Например, об одной из самых эффектных вилл района Амалиенау, той, что находится на берегу озера Поплавок (точный адрес: улица Чапаева, 34. – Прим. авт.), говорят следующее: это-де бывшее японское консульство в Кёнигсберге. Или даже посольство.
Совсем не трудно понять, почему народная молва связала эту виллу со Страной восходящего солнца. Формой крыши старинное здание действительно напоминает пагоду и как бы говорит: «Я попало сюда случайно, куда лучше я смотрелось бы на фоне Фудзиямы и в окружении цветущих сакур».
Переплетение стилей
Впрочем, и в Калининграде вилла выглядит прекрасно. Даже несмотря на то, что на протяжении долгих лет она пребывала в запустении.Балдур Кёстер в своей книге «Кёнигсберг. Сегодняшний Калининград. Архитектура немецкого времени» посвятил ей почти страницу, описывая переплетение стилей (готика, классицизм, ренессанс, югендстиль), которые использовал архитектор, имя которого, к сожалению, неизвестно. Во всяком случае, Кёстер его не называет. Зато автор монографии приходит к выводу, что этот зодчий предвосхитил некоторые подходы, которые получили распространение намного позднее – в постмодерне 80-х годов ХХ века.
Что же до виллы на бывшей Регентенштрассе (ныне эта улица носит имя Чапаева. – Прим. авт.), то, по данным сайта «Пруссия39», в 1914 году ее владельцем был торговец канцелярскими товарами Лео Энглик. В советское время из нее сделали многоквартирный жилой дом. А потом… Вот что пишет Кёстер (перевод Алексея Шабунина. – Прим. авт.): «До начала 90-х годов вилла находилась в относительно хорошем состоянии. Но с того времени дом пустует и открыт для всех. В 1998 году он был в полном запустении. В поиске материалов из него вырывались окна, полы, двери и лестничные перила. В 1999 году его наконец обнесли забором».
Адекватны изначальной эстетике
Шли годы, а ситуация не менялась. Обнесенная забором, вилла медленно, но верно разрушалась. Хорошие новости появились лишь три года назад.– В ноябре 2020 года мы выдали собственнику задание на проектирование, где прописываются параметры работ по сохранению объекта, – рассказал тогда «Калининград.ru» руководитель региональной Службы госохраны объектов культурного наследия Евгений Маслов. – Собственником является физическое лицо. На днях к нам пришла лицензированная организация, с которой владелец заключил договор на само проектирование. Мы ей выдали разрешение на проведение этих работ, туда вписали параметры из задания. Планируется системное восстановление. Ну если по-простому говорить, то речь идет о восстановлении, но вообще это приспособление к современному использованию, то есть для жилья. Эта вилла как была жилой, так и будет.
Позже, в декабре 2021 года, Евгений Маслов на своей страничке ВКонтакте выставил визуализацию того, как может выглядеть здание в итоге.
– Еще раз напомню, что проектирование – важнейший этап работ по сохранению объекта культурного наследия (ОКН), – написал чиновник. – Подготовлена концепция приспособления к современному использованию ОКН регионального значению «Вилла, 1905–1910 годы»… Выставляю ключевые ракурсы будущего вида для ознакомления и возможного обсуждения. На наш взгляд, намерения по приспособлению адекватны изначальной архитектурной эстетике памятника и отвечают принципам сохранности историко-культурного объекта. Главное, наконец-то, дошли до реальных действий по его восстановлению!
Сохранить красоту
В марте 2021 года «РБК-Калининград» сообщил со ссылкой на Единый госреестр недвижимости, что новым собственником многострадальной виллы стал председатель совета директоров АО «Русский хлеб» Андрей Бут-Гусаим. Он же фигурирует в качестве застройщика и в положительном решении госэкспертизы проекта восстановления, которое было вынесено весной этого года. Недавно у виллы была замечена строительная техника. За забором закипела работа. Из этого можно сделать вывод, что операция по реанимации здания началась.В коротком разговоре с корреспондентом «Страны Калининград» Андрей Бут-Гусаим был лаконичен. Он лишь отметил, что на восстановление виллы уйдет 2–2,5 года. Вести его он будет в строгом соответствии с согласованным Службой госохраны объектов культурного наследия проектом.
– Хочется сделать качественно и сохранить красоту виллы, – подчеркнул предприниматель.
Что ж, в Кёнигсберге Амалиенау всегда было местом, где селились состоятельные люди. И сейчас многие прекрасные виллы обживают успешные бизнесмены. Вот, например, в вилле Шмидта-младшего на ул. Марины Расковой давно поселился собственник АО «Молоко» Рустам Алиев. И перед этим привел ее в порядок. Хочется верить, что и у «японской» виллы, которая, как мы уже знаем, вовсе никакая не японская, будет такая же счастливая судьба.
И да. Японское консульство в Кёнигсберге, разумеется, было. И находилось оно также в Амалиенау, на Риттер-штрассе. Сейчас в этом доме (ул. Закавказская, 14) – детский сад № 3.
У виллы на улице Чапаева, 34, закипели работы. Проект соласован со Службой охраны объектов культурного наследия
Предполагается, что так вилла будет выглядеть через 2–2,5 года
(фото со страницы Евгения Маслова Вконтакте)
Справка «СК»
Район, или, как еще называется это место, «колония вилл» Амалиенау (современная улица Кутузова с окрестностями. – Прим. авт.), сформировался в нулевых – двадцатых годах ХХ века. Примечательно, что застраивался он по единому плану с концепцией «города-сада», сформулированной в 1898 году английским социологом Эбинизером Говардом. Она предусматривала застройку, где двухэтажные дома (это максимум, можно было еще мансарду) утопают в зелени. Расстояние между виллами должно быть не меньше 30–35 метров, и ни одна улица не могла пересекать другую под прямым углом. То есть смысл был в том, чтобы создать некую противоположность скученному средневековому городу. Так сказать, вырваться на простор и насладиться светом, воздухом и плавными линиями. К работе над проектами вилл были привлечены лучшие архитекторы – Фридрих Хайтманн, Фридрих Ларс, Курт Фрик, Ханнс Хопп, Эрнст Мель и другие.
поделиться