Где эта улица?
В ходе первого этапа проекта в прошлом году виртуально воссоздали дом Канта, в котором он жил с 1783 по 1804 год (оценить эту работу можно, пройдясь по ссылке kantiana.ru/virtual/. – Прим. авт.). Также в 2022-м в сборнике «Калининградские архивы» (18+) вышла статья историков Елены Барановой и Виталия Маслова «Иммануил Кант – дома. Часть 1», где дано описание экстерьера жилища философа. Давайте зайдем в гости к гению и мы.Но сначала стоит отметить, что, как сейчас говорят, своей жилплощади у Канта долгое время не было. Сначала он жил у родителей – с 1724 по 1740 год. Дом этот (тогда Заттлер-гассе, 3) сгорел еще при жизни философа, в 1769 году. Сейчас на его месте (теперь это Ленинский проспект, 40–42) стоит обыкновенная хрущевка с мемориальной табличкой на фасаде.
Потом философ снимал квартиры. Обзавестись собственной крышей над головой ему удалось лишь в 59 лет. 30 декабря 1783-го он купил дом на улице, которая сначала называлась Шлоссграбен, затем – Принцессинплац, Принцессинштрассе, а перед Второй мировой войной была переименована в Кантштрассе. Сейчас нет ни этой улицы, ни этого дома, который стоял примерно на том месте, где сейчас разъезд трамвайных путей между гостиницей «Калининград» и торговым центром «Плаза».
Сделка стоимостью 5 500 гульденов была совершена со вдовой художника-портретиста Иоганна Готлиба Беккера. Историки полагают, что она продолжала жить еще несколько лет (то ли до 1787 года, то ли до 1790-го) в одной из комнат, которую Кант предоставил ей бесплатно. Кстати, сначала он хотел ее сдать в аренду бывшему слушателю Георгу Буркхардту, но потом отказался от этого плана, не согласившись с претензиями потенциального квартиранта на использование сада. Сад этот, маленький и неухоженный, был разбит за домом в бывшем замковом рву. Кант почти не заходил туда из-за того, что мальчишки бросали через забор камни. Но своих сотрапезников угощал фруктами из этого сада и стол украшал розами оттуда же.
Страдальцы и жалобщики
Дом еще до того, как стать собственностью Канта, неоднократно перестраивался. Сначала он представлял собой одно-этажное фахверковое строение. Затем был пристроен второй этаж. Посетивший Канта в 1789 году российский историк Николай Карамзин писал: «Домик у него маленький, и приборов [мебели] внутри не много. Все просто...».
На рисунках видно, что на Принцессинштрассе выходили четыре окна первого этажа и пять окон второго этажа. Дом завершала двускатная мансардная крыша, под которой гнездились воробьи, часто садившиеся на окна кантовского кабинета. Философ жалел их, называл страдальцами и жалобщиками.
Итак, начинаем экскурсию. «Через дверь с Принцессин-
штрассе Кант, слуги и гости попадали в прихожую. На нижнем этаже слева от прихожей располагалась лекционная аудитория, напротив прихожей— кухня, справа от нее — комната кухарки. На втором этаже также имелась прихожая, рядом с ней в передней части дома – столовая, направо – гостиная, а за ней со стороны сада – спальня, библиотека и кабинет. В мансарде были три каморки и комната слуги... В лекционной комнате имелся камин. В темные зимние месяцы зал освещался свечами. Они дымили, и серый налет от них оседал на стенах, окрашенных белой известью.
В объявлениях о кантовских лекциях говорилось, что их могли слушать до 30 человек. Для этого в помещении размером примерно 7 на 5 м были установлены стол и стул для лектора, скамьи и столы для студентов. Так как аудитория не отличалась большими размерами, в ней поставили только два ряда длинных столов, за которыми могли сидеть 16 человек. Остальные студенты размещались на простых скамьях без столов. Также лектора могли слушать и те, кто находился в небольшой прихожей», – пишут Елена Баранова и Виталий Маслов.
Авторы обращают внимание на то, что кухарка Канта – пожилая женщина – держала кота и собаку и приводят воспоминания профессора теологии и друга Канта Иоганна Готфрида Хассе: «Когда вы входили в дом, наступала мирная тишина: открытая кухня с запахом еды, лающая собака или мяуканье кота, фавориты его повара (которым, как говорил Кант, она читает целые проповеди), можно было подумать, что этот дом необитаем».
После смерти Канта в 1804 году его дом сначала преобразовали в гостиницу с бильярдным столом и кегельбаном, затем он использовался одним из кёнигсбергских стоматологов. После этого здесь располагались справочное бюро и магазин. А в 1893 году при расширении одной из фирм дом снесли. Осталась лишь входная дверь, которую передали в музей «Пруссия».

Эта цветная литография сделана неизвестным мастером с оригинала Фридриха Генриха Билса, около 1842 г. Восточно-Прусский государственный музей, Люнебург, Германия
(Фото с сайта kant-online.ru)
цитата,, :
:После смерти Канта в 1804 году его дом преобразовали в гостиницу с бильярдом и кегельбаном
поделиться