Находится он в конце Литовского вала, в глухом месте, и туда редко добираются гости. Да и свободного входа не было, рассмотреть бастион нормально можно было разве что с воды или прогуливаясь по задворкам в конце набережной Трибуца. Между тем постройка ХIХ века неплохо сохранилась, у нее богатая история. А теперь появился и шанс на будущее: в ноябре прошлого года объект культурного наследия передали музею-заповеднику «Музей Мирового океана».
Петр Первый прогулялся на яхте
На прошлой неделе журналистам презентовали новый туристический маршрут «Над Новою Преголей, где Петр ступал!», куда вошел бастион.– Это часть второго вального кольца. Бастион так и не был достроен, потому что быстро устарел и оказался не нужен. Так что свою оборонительную функцию он так и не исполнил: у немцев его использовали как помещения для яхтенного клуба университета «Альбертина», позже там размещалось целых шесть гребных клубов (добавились школьные), – рассказал экскурсовод Даниил Пиганов. – Во время войны в этом районе сильных боев не было, так что здание не пострадало. В советское время его использовали как военные склады, размещался тут и яхтклуб Балтфлота.
Работа предстоит серьезная.
– Ученые сейчас активно занимаются сбором данных об этом уникальном объекте, волонтеры помогли привести территорию вокруг в порядок, расчистили часть помещений внутри, – рассказал Денис Миронюк, заместитель гендиректора музея. – В будущем в бастионе планируют разметить коллекцию традиционных судов (сейчас она находится во «Фридрихсбургских воротах», но там нет выхода к воде). Откроются внутри и выставки.
Впрочем, уже сейчас в бастионе есть на что посмотреть: старинные каменные своды, узкие проходы, комнаты впечатляют! Интересных сведений тоже накопилось много. Например, рядом на реке располагалось «литовское бревно» – таможня, где нужно было заплатить, чтобы ввезти товары в город. Удалось найти и архивные фотографии яхтклуба университета «Альбертина» 1920-х.
В финале – чаепитие
Маршрут, в который вошел бастион «Литва», интересен не только новым для калининградцев и гостей области местом. Но и остальным содержанием: начинается он от Музея Мирового океана на катере, проходит по воде – и отсюда можно увидеть город с непривычного ракурса и рассмотреть некоторые детали, следы прошлого, которые когда-то видел Петр Первый.– Фигура Петра Первого для маршрута выбрана не случайно: в ХVII веке Кёнигсберг стал первым европейским городом, который посетил русский царь (всего он бывал здесь семь раз), – объяснил экскурсовод. – Он приехал первым и, ожидая других участников Великого посольства, самостоятельно исследовал город, в том числе с воды. Известно, что он посетил таверны, баню, а потом на яхте осмотрел город. Отрезок этого пути – от Фридрихсбургских ворот до бастиона «Литва» – мы и повторяем.
После водной прогулки и посещения бастиона туристы пешком прогуливаются по Литовскому валу. По пути много исторических объектов: Закхаймские ворота, Королевский сиротский приют (одно из самых старых зданий в городе), приют Иоханна и многое другое (подробнее о них читайте в рубрике «Наш край» на сайте strana39.ru (12+). – Прим. авт.). Завершается все экскурсией в «Королевских воротах» и тематическим чаепитием.
– Мы угощаем гостей фирменным напитком, связанным с Петром Первым, его придумали сами! Известно, что царь больше любил кофе – попробовал в Голландии и пристрастился к напитку, открыл в Санкт-Петербурге кофейню. Но пил он, конечно, и чай, а еще любил разные специи — их мы добавили в напиток и подаем его с традиционными пряниками и сушками, – рассказали в «Королевских воротах».
Кстати, там проводят разные чаепития: например, китайское или викторианское, на котором гости пьют чай из дорогого английского фарфора (сервиз подарил музею губернатор). На такие мероприятия приглашают в качестве лекторов интересных экспертов.
Новый маршрут заработает в конце апреля. А на майских праздниках стартует новинка в формате «хоп-он-хоп-офф»: это длинный автобусный маршрут через основные достопримечательности и районы, когда в определенных местах можно высаживаться, задерживаться, где понравилось, а затем продолжать поездку уже на следующем рейсе. Так даже за один день можно успеть осмотреть все самое интересное.
поделиться