08:26

Двухъярусный мост: снова неопределенность

Газета «Страна Калининград» несколько лет внимательно следит за ситуацией вокруг двухъярусного моста через реку Преголю. 
Откровенно, вся эта история напоминает приливы и отливы. Или движение маятника. Сначала чиновники выдвигают идеи ликвидировать мост (полностью или частично), общественники на это реагируют, в результате все откатывается назад. А потом – опять двадцать пять! 

«Может плачевно закончиться» 

Недавно, 18 июля, отвечающий за инфраструктурный сектор заместитель председателя правительства области Александр Рольбинов в эфире радио «Комсомольская правда – Калининград» сообщил, что часть двухъ-ярусного моста придется убрать. Дело в том, что для пропуска судов этот путепровод придется все время поднимать и опускать, а он аварийный. Оставить его в поднятом состоянии тоже проблема, поскольку непонятно, сможет ли он выдержать ветровые нагрузки. 
– Вся история может плачевно закончиться, – резюмировал чиновник.
Стоит отметить, что Александр Рольбинов высказал это мнение не впервые. Год назад он говорил примерно то же самое, подчеркнув тогда, что окончательного решения нет, потому что мост принадлежит РЖД.

Успокаивающая картинка 

Сама идея демонтажа двухъярусного моста была озвучена в феврале 2019 года. Артур Крупин, занимавший в то время должность главы комитета территориального развития и строительства администрации Калининграда, высказался на одном из мероприятий о том, что историческую ценность представляют лишь некоторые части моста, которые можно аккуратно демонтировать и передать музею.
Это заявление тогда многих возмутило. Что значит «наиболее ценные части»? Мост представляет интерес (и ценность!) как единое инженерное сооружение. Лежащие в музее шестеренки мало кому интересны. 
Позднее чиновники стали высказываться насчет будущего моста осторожнее. А в сентябре того же 2019 года в Музее Мирового океана даже показали картинку, как старый мост будет смотреться между двумя новыми – железнодорожным и автомобильным. Это немного успокоило общественность. 
Да, достопримечательность там будет совсем не видна, но она хотя бы останется на своем месте и по ней можно будет совершать прогулки, ездить, допустим, на велосипеде. В целом у многих сложилось впечатление, что мост удалось отстоять. Но, как мы видим, оно оказалось обманчивым… 

«В одном окопе»

Руководитель региональной Службы государственной охраны объектов культурного наследия Евгений Маслов в беседе с корреспондентом «СК» сказал, что проекта он не видел, но надеется, что в любом случае наиболее ценные элементы моста останутся на месте. 
Начальник отдела охраны объектов культурного наследия и туризма администрации Калининграда Константин Золошков (двухъярусный мост – памятник муниципального значения. – Прим. авт.), в свою очередь, сообщил, что «в настоящее время администрация готовит проект задания на проведение работ по проектированию приспособления объекта культурного наследия к современному использованию». 
По словам Константина Золошкова, на первой стадии проектирующая организация должна будет провести комплексные научные исследования, уточнив ценность сооружения. На основании сделанных выводов и разработают эскиз. Как он будет выглядеть, никто не знает. Но в любом случае его рассмотрят на научно-методическом совете, который действует при Службе госохраны объектов культурного наследия, обсудят на общественной площадке «Горпросвет». 
В случае утверждения эскиза будет принято решение о разработке проекта. При этом чиновник мэрии не исключил, что специалисты могут предложить демонтировать какие-то элементы, но они «будут музеефицированы, а не превратятся в металлолом».
– Моя позиция как должностного лица за годы обсуждения будущего моста не поменялась, –  рассказал собеседник «СК». – Ценность двухъярусного моста заключается не в его архитектуре, а в тех первоначальных инженерных решениях, от которых, откровенно говоря, мало что осталось. 
При этом Золошков надеется, что в итоге будет найдено решение, которое устроит всех. 
– При всех разногласиях с некоторыми защитниками моста я нахожусь с ними в одном окопе, мне также важно, чтобы объекты культурного наследия были сохранены, – заверил он.

К исходной точке

Подводя итог, можно сказать, что ситуация может развернуться в любую сторону. Гарантий того, что мост будет сохранен, а не разобран, просто нет. Не исключено, что все закончится тем, что наиболее ценные, то есть подлежащие охране части моста, как и предлагалось три года назад, будут переданы в музей. Ситуация вернулась к исходной точке. 
Впрочем, если вдуматься, то она с нее и не сходила. В 2019-м никто никому не обещал сохранить эту достопримечательность. Тем, кто ратовал за это, просто показали картинку с тремя мостами, и она их успокоила. 
Однако и посыпать голову пеплом тоже, наверное, еще рано. Тем более что краевед и экскурсовод Евгений Мосиенко, который все эти годы планомерно боролся за сохранение моста, заверяет, что не оставит этих попыток и впредь. По его мнению, чиновники  подобными заявлениями готовят почву для демонтажа, но вряд ли так можно поступить с объектом культурного наследия, не нарушив закон. 
Удивление у Мосиенко вызывают и заявления об аварийности моста. Если это так, то почему он эксплуатируется? 
– Я до сих пор слежу за ситуацией, мы вместе с другими неравнодушными к судьбе объекта людьми собираемся проводить мероприятия, чтобы привлечь внимание к проблеме, –  пообещал калининградец.

Двухъярусный мост: снова неопределенность

Двухъярусный мост давно стал одним из символов Калининграда и… головной болью для автомобилистов, потому что рядом с ним постоянно образуются пробки  

Справка «СК»
Строительство двухъярусного моста в Кёнигсберге началось в 1913 году и завершилось лишь в 1926-м. Сначала мешала Первая мировая война, потом непростое финансовое положение Веймарской республики. В 1945 году мост взорвали отступающие немецкие войска. В 1949-м его восстановили, заменив поворотный механизм подъемным. Раньше мощные электродвигатели поворачивали среднюю часть моста на 90 градусов менее чем за 3 минуты. Сейчас эта часть моста поднимается вверх между двух башен. То есть это памятник не только немецкой инженерной мысли, но и советской. 

Выбор редакции