Причины на поверхности: во-первых, это выдающиеся мастера, а во-вторых, многие их произведения сохранились до наших дней. 8 марта есть повод вспомнить о Кауэре, которого не стало ровно 80 лет назад.
Дыхание античности
Будущий скульптор родился 18 октября 1867 года в городке Бад-Кройцнах. Немецкий исследователь Мюльпфордт в работе «Кёнигсбергская скульптура и ее мастера» пишет, что Кауэр принадлежал семье, чем-то напоминающей семью Иоганна Себастьяна Баха: у великого композитора все родственники занимались музыкой, а у Кауэра – скульптурой. Все его восемь сестер и братьев так или иначе отметились на этом поприще.Отец Станислава быстро разглядел у сына способности и отвез в Рим, где тот начал заниматься лепкой. В Вечном городе Кауэр-младший прожил с некоторым перерывом с 1982 по 1905 год, успев проникнуться эстетикой античного искусства. Его влияние специалисты обнаруживают практически во всех его работах. В 1907 году, после двух лет жизни в Берлине, Кауэр переехал в Кёнигсберг и долгое время заведовал классом скульптуры в Академии художеств, став явлением в художественной жизни Кёнигсберга.
«Буря и натиск»
В здании академии, построенном по проекту известного архитектора Фридриха Ларса (1880–1964), сейчас – школа № 21. Над главным входом расположено изящное полуциркулярное окно, которое обрамляют два рельефа в виде женских фигур. Одна – с рогом изобилия, другая – с венком славы. Это музы, символизирующие богатство и успех. Создал их Станислав Кауэр, и это одна из самых известных его работ. Не меньшей популярностью у жителей и гостей города пользуются стоящий у драмтеатра памятник Шиллеру, получивший несколько лет назад пристанище в Музее Мирового океана (ММО) фонтан «Путти» (итал. putto, лат. putius — «маленький мальчик». – Прим. авт.), горельефы на бывшем Хуфенском лицее в начале ул. Леонова и фигура Геркулеса на шлюзе пруда Хаммертайх, ныне ручье Воздушном.Экскурсоводы любят показывать эти произведения. Ведь о каждом есть масса занимательных историй. Про памятник Шиллеру, установленный в 1910 году, рассказывают, например, что в качестве модели выступил портовый докер. Оттого, наверное, скульптура получилась мощная. Вроде спокойно стоит поэт, поза статичная, а такие «буря и натиск» от него исходят (так называлось литературное движение, к которому был близок Шиллер. – Прим. авт.), что коленки иной раз подгибаются. Про «Геркулеса» можно услышать историю о том, что на его создание Кауэра вдохновил один из основоположников бодибилдинга, уроженец Кёнигсберга Евгений Сандов (1867–1925).
Экскурсоводы рассказывают о том, что на создание фигуры Геркулеса (ее можно увидеть на шлюзе Воздушного ручья) скульптора вдохновил уроженец Кёнигсберга, один из основоположников бодибилдинга Евгений Сандов
Спасение «Путти» и судьба «Гениуса»
В начале XX века в Кёнигсберге насчитывалось более 100 общественных фонтанов. Практически все они были утрачены во время и после Второй мировой войны. Созданному в 1908 году «Путти» повезло, хотя мытарств на его долю выпало много. Долгое время фонтан стоял у Королевского замка, потом его перенесли во двор зданиямедучреждения на современной улице Больничной. Данные о том, когда это произошло, разнятся. По одним сведениям, еще в 1930-х, по другим – уже после войны.
Произведение там откровенно пропадало. Место рядом с ним облюбовали любители выпить, и в процессе возлияния они «дополняли» работу Кауэра: тушили о глаза каменных детей окурки, отбивали им носы и гениталии. Попытки как-то привести композицию в порядок на пользу ей не шли. Говорят, какая-то добрая душа даже покрасила ее масляной краской. Но в итоге все кончилось хорошо. Фонтан 15 лет назад передали ММО, отреставрировали и установили за «Пакгаузом».
Мало кто помнит о том, что в Калининграде есть работа Кауэра, украшавшая другой фонтан Кёнигсберга. Речь о бронзовой скульптуре «Юная Венера» – хрупкой обнаженной девушке с прической, как у древних египтян. Сейчас она находится в Музее изобразительных искусств. В здешней коллекции произведений Каэура – также скульптура «Нимфа после купания», встречающая посетителей в фойе; аллегория «Весенний ветер» – это статуэтка словно плывущего по воздуху обнаженного юноши и мраморный горельеф «Гениус», созданный мастером еще в Риме в 1903 году.
В 1912-м этот горельеф установили на парадной лестнице Кёнигсбергского университета. Во время налета английской авиации в августе 1944 года здание сильно пострадало, а «Гениус» пропал. Долгое время он считался утерянным, но в 1960-е его нашла местная жительница на развалинах медицинского факультета Альбертины. В конце 80-х годов работу очистили и передали в музей. Кстати, в ММО есть свой «Гениус», это авторская копия произведения.
Фонтан «Путти» сегодня находится на территории Музея Мирового океана
Ни дома, ни могилы
Кауэр был также мастером скульптурных портретов. В экспозиции музея есть бронзовый бюст Бритты Брунс. Это копия сделанного Кауэром портрета 19-летней дочери профессора Оскара Брунса, директора медицинской амбулатории в Кёнигсберге. Скульптор часто гостил в доме профессора на Эрнст-Вихертштрассе. Долгое время там жила и близкая подруга Фридриха Ницше и Зигмунда Фрейда – Лу Андреас-Саломе, которая проводила для Бритты сеансы психоанализа и написала для нее книгу «Час без бога и другие детские истории».Дом, где жила увековеченная Кауэром девушка, сохранился. Его адрес: ул. Гоголя, 11. А вот дом Кауэра на Граф-Шпее-штрассе (ныне ул. Донская. – Прим. авт.) до наших дней не дожил. В 1933 году Кауэр вышел на пенсию, а через 10 лет умер и был похоронен на кладбище около Юдиттен-кирхи (ныне Свято-Никольский храм). Могила скульптора не сохранилась.
Моделью для памятника Шиллеру напротив драмтеатра был, говорят, портовый докер
Справка «СК»
В Калининграде работы Кауэра также можно увидеть на портале главного входа в УФСБ (рельефы из ракушечника), во дворе корпуса БФУ им. И. Канта на ул. Университетской («Мать и дитя») и фасаде гимназии № 1 (копии голов Канта, Коперника, Гердера и Коринта). В Черняховске есть копия памятника Кауэра в честь Инстербург-уланского полка. В Светлогорске находится мраморная скульптура «Купальщица», выполненная мастером в 1912 г.
поделиться