможно.
Пришлось звать на помощь специалистов из Санкт-Петербурга, чтобы они спасли местную достопримечательность. За отдельную плату, ра-
зумеется. Убрав толстый слой штукатурки, питерцы обнаружили под ней плесень и то, что головы у моржа и морской собаки не родные. Их изготовил кто-то другой. Сделал он это качественно, умело, но совершенно в отличной от оригинала манере.
Кто и когда заменил головы – неясно. Возможно, это было сделано еще до войны каким-то немецким мастером, не исключено, что произошло это уже после смерти Тиле в 1930 году. Но никто не может поручиться, что головы не изготовил какой-то советский скульптор. Никаких документов на этот счет найти пока не удалось.
Круг замкнулся
В упомянутом материале «Калининградской правды» Геннадий Семенов уверяет, что был на все сто уверен, что он хранит настоящую голову моржа, и удивляется, что это оказалось не так.В статье также говорится, что один из прохожих, заметив озабоченность реставраторов открывшимися фактами, подошел и сказал, что знает, где хранится настоящая голова моржа. И даже назвал точный адрес. Один из реставраторов отправился туда, но в квартире, где якобы хранился раритет, никого не оказалось. Тогда он направился в полицию, изложил там суть дела и попросил помощи. Стражи порядка вошли в положение, «пробили по базам» хозяина квартиры и выдали заявителю телефон… Геннадия Евгеньевича Семенова. Круг замкнулся.
В общем, загадку эту еще предстоит разгадать. Но в целом животные были приведены в порядок и расставлены так, как они стояли в самом начале. И сейчас композицию Тиле можно назвать одним из главных украшений Верхнего пруда. Да и, наверное, города в целом.
Сегодня набережную Верхнего пруда в Калининграде невозможно представить без скульптурной композиции «Морские животные»
Скульптуры олицетворяют четыре человеческих порока – чванство, зазнайство, высокомерие и тщеславие
В тему
Несмотря на все перипетии, судьбу «Морских животных» Германа Тиле можно назвать удачной. К сожалению, до наших времен дожила лишь малая часть скульптур Кёнигсберга. Причем многие произведения канули в Лету уже после войны. Примеров масса. Возможно, самый известный связан с работой скульптора Шварца (по модели коллеги Пауля Коралуса) «Христос, несущий свой крест». Эта созданная в 1913 году композиция находилась на территории католической общины капеллы Святого Адальберта вплоть до начала 60-х годов прошлого века. Но во время обострения очередной «антирелигиозной кампании» ее решили убрать с глаз долой. Была ли она уничтожена при этом? Не факт…
«Страна Калининград» писала, что, по данным ГАКО, в 1989 году горсовет областного центра разрешил проведение поисковых работ по извлечению скульптуры на территории парка между Лесопарковой улицей и Яблоневой аллеей. Однако поиски ни к чему не привели. Может, просто не повезло?