При этом ворота построены только в середине XIX века. А дом, о котором идет речь, – в начале XVIII-го. То есть он почти на полтора столетия старше Закхаймских ворот. Это вообще самое старое гражданское здание в Калининграде. Сейчас здесь что-то вроде офисного центра (еще есть магазины, небольшое кафе), а раньше располагался Королевский сиротский приют, который начали строить по приказу короля Фридриха I практически сразу после его коронации – в 1701 году. То есть 322 года назад. Просто удивительно!
В честь педагога и теолога
Этот дом возводился по проекту известного архитектора Иоахима Шультхайза фон Унфрида (это он построил юго-восточный флигель Королевского замка). В 1703 году двухэтажное здание в стиле барокко с восьмиугольной башней на крутоскатной крыше над средним ризалитом, как говорят сейчас, было сдано в эксплуатацию. К сожалению, многое из того, что делало приют нарядным (в том числе изящная башенка), до наших дней не дожило.Впрочем, этому зданию повезло много больше, чем тому, что стоит справа (Московский проспект, 162) и составляет с приютом единый ансамбль. Долгие годы оно стояло полуразрушенным. Вернее, недостроенным или недоремонтированным. Многие полагают, что оно современное. Однако это не так. История у него, конечно, не такая древняя, как у Королевского сиротского приюта, но она тоже внушает уважение.
Точная дата постройки неизвестна. Возможно, середина XVIII века, а может, начало XIX-го. Но не исключено, что до Второй мировой войны дом перестраивался. И даже неоднократно. Как писал в одной из своих статей краевед Алексей Губин, в этом здании находилась школа, названная в честь педагога и теолога Густава Динтера. В 1950 году там разместили школу № 2, а в 1968-м здесь находилась школа № 24. Потом там вроде как жили переселенцы. Ну а после настали времена запустения.
В начале нулевых некая частная структура взялась восстанавливать заброшку, и вроде бы резво начала, но потом дело застопорилось .
В списках не значится
Долгие годы, как уже говорилось, стройка была замороженной. А весной прошлого года здание стали обносить строительным забором, за которым закипела работа. При этом никаких баннеров с информацией про то, в чем она, собственно, заключается и когда завершится, на заборе не вывешено.Руководитель Службы государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области Евгений Маслов, комментируя на Калининград. ru ситуацию, сообщил, что в охранном списке это здание не значится.
– Честно говоря, глубоко юридически и научно мы не занимались этим вопросом, но объект не является новоделом. Это каким-то образом реконструированное старое здание, просто в нем уже ничего не узнаешь, что там было раньше. Не только фундамент, но и часть стен могут быть ровесниками сиротского приюта. Но в нашей сфере есть такое понятие: утрата историко-культурного значения. Это очень близко к этому, – приводит портал слова Маслова.
Пять вариантов фасада
Сейчас многострадальный дом принадлежит другой частной структуре. Ее руководитель Николай Чернышев в беседе с корреспондентом «Страны Калининград» был предельно осторожен. Подробно расспросив о том, с чем связан интерес прессы к объекту, он лишь коротко сообщил, что «это будет административное здание» и что капитальный ремонт закончится в ближайшее время.Проект делал известный архитектор Артур Сарниц. По его словам, было подготовлено пять вариантов решений по фасаду и каждое приближало здание к его первоначальному облику. При этом понять, каков он, первоначальный облик, не так просто. Старых снимков почти не сохранилось. Что будет построено в результате – посмотрим. Итоговый вариант в виде визуализации проекта у собственника получить не удалось.
В любом случае, Сарниц полагает, что красный кирпич, в который одевается старинный дом, создаст связь с восстанавливаемым Домом пожарных, который находится на противоположной стороне улицы, с Закхаймскими воротами и с Литовским валом в целом.
«Бог отвел»
– Я видел проект, который планировалось реализовать в начале двухтысячных. Это было современное здание, которое полностью убивало дух историзма на площади у бывшего Королевского приюта. Но Бог, как говорится, отвел, – считает Артур Сарниц. – Теперь у этой территории есть шанс на развитие, есть перспектива на создание привлекательного пространства – без загораживающих вид рекламных конструкций, без киосков. А предпринимателям можно выделить места в соседних зданиях.Также архитектор мечтает о том, что когда-нибудь бывший Королевский приют вернет себе первоначальный вид: с барочной башенкой и прочими милыми украшениями. Это было бы целесообразно еще и потому, что Музей Мирового океана получил в распоряжение находящийся рядом бастион «Литва» и собирается развивать эту территорию. Давно ведутся разговоры о строительстве моста на остров Ломзе и создании большой пешеходной зоны.
Поэтому, как знать, может, возвращение башенки на крышу приюта и не за горами.
Красный кирпич на фасаде должен связать это здание на Московском проспекте с Домом пожарных и вообще с Литовским валом
Так здание школы выглядело раньше – это оно на фоне Закхаймских ворот
Здание Королевского сиротского приюта с той самой башенкой
Справка «СК»
Густав Фридрих Динтер (1760 – 1831) – немецкий педагог, теолог и писатель. Он родился недалеко о Лейпцига. Там же изучал теологию и педагогику. Занимал позднее несколько пасторских должностей. В 1797 году был назначен директором учительской семинарии в Дрездене, а в 1822-м стал профессором теологии в университете Кёнигсберга. Параллельно с преподаванием активно писал. Из-под его пера вышло около 60 работ, главным образом по педагогике и теологии.
фото автора и из архива Артура Сарница
поделиться